Приложение МААМ

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда

Ирина Павлова
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда

Функциональная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие в процессе осуществления психической деятельности – одна из важнейших характеристик человека, эволюционное новообразование, не уступающее по своей важности прямохождению, речи, сознанию.

Функциональная специализация и взаимодействие полушарий обеспечивают человеческой психике устойчивость, упорядоченность и дифференцированность.

С середины ХХ века проблема межполушарного взаимодействия стабильно удерживает первое место в исследовательском поле нейронаук.

Публикация «Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

К межполушарному взаимодействию обращаются также клиницисты, лингвисты, педагоги, и в частности, коррекционные педагоги, не говоря уже о средствах массовой информации.

Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески.

Чем лучше развиты межполушарные связи, тем лучше развиты у ребёнка интеллект, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Использование игр для развитие межполушарного взаимодействия является необходимым условием «включения» мозговой активности ребенка, способствует повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.

Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие.

Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Межполушарное взаимодействие – это механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую, целостно работающую систему. Оно формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Чем лучше развиты межполушарные связи, тем лучше развиты у ребёнка интеллект, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Два полушария тесно связанны между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушения мозолистого тела искажают познавательную деятельность. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.

Многочисленные исследования показали, что у детей с нарушениями речевого развития ведущим полушарием является правое, значит левое блокируется. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами, возникают сложности с речью.

Нейропсихологи утверждают, что именно нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития устной речи, чтения и письма.

Для детей с нарушениями развития устной речи, чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонией созревания головного мозга, нарушением межполушарного взаимодействия. У таких детей происходит неправильная обработка информации, возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в восприятии учебной информации в целом.

Есть специальный тест на определение наличия нарушения межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислексии и дисграфии.

Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев этой руки (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.

Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.

Почему межполушарное взаимодействие оказывается не сформированным?

Причины несформированности межполушарного взаимодействия:

• болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

• родовые травмы;

• болезни ребёнка в первый год;

• длительный стресс;

• общий наркоз.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

• нарушения развития устной речи;

• нарушения письменной речи, в частности, зеркальное написание букв и цифр;

• псевдолеворукость;

• моторная неловкость;

• агрессия;

• плохая память;

• отсутствие познавательной мотивации;

• инфантильность.

Как же можно помочь такому ребенку? Первым делом обратиться к специалисту нейропсихологу, делать специальные кинезиологические упражнения, направленные на улучшение и развитие межполушарных связей. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллект.

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления, создаются условия для коррекции нарушений речевого развития.

Кинезиологические упражнения следует выполнять, постепенно усложняя и увеличивая время выполнения и сложность упражнений.

Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия «включает» мозговую активность ребенка и способствует повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.

В комплексе с лечебными мероприятиями работа над межполушарным взаимодействием дает хорошие результаты у детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с педагогической запущенностью. Дети с особыми образовательными потребностями часто имеют трудности поведения и концентрации внимания. Целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует коррекции, в том числе и поведенческих расстройств.

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур, период наибольшей когда возможна полная коррекция нарушений развития. Помочь в этом может кинезиология, одна из здоровьесберегающих технологий.

Кинезиологические упражнения

Телесные упражнения

Упражнение "Ухо - нос"

Левой рукой взяться за кончик носа, правой рукой – за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Упражнение "Змейка"

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.

1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог.

2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Упражнение "Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для изучения лексической темы «Зима» в рамках коррекционной работы учителя-логопедаДидактические игры и упражнения для изучения лексической темы «Зима» в рамках коррекционной работы учителя-логопеда Тема "Зима. Приметы зимы" по программе дополнительного образования "Говорю правильно" изучается в декабре. В это время ребята уже выучили.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Кинезиологические упражнения в работе с детьми компенсирующей группы в ДОУ. ФотоотчетКинезиологические упражнения в работе с детьми компенсирующей группы в ДОУ. Фотоотчет Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приемов.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Опыт работы «Нейроигры в работе учителя-логопеда»Опыт работы «Нейроигры в работе учителя-логопеда» В последнее время, в связи с развитием науки и техники, на нас и наших детей обрушилось большое количество информации. Усложняются образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 6 апреля 2024 в 06:46
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Павлова (УИ 3059503) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД