Оксана Ломовская
Классный час для учащихся начальной школы «Здравствуйте, птицы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час «Здравствуйте, птицы!»
Цель: создать атмосферу радости и дружбы; дать элементарные знания о перелёт -ных птицах, о правилах поведения в природе, учить заботливому отношению к пти- цам.
Коррекционная работа: развивать наблюдательность, смекалку.
Воспитательная задача: воспитывать чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них и защищать.
Публикация «Классный час для учащихся начальной школы „Здравствуйте, птицы!“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: декорации к сценке «Птицы, помогите!», пословицы, скворечник, картинки с изображением перелётных птиц, набор открыток «Красная книга», магнитофон, аудиозапись с голосами птиц.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Звучат голоса птиц.
- Какое сейчас время года?
- А какое время года было перед весной?
О чём поют воробышки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы! Живы мы!
- Воробьи - это птицы зимующие или перелётные?
- А что значит зимующие?
- Правильно. Зима – очень трудное время для птиц, трудно им находить корм. Как люди помогают птицам перезимовать? Как мы с вами это делали, вспомним.
- А как называются птицы, которые не зимуют в наших краях. Они улетают на юг осенью, а весной прилетают обратно?
II. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодняшнее наше занятие будет праздником, который называется «Здравствуйте, птицы!» Мы посвящаем его птицам, которые возвращаются весной с юга.
- В ходе праздника мы увидим, хорошо ли вы знаете птиц, знаете ли вы как не на-
вредить им, и как по отношению к ним вести себя, чтобы птицы с радостью летели весной в родные края.
(Деление на команды).
III. Основная часть.
1). Загадки.
Белобокая сорока прилетела из далёка,
Не сказала, где была, но зато она, ребятки,
Очень хитрые загадки на хвосте нам принесла.
- отгадав загадку, вы прикрепите картинку там, где эта птица живёт в природе : у гнезда, скворечника или на месте без «жилища».
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт,
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)
Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит. (Соловей)
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен точно вилы,
Если я летаю низко,-
Значит дождик где-то близко. (Ласточка)
Это старый наш знакомый,
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длиннохвостый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Чёрный, проворный,
Кричит «Крак» -
Червякам враг. (Грач)
Какая птица в лесу обитает,
Всем своё имя она называет. (Кукушка).
2). Рассказ учителя о некоторых интересных фактах из жизни данных птиц.
- Знаете ли вы, что на одном дереве может быть до 20 грачиных гнёзд.
- Каждая из певчих птиц имеет свой особенный голос и своё пение, но знаменитый певец-скворец может петь и как соловей, и как зяблик, и как другие птицы.
- Все знают, что ласточка «показывает» погоду: если она низко летает, значит будет дождь. Это потому, что перед дождём комары и мошки низко вьются над землёй, вот ласточка их там и собирает, пролетая.
- Аист питается не только лягушками, но и змеями.
- А кто скажет, где кукушка выводит птенцов?
- Послушайте, кто так поёт? (Звучит пение соловья)
- А какие звуки издаёт аист?
- На уроке чтения мы проходили сказку «Аист и соловей». Кто может её рассказать?.
3). Коррекционное упражнение «Кто лишний?».
- Скажите, ребята, какая птица лишняя у вас на столе? Почему?
4). Задачи.
- Вот забавная задача ожидает смельчаков.
Слушай ты сейчас получше, и ответить будь готов!
Если знаешь ты сложенье, на вопрос ответишь смело,
Сколько птичек-невеличек на кормушку прилетело?
Воробьёв драчливых пара и синичек тоже пара,
Пара сизых голубей и две пары снегирей.
Подогрела чайка чайник, пригласила девять чаек:
- Приходите все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!
5). Народные приметы и изречения.
- Люди издавна наблюдали за природой, и появились приметы. Давайте некоторые из них прочитаем и вы скажете, как вы их понимаете.
(На доске – напечатанные приметы) :
Поздний отлёт птиц к тёплой зиме.
Покорми птиц зимой, они отплатят тебе летом.
Увидел скворца – весна у крыльца.
Больше птиц – выше урожай.
Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка.
- Послушайте стихотворение с. Михалкова «Зяблик».
Хотел иметь я птичку и денег накопил,
И вот на птичьем рынке я зяблика купил.
Я с зябликом возился, хоть было много дел.
Но через две недели мне зяблик надоел.
Однажды я за город уехал на три дня,
И он на это время остался без меня.
Когда же из деревни вернулся я домой,-
Лежал в пустой кормушке голодный зяблик мой.
Я спас его от смерти, я выходил его
И выпустил на волю живое существо.
- Что случилось с птичкой?
- Правильно ли поступил мальчик, когда выпустил его?
- Можно сделать вывод последней пословицей?
6).Игра «Прилетели птицы».
- Я сейчас буду читать стихотворение где будут одни птицы, но если вдруг оши -бусь и вы услышите что-то другое, то хлопайте в ладоши и топайте. Начинаем:
Прилетели птицы : голуби, синицы,
Аисты, вороны, галки, макароны.
- Начинаем снова:
Прилетели птицы : голуби, синицы,
Страусы, чижи…
- Слушаем снова внимательнее:
Прилетели птицы : голуби, синицы,
Чибисы, чижи, гаички, стрижи,
Аисты, кукушки, даже совки-сплюшки.
- Всё снова:
Прилетели птицы : голуби, синицы,
Чибису, чижи, галки и стрижи,
Комары, кукушки…
-Слушаем ещё раз:
Прилетели птицы : голуби, синицы,
Галки и стрижи, чибисы, чижи,
Аисты, кукушки, даже совки-сплюшки,
Лебеди, скворцы…Все вы молодцы!
- Птицы прилетели, но мы должны уметь правильно вести себя в природе.
7). Разбор сюжетов «Как вести себя в природе».
- Слушайте внимательно ситуации, которые случаются в жизни и оцените их:
а) Дети гуляли по лесу. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких яиц. Она осторожно взяла одно, положила себе на ладонь, полюбоваться им, а потом вернула его на место.
- Что сделала Нина неправильно? Почему?
б) Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, не нашли и решили взять его с собой.
в) Как-то Петя Борю встретил.
Стал хвалиться Боря Пете:
- Ух, Я знаю много гнёзд!
Знаю, где щегол, где дрозд,
Знаю, где живут сычи!
- Если знаешь – помолчи!
Не болтай! – заметил Петя.
- Будь полезен им хоть этим!
- Почему если Боря не будет болтать про птиц, то он принесёт им этим пользу?
8). Беседа о Красной книге.
- Ребята, птиц надо беречь. Но не только птиц, но и растения, и животные – всю окружающую природу. А некоторых видов птиц, животных и растений осталось так мало, что их занесли в Красную книгу. (Приводятся примеры открыток из набора «Красная книга».
- Послушайте куплет из песни «Просьба»…
… Если вам по душе красота земная,
Берегите её, устали не зная.
9). Инсценировка «Птицы, помогите!»
Ведущий:
- Вот и весна! Потеплело, снег растаял. Птицы скоро с юга прилетят. Нужно подготовиться к их встрече: развесить для них домики, чтобы они могли в них птенцов вывести. Давайте заглянем к кому-нибудь в сад, посмотрим, как там готовятся к встрече птиц!
Егорка:
Я старался что есть сил,
Птицам домик смастерил,
Прилетайте, хоть сейчас,
Хвать места в нём для вас.
Скворец 1:
Скворец – заботливый отец,
И всё, что есть в меню,
Из рощи в дом несёт скворец
И кормит ребятню!
Тарас выбегает и стреляет из рогатки по птицам.
Скворец 2:
Тарас не рад нам – это факт
Раз у него рогатка.
Покинуть нужно это сад:
Не будет в нём порядка.
Ведущий:
- Улетели птицы из сада. Распускаются на деревьях цветочки и листочки, в саду появляются вредные насекомые.
Гусеницы:
Мы гусеницы славные,
Вредим садам исправно мы.
Зубастые, лохматые,
Как тигры полосатые!
Всё на пути своём
Источим, изгрызём!
Тарас:
- Ой, так ведь они всё здесь погубят, не будет ни груш, ни яблок. Побегу к Егорке.
- Егорка, что делать? Насекомые всё в саду поедают.
Егорка:
- Ты стрелял по птицам из рогатки, вот они и улетели.
Тарас:
- Я всё понял! (Бежит к птицам).
Мне очень стыдно перед вами,
Я извиненья приношу.
Моими станьте вы друзьями
Спасите сад, я вас прошу! (Выбрасывает рогатку).
Скворец 2:
Ну, если нет рогатки,
Тогда вперёд, скворчатки!
Ведущий:
Свистят как ветер крылья,
Скворцы на шум летят.
Живые эскадрильи
Пикируют на сад!
(Прогоняют гусениц скворцы).
Ведущий:
Не стреляй воробьёв, не стреляй голубей,
Не стреляй просто так из рогатки своей!
Эй, малыш, не стреляй и не хвастай другим,
Как без промаха бьёшь по мишеням живым.
Не стреляй!
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите птиц, друзья!
10). Песня.
- Ну, а какой же праздник без песни!
Птиц по щёлканью и свисту различают,
Их по гомону и пенью узнают,
И поют они, когда им не мешают,
Ну, а если им мешают – не поют.
Припев: Не напрасно, не напрасно
Так прекрасно щебетанье и полёт –
Как прекрасно, как прекрасно
Птица по небу летает и поёт!
Каждый год они птенцов своих выводят
На озёрах, и в пустынях, и в лесах –
Пусть и эти тоже плавают и ходят
И летают, и щебечут в небесах.
Припев.
IV. Итог занятия.