Елена Бабарико
Кейс-технологии и применению ее в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Публикация «Кейс-технологии и применению ее в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Понятие «интерактивный» выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы, взаимодействовать с кем-либо, а также с чем-либо (компьютером).
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. То-есть, проблема ставится перед детьми на основе ситуаций из реальной жизни.
Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.
Очень важное условие работы по кейсам – активное обсуждение всеми детьми, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кому поручат. Иначе получится, что это просто опрос по картинке или по воспринимаемой ситуации. В процессе обсуждения кейса педагог обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово детям, чтобы они сами отвечали на них. Ключевые вопросы педагога при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Что может произойти и к чему может привести, если?» Весь смысл даже не в результате, а в процессе обсуждения, когда завязывается дискуссия, когда в споре и рассуждении рождается истина.
О пользе кейс-технологии и использовании кейсов в развитии и воспитании дошкольников
Все авторы признают, что в случае целенаправленного и регулярного применения педагогами кейс-технологий дети дошкольного возраста :
• получают необходимую информацию в общении со сверстником, с взрослым;
• соотносят свои устремления с интересами других;
• доказывают свою точку зрения, аргументируют ответ, формулируют вопрос, участвуют в дискуссии;
• воспринимают ситуацию целостно, критически, объективно;
• происходит формирование у детей навыков работы в команде;
• развивается умение адекватно вести себя в возникающих конфликтных и проблемных ситуациях;
• обеспечивается взаимосвязь с жизнью, практикой и игрой ребенка;
• развивается информационная компетентность детей; они учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Виды кейс – технологии :
- Кейс – стади (ситуация) Анализ конкретных ситуаций,
- Кейс – иллюстрации,
- Фото – кейс,
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)
По содержанию кейса и степени его воздействия на обучающихся выделяют:
практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
• соответствовать четко поставленной цели создания;
• определение темы и вопроса – должны быть привлекательными и увлекательными для участников;
• иметь соответствующий уровень трудности (возрасту, обученности детей);
• иллюстрировать типичные ситуации;
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать обмен мнениями, диалог, дискуссию;
• иметь несколько решений (не обязательно в дошкольном детстве).
Правила применения кейс-технологий.
Кейс-технологии – это интерактивные технологии, это – форма в которой мы организуем активное обсуждение и познание жизненных ситуаций.
Педагог активен в разработке заданий проблемного типа, ориентированных на практическую ситуацию. После инициативу и главенство нужно не бояться отдать.
Главные действующие лица в кейс-обучении – дети, коллектив детей. Педагог находится с ними в равной позиции.
Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы.
Акцент в образовательной деятельности нужно перенести не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество детей и педагога.
При работе с кейсом следует выдерживать технологические этапы. Этапы лучше наглядно обозначить символами.
Наглядность – это ведущий дидактический принцип и при работе с кейс-технологиями.
ВЫВОД
Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.