Получи документы

Классный час «Ритмы жизни»

Елена Рязанцева
Классный час «Ритмы жизни»

Цель: популяризировать здоровый образ жизни.

Задачи:

• на конкретных примерах раскрыть понятие "здоровый образ жизни".

• формировать интерес и потребность к положительным увлечениям в жизни человека,

• пропагандировать занятие спортом.

Слайд. 1

Задумывались вы над тем, почему люди чувствуют себя бодрее в определенное время дня, года, почему одни люди до глубокой старости сохраняют высокую работоспособность и умственную продуктивность, а другие увядают в молодости?

Публикация «Классный час „Ритмы жизни“» размещена в разделах

На все эти вопросы легче дать ответ, если учесть, что живые существа обладают «внутренним механизмом», способным измерять время. Он обеспечивает высокое совершенство и гармонию жизни в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.

Между ритмом жизни и здоровьем есть прямая и тесная связь, которую можно сформулировать так: ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – нездоровье.

Как в организме человека, так и во всем живом мире повторяются определенные явления, знаменуя собой наступление следующего отрезка времени. Цветение растений, сезонные миграции зверей и птиц, чередование сна и бодрствования и многие другие циклические процессы в природе – все это проявление биологических ритмов.

Организм способен чувствовать и измерять время. Этой способностью обладают практически все живые существа – от растений до человека. Именно это свойство помогло многим организмам выживать в борьбе за существование.

Слайд. 2 Биоритмы и жизнедеятельность

У человека есть биологические часы, но не столь точные, как у некоторых животных.

О ритмическом изменении состояния организма человека известно было давно. Греческий врач Герофил из Александрии за 300 лет до н. э. обнаружил, что пульс у здорового человека меняется в течение дня. Но эти знания были интересны лишь ученым да врачам.

Подсознательно человек выбирал для работы часы, когда легче работалось. Только приблизительно 400–500 лет назад человек начал жить по часам, а до этого в них необходимости не было. С той точностью, которая нужна была, «работали» природные и биологические часы, хотя работу своих «живых» часов человек практически не осознавал.

Слайд. Да, несовпадение биологических, психических и социальных ритмов приводит к нарушению жизненно важных стереотипов. Из-за этого происходят болезни и нарушения. Организм не успевает адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. В нелегком деле приспособления помогает движение.

Слайд. 3 Движение – важнейший биологический стимулятор развития и совершенствования всех физиологических функций организма. Правильно развиваясь, организм получает больше возможностей для адаптации. Мы дорожим каждой минутой и часто думаем, что в сутках всего 24 часа! Наступило время, когда человек не только осознал, но и «почувствовал» свой ритм. Почувствовал, как чувствует больное сердце. Пока сердце здорово, мы не замечаем его работы, но стоит ему «забарахлить». , так и биологические часы. Мы чувствуем, когда они разлаживаются.

Слайд. 4 Причина этого разлада в том, что человек перестал жить по биологическим часам. Гораздо важнее социальные ритмы : время начала и конца рабочего дня, работы транспорта, зрелищных предприятий. Социальные ритмы перестали укладываться в рамки свойственных человеку биологических ритмов и, в первую очередь, ритма «сон – бодрствование».

Ритм изменения функционального состояния человека – это один из важнейших биологических ритмов, использовать который надлежало бы в первую очередь.

Было бы лучше всего принимать ответственные решения только в те часы, когда мозг легче справляется с этим.

Отдыхать только тогда, когда близится наступление расслабленности! Да, но это не так просто! Как узнать, когда лучше работать, когда выполнить самую ответственную часть работы? Когда отправить в полет космический корабль? Когда организм легче перенесет взлет?

Многовековой народный опыт не дает прямого ответа на этот вопрос. Увлечение биологическими ритмами сегодня – это не дань моде, а необходимость наших дней.

Слайд. 5 Суточные ритмы

Ритмичность – это основное свойство живого организма, его неотъемлемое качество. Основной ритм в этой системе – суточный. В этом ритме изменяются все функции нашего организма.

Сейчас мы попытаемся изменить свой ритм. Для этого мне нужно 4 человека.

(4 человека выходят к доске)

Слайд. 6 Конкурс «Сбереги яблоко»

По мнению большинства, яблоко является очень полезным продуктом. Поэтому сейчас мы его используем еще с большей пользой. Задачей наших участников является за 1 минуту как можно больше синхронно присесть, зажав яблоко лбами, не держась друг за друга руками.

Слайд. 7 Ученые располагают сведениями о суточной периодичности 300 функций и процессов. Одним из главных считается ритм температуры тела.

Ночью температура тела человека самая низкая. К утру она повышается и достигает максимума к 18 часам. Этот ритм на протяжении долгих лет эволюции позволял чередовать степень активности организма в зависимости от периодических температурных колебаний внешней среды.

Днем температура выше, значит, выше активность биохимических реакций и интенсивнее идет обмен веществ в организме, следовательно, выше уровень бодрствования человека, он более энергичный и оптимистичный. К вечеру температура тела снижается, и человеку легче заснуть.

Ритм температуры тела повторяют многие показатели многих систем организма: это, прежде всего, пульс, артериальное давление, дыхание и др.

Слайд. 8 Конкурс «Передай градусник соседу - я больше не болею»

Быть здоровым – это значит не болеть.

- Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нам мамы или медсестры ставят градусники? Правильно, чтобы измерить температуру.

- А какая температура считается нормальной для человека? Правильно 36,6 градусов.

- У всех сейчас такая температура? Значит, мы все здоровы и градусники нам не нужны! Следующий конкурс нашей программы называется «Передай градусник соседу – я больше не болею» Задачей наших участников является передать самодельный градусник без помощи рук, чтобы градусник был под левой подмышкой следующего участника. Начинает конкурс капитан, который передает градусник следующему участнику, тот – следующему, таким образом, градусник должен оказаться у последнего участника команды. Тогда задание считается выполненным. Все команды выполняют задание под музыку одновременно.

Слайд. 9 Значение сна и бодрствования

Основным суточным циклом, базой и фоном для протекания всех других ритмов является чередование сна и бодрствования. Оказалось, что сон и бодрствование неразрывно связаны. Если человек крепко и глубоко спит, он может решать днем сложные задачи, выполнять ответственные дела, напряженно работать. Человек, который плохо спит, практически не способен активно бодрствовать.

В течение дня мозг накапливает колоссальную информацию, дальнейшее усвоение которой просто невозможно без определенного перерыва. Необходимо отобрать информацию, перераспределить ее и составить программы на будущее.

Роль сна в процессах «очищения» мозга от избыточной информации подчеркивал создатель кибернетики Ноберт Винер: «Из всех нормальных процессов всего ближе к непатологическому очищению сон. Как часто бывает, что наилучший способ избавиться от тяжелого беспокойства или умственной путаницы – переспать их!»

Расстройства сна – довольно частые явления. Это одно из наиболее характерных проявлений расстройства регуляции биологических ритмов. Часто следствием этих нарушений является недостаточная продолжительность сна.

Слайд. 10 Какова же нормальная продолжительность сна? Английский физиолог и биоритмолог Уэбб наблюдал весьма значительные колебания продолжительности сна новорождё нных: от 11 до 23 часов. С повзрослением не только снижается продолжительность сна, но и уменьшаются колебания показателя, свойственные данному возрасту.

Потребность в сне составляет:

в 10-12 лет – 9-10 часов,

в 13-14 лет – 9-9,5 часов,

в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

Расстройства сна – это обычно признак болезни. Расстройства сна у здоровых людей могут возникать вследствие переутомления, волнения, нарушения питания и т. д.

Слайд. 11 Три принципа сна

Фундамент плохого сна закладывается в период бодрствования. Соблюдая следующие три принципа, можно с уверенностью рассчитывать на хороший сон.

1. Надо всегда следовать одному режиму. В границах, очерченных различными формами активности, есть самый подходящий час для сна. Нельзя спать, когда попало, и при этом надеяться, что будешь хорошо себя чувствовать.

2. Второй, не менее важный, принцип организации труда и отдыха также вытекает из единства бодрствования и сна. Даже самые короткие периоды сна или дремоты во время бодрствования могут оказаться достаточными для нарушения хода биологических часов, вследствие чего последующий обязательный ночной сон может нарушиться.

3. Пользуйтесь лекарственными препаратами только в крайних случаях. Это нарушает работу «живых часов», и организм начинает изменять свой ритм, а это не проходит бесследно. Лучше использовать естественные средства: прогулка перед сном, теплая ванна, стакан молока на ночь и т. д.

Итак, ритм обеспечивает полноценный сон и позволяет активно бодрствовать. Так не будем же спешить отказываться от дара Морфея, помня, что это щедрый «дар природы»!

Слайд. 12 Хронобиологическая характеристика

Всегда ли мы можем одинаково успешно работать? Нет, говорят специалисты, только при достаточно высоком уровне бодрствования.

Но не все люди испытывают однотипные колебания работоспособности в течение суток. Одни лучше работают в первой половине дня, другие вечером.

Слайд. 13 Первые относятся к так называемым жаворонкам. Они рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером они испытывают сонливость и рано ложатся спать.

Слайд. 14 Другие – так называемые совы – засыпают далеко за полночь, просыпаются поздно и встают с трудом, т. к. наиболее глубокий период сна у них утром.

Слайд. 15 Ритм потребности в питании

К совету «Работайте, когда вам хочется!» следует добавить еще один: «Кушайте, когда вам хочется!» Ритм потребности в питании является внутренне присущим организму человека. В пользу этого свидетельствует целый ряд косвенных и прямых аргументов.

Так, при голодании сохраняется ритм многих физиологических функций, в том числе ритм энергетического баланса и обмена веществ, поступающих в организм с пищей.

Следовательно, периодическое поступление пищевых веществ всегда согласовано с работой внутренних органов.

Резкое изменение ритма питания, например однократный прием пищи в течение суток, вызывает заметный сдвиг суточных ритмов.

Слайд. 16 Сезонные ритмические колебания

Неверно считать, что весной человек молодеет, испытывает подъем душевных сил, а молодежь думает только о любви. По результатам специального исследования весна – это, пожалуй, довольно трудное время года. Весной чаще развиваются гиповитаминозы у людей, чаще наблюдается депрессия у лиц с неуравновешенной нервной системой.

Сезонные и годовые ритмы свойственны всем физиологическим и психическим функциям. Психическая и мышечная возбудимость у взрослых и детей выше весной и в начале лета. Способность глаза к адаптации в темноте также различна в разные сезоны года: светочувствительность глаза максимальна весной и ранним летом.

Хорошо известно, что летом дети растут быстрее. Скорость развития костной системы у детей повышается весной и несколько замедляется осенью. Это связано с увеличением продолжительности и интенсивности солнечного облучения, с употреблением пищи, богатой витаминами и т. д. Значительны изменения претерпевают и др. факторы:

(показ видео фильма)

Слайд. 17 Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.

Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.

Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья.

Для здорового образа жизни очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.

Слайд. 18 Режим дня школьников включает следующие компоненты:

- учебные занятия в школе;

- учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);

- сон;

- питание;

- занятия физическими упражнениями;

- отдых;

- занятия в свободное время.

Учебные занятия, занимающие в жизни значительное место, требует усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.

Я предлагаю разбиться на команды по 4 человека и составить режим дня, который позволяет сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. (не более 5 мин.)

(дети зачитывают свои работы)

А в завершение урока я желаю вам соблюдать режим дня и быть здоровыми!

(общее фото)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Классный час «1 сентября в 1 классе» Классный час "1 сентября в первом классе" ___ Цели: создание атмосферы праздника, знакомство детей.

Классный час для 1 класса «Мы в библиотеке» Классный час на тему «Мы в библиотеке» для 1 класса. Подготовила: Сухоставская И. А. Цель: приобщение школьников к миру книжной культуры,.

Классный час в 1 классе «Добро и зло» Тема: «Добро и зло» Форма: Классный час. Класс: Первый. Цели: 1. Способствовать формированию представлений детей о добре и зле; 2. На примере.

Классный час «Толерантность — путь к миру» Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного.

Классный час для 1–4 классов, посвященный Дню 8 марта Классный час, посвященный Дню 8 марта для 1 – 4 классов Учитель: Талалай О. Н. Цель: воспитывать уважение к женщине, матери; к труду.

Классный час, посвященный Дню материКлассный час, посвященный Дню матери Цель: • Развитие чувства благодарности, уважения к родителям, чувства ответственности за свои слова и поступки. Зрители – родители и ученики.

Классный час «Семья — это…» для учащихся 13–17 лет Направление работы: 1. Социальная ответственность и компетентность Цель: формировать представление о семье. Развивать коммуникативные качества.

Классный час «Законы дружбы» в 3–4 классе Классный час «Законы дружбы» Цели: 1. развитие умений учащихся вести рассуждения; 2. формирование умений аргументировать свою точку.

Классный час «Здравствуй, 3 класс!» Задачи 1. Поддержать у детей ощущение праздника от встречи со школой, создать настрой на учебную деятельность. 2. Помочь быстрее адаптироваться.

Конспект занятия по музыкально-слуховому развитию детей младшего дошкольного возраста «Первые ритмы» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классный час «Ритмы жизни»
Опубликовано: 28 января 2021 в 06:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД