Власюк Марина
Консультация для педагогов «Кейс-технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс-технологии (консультация для педагогов)
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, они требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно проектировать образовательный процесс, кейс-метод. С его помощью можно моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности
Публикация «Консультация для педагогов „Кейс-технологии“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Кейс-метод – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.
Кейс-метод повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявлять их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог с взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формировать собственную точку зрения.
Кейс-технология в образовании предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.
К кейс-технологиям относятся :
метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
метод ситуационно-ролевых игр;
игровое проектирование;
метод инцидента;
метод разбора деловой корреспонденции;
метод дискуссии.
Чаще, в дошкольных учреждениях, используют первые три метода.
Напомню еще раз, что сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).
Кейс – метод развивает :
1. умственные, сенсорные и речевые способности.
2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
4. практические умения.
5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).
Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно - образовательном процессе.
Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.
Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Мне бы хотелось более подробно остановиться на «Кейс-иллюстрации». Данный вид кейс-технологий применяется в конструировании в виде схем, иллюстраций, активизирует мысли детей, развивает воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывает чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
В «кейс-иллюстрацию» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Алгоритм работы над кейсом-иллюстрацией на примере занятия :
Первый этап: подготовительный.
Знакомство с ситуацией (фотографией).
В ходе рассматривания зачитывается текст. Пришло письмо от LEGO-человечков. Их город разрушил ураган.
На втором этапе: мотивационном, дети совместно со взрослым выделяют проблему, определяют целевую установку.
Постановка проблемы: «Как вы думаете, в чем проблема?»
На третьем этапе: «мозговой штурм», педагог активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоционально-чувственный опыт детей, осуществляет координационную работу вовремя поисковый деятельности воспитанников.
Как можно помочь? Где живут где находится LEGO-город?
Четвертый этап – анализ принятия решения, воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, дети демонстрируют умения логически мыслить.
Отправляются в LEGO- город, выполняют задания
И на пятом, оценочно-рефлексивном, этапе, дети размышляют, выдвигают аргументы, применяют полученные знания.
Кейс-проблемная ситуация «Поможем LEGO-человечкам
Направлен на: • способность формулировать проблему;
• умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;
• способность коллективно решать сложные задачи;
обучение детей конструировать : по образцу, схеме, по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры; выкладывать симметрию;
- развитие образного и пространственного мышления, моторики рук, последовательности в выполнении действий, умение выразить свой замысел;
воспитание желания взаимодействовать в малой группе сверстников.
Кому адресован: Дети подготовительной к школе группы.
Ситуация: Приходит письмо от LEGO-человечков с просьбой помочь в восстановлении города
Момент проблемного включения детей Как помочь LEGO-человечкам? Где живут LEGO-человечки? Как добраться до LEGO-города?
Комментарии
Примеры кейсов, которые я использовала на занятии по LEGO-конструированию «Поможем LEGO-человечкам восстановить разрушенный город»
Конструирование по образцу, схеме:
ДОМ
Цель: формировать умение осуществлять подбор деталей по образцу, необходимых для конструирования (по виду, цвету, размеру и форме);
развивать умение конструировать по условиям, моторику рук
активизировать словарь детей.
Возраст: 5-6 лет
Уровень сложности: второй
Материалы: LEGO-дупло
Раздаточный материал: Пластины (количество и форму ребенок определяет самостоятельно) набор должен включать – окна и двери.
Время на выполнение: 20-25 минут
Критерии оценки: соответствие фигуры заданным условиям (дом)
умение правильно скреплять детали конструктора
качество выполнения
Сфера использования: Возможно давать задание в рамках образовательных занятий и в рамках свободной деятельности ребенка
Описание задания: Нужно построить дом. У дома обязательно должны быть – двери, окно (можно два, труба.
Дополнительная информация В начале объяснения показывается несколько моделей домов из конструктора, также необходимы рисунки разных домов.
Детали для выполнения задания дети отбирают самостоятельно.
После выполнения задания необходимо показать детям все варианты домов, которые у них получились.
Конструирование по условию
Бабочка
Цель: - совершенствовать в подборе деталей, необходимых для конструирования (по виду, цвету, размеру и форме, выдерживать форму для конструирования;
- развитие умения конструировать по условиям (форма фигуры);
Возраст: 5-6 лет
Уровень сложности: второй
Материалы: LEGO-дупло
Раздаточный материал: Пластины на выбор ребенка
Время на выполнение: 20-25 минут
Критерии оценки: выполнение заданных условий (форма фигуры)
умение правильно скреплять детали конструктора
качество выполнения
Сфера использования: Возможно давать задание в рамках образовательных занятий и в рамках свободной деятельности ребенка
Описание задания: Нужно построить бабочку, чтобы она могла перенести детей через реку. Выложить детали соблюдя симметрию
Дополнительная информация В начале объяснения рассматривается половинка выложенной бабочки.
Детали для выполнения задания дети отбирают самостоятельно.
После выполнения задания необходимо, чтобы ребенок сравнил симметрию.
Конструирование по теме по условию
LEGO- город
Цель: - совершенствовать умение детей осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по определенной теме, выполнять деятельность в соответствие с общей целью;
- развивать замысел, пространственное мышление;
- воспитывать желание работать совместно с другими детьми.
Возраст: 5-6 лет
Уровень сложности: третий
Материалы: Набор LEGO-дупло
Раздаточный материал: плитка, 1*2 – 28 шт. ; плитка 1*4 – 28 шт. ; плитка 1*4 – 28 шт. ; кирпич 8*16 – 4 шт. ; кирпич с соединительным штифтом – 4 шт. ; пластина 1*2 – 20 шт. ; пластина 1*4 – 20 шт. ; пластина 1*6 – 20 шт. ; пластина 1*8 – 22 шт. ; пластина 1*1 круглая – 16 шт. ; зубчатое колесо, 24 зуба – 4 шт. ; колесный диск 24*4 – 2 шт. ; шина – 4 шт. ; ось 10-модульная – 2 шт. ; шина 30. 4*4 – 2 шт. ; соединительный штифт с выступами 3-модульными – 2 шт. ; дверная коробка – 4 шт. ; дверь – 4 шт. ; окно – 13 шт. ; рама – 13 шт. ; кирпич для перекрытия – 22 шт. ; цветок – 1 шт. ; тело – 6 шт. ; голова – 6 шт. ; волосы – 2 шт. ; кепка – 3 шт. ; кепка – 3 шт. ; ноги – 6 шт. ;
Время на выполнение: 20- 25 минут
Критерии оценки: соответствие поделки теме
соответствие выполненных фигур замыслу
проявление творческих способностей
завершенность своей части постройки
качество выполнения
Сфера использования: Возможно давать задание в рамках образовательных занятий и в рамках свободной деятельности ребенка
Описание задания: Нужно построить дома LEGO- по выбранным самостоятельно схемам.
Дополнительная информация Детям дается задание: сконструировать какую-либо часть города.
Предварительно проводится беседа о том, какие постройки есть в каждом городе (магазины, заправки, завод).
В конце работы все постройки объединяются в город.
Конструирование по замыслу
Ключ
Цель: - формировать умение осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (исходя из формы и назначения предмета);
- развивать умения конструировать по замыслу, мелкой моторике рук
-воспитывать желание работать вместе.
Возраст: 5-6 лет
Уровень сложности: Третий
Материалы: Набор деталей LEGO-дупло
Раздаточный материал: Детали для выполнения задания дети отбирают самостоятельно (кирпич 2*4 – 5 шт. ; кирпич 2*2 – 10 шт. ; кирпич 4*2 – 8 шт. ; кирпич с кривой с двух сторон вниз 2*4 – 6 шт. ; кирпич с кривой 2*4 – 2 шт.)
Время на выполнение: 20-25 минут
Критерии оценки: соответствие фигуры замыслу
правильность крепления деталей
проявления творческого замысла
качество выполнения
Сфера использования: Возможно давать задание в рамках образовательных занятий и в рамках свободной деятельности ребенка
Описание задания: Нужно сконструировать робота.
Дополнительная информация В предварительной беседе обсуждается, зачем нужны ключи. Из чего изготавливают, какие бывают по форме.
В ходе обсуждения демонстрируются модели роботов (необходимо показать модели роботов из LEGO)
Детали для выполнения задания дети отбирают самостоятельно.
После выполнения необходимо обсудить построенные модели ключей, проанализировать их на соответствие форме.