Светлана Маркеева
Коференция как активная форма взаимодействия с родителям воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
КОНФЕРЕНЦИЯ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ.
Федорцова Светлана Александровна
Россия, г. Арзамас
Аннотация: статья раскрывает конференцию как одну из эффективных форм активного взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ.
В соответствии с ФГОС ДО, одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, является непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность и поддержка образовательных инициатив семьи.
Публикация «Коференция как активная форма взаимодействия с родителям воспитанников ДОУ» размещена в разделах
- Кофе. Поделки из зерен, рисование
- Крупы. Поделки из круп
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Эффективной формой реализации данного условия можно считать конференцию. Это мероприятие, на котором выступают педагоги, где с профессиональной точки зрения, раскрывают тему конференции. Также на конференции выступают родители, делятся своим опытом воспитания и обучения детей.
Задачи конференции:
1. Создание условий для личностно-ориентированного общения с родителями.
2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство дошкольного учреждения.
3. Ознакомление с педагогическим опытом воспитания, обучения и развития ребенка в семье.
4. Установление доверительных, партнерских отношений между педагогами и родителями.
Рассмотрим конкретное мероприятие, проведённое в соответствии с программой социального партнёрства с семьями воспитанников подготовительной группы МБДОУ «Детский сад № 35» г. Арзамас.
Тема:
"Роль отца и матери в воспитании детей".
Цель: совместно с родителями осмыслить роль каждого из родителей в воспитании детей, подвести их к тому, что требования мамы и папы должны быть взаимосвязаны; познакомить родителей с традициями воспитания детей у других народов, активизировать родителей, вызвать их на дискуссию; по итогам родительского собрания составить синквейн.
Предварительная работа:
1. Проведение анкетирование родителей по теме «Роль матери и отца в воспитании ребёнка».
2. Подготовка видеоролика «Устами младенца».
3. Приглашение нескольких семей для выступления по теме «Роль матери и отца в нашей семье».
4. Подготовка программки конференции.
План проведения.
1. Вступительное слово.
2. Выступление заведующего МБДОУ д/с № 35 ЗимовойЕленеы Викторовны.
3. Выступление социального педагога Центра помощи семьи и детям Гороховой Юлии Николаевны.
4. Подведение итогов анкетирования.
5. Игра «Устами младенца».
6. Анализ семейных ситуаций.
7. Выступление воспитателя Федорцовой Светланы Александровны по теме "Семейный уклад народов России".
8. Выступление родителей с опытом семейного воспитания по теме «Роль матери и отца в нашей семье».
9. Составление синквейна.
Тема выбрана неслучайно, ведь отец и мать - два самых родных и самых важных человека в жизни каждого ребенка. Семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладывается основы характера и морального облика, именно от семьи зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
Какова же роль матери и отца в воспитании наших детей. Сегодня мы постараемся разобраться в этом вопросе.
Первым слово предоставляется заведующему МБДОУ д/с № 35 Зимовой Елене Викторовне.
В воспитании сегодняшнего малыша - будущего гражданина, заинтересованы и родители, и детский сад, как представитель государства.
Закон об образовании утверждает, что семья и дошкольное учреждение - 2 социальных партнера, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Поэтому педагогический коллектив ДОУ считает необходимым сделать родителей наших воспитанников союзниками в воспитании и развитии детей, обогатить ваши знания, повысить педагогическую культуру.
Только в тесном взаимодействии детского сада и семьи можно добиться высоких результатов.
Далее слово предоставляется социальному педагогу Центра помощи семьи и детям.
1. Горохова Юлия Николаевна, социальный педагог.
Вопросы.
Анкетирование. Для контакта с родителями, в целях расширения форм взаимодействия, нами было организовано анкетирование: "Роль матери и отца в воспитании ребенка". Мы были рады узнать, что ребенок для вас самая большая ценность. Большинство родителей понимают, что ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье. Родители находят время для занятий с ребенком, но все - таки больше времени с ребенком проводит мама. Родители не отгораживаются от детей, ведут с ними беседы на различные темы, как со взрослыми. Литературу, которую родители читают детям дома, соответствует возрасту. Нас порадовало, что почти каждая семья собирает семейные советы, организует семейные праздники.
Игра "Устами младенца". Мы вашему вниманию предоставляем видео ролик. Дети объясняют понятия, а вы родители должны догадаться, о ком или о чем говорят дети. Вот и посмотрим, совпадают ли ваши взгляды и взгляды детей на этот вопрос.
- мама
- папа
- семья.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Давайте рассмотрим некоторые ситуации из семейной жизни.
СИТУАЦИЯ№ 1:
Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
СИТУАЦИЯ № 2:
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
СИТУАЦИЯ№ 3:
Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
СИТУАЦИЯ№ 4:
Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?
СИТУАЦИЯ № 5:
В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.
Формирование личности ребёнка, безусловно, включает и вопрос воспитания в ребёнке уважительного отношения к людям разных национальностей. Ребёнок с дошкольного возраста должен видеть в каждом из своих маленьких товарищей друга по взаимопомощи, по духу.
У каждого человека имеется своеобразная, специфическая, сложившаяся в течение многих тысячелетий цельная воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей к будущей жизни. Своя народная педагогика, которая в течение длительного времени, совершенствуясь и улучшаясь, передаётся от старшего поколения к младшему, становится впоследствии достоянием молодых родителей и даёт положительные воспитательные результаты в нравственном становлении личности.
Выступление семей Белозёровых и Андроновых с опытом воспитания «Роль матери и отца в нашей семье».
Слово предоставляется воспитателю высшей кв. категории Федорцовой Светлане Александровне «Семейный уклад народов России».
Семейный уклад народов России.
Издавна на Руси нравственное и материальное положение человека определялось семьёй, обеспечивающей важнейшую функцию воспитания детей. Семья считалась священным союзом, брак был не только залогом благосостояния, но и моральным долгом. Во главе семьи, объединявшей несколько поколений, стоял большак, эта роль передавалась от отца к сыну. Старший по возрасту мужчина управлял всей жизнью и хозяйством семьи. В отсутствии отца его обязанности выполнял старший сын.
Наибольший вес в решении семейных вопросов имело мнение старших. Вся культура поведения строилась на принципе почтительного отношения к мужчинам и старшим. Даже изба имела свою половину для женщин с детьми и для мужчин отдельно. Женщины в крестьянской семье были на разном положении и имели неодинаковые права. Например, хозяйка и многодетные невестки пользовались преимуществом при обсуждении дел, вели себя свободно.
Почтением и уважением в крестьянской семье была окружена мать. Отец, поддерживая авторитет матери, обращался к ней по имени отчеству, называл «хозяюшкой», «матушкой».
Мать показывала детям личный пример любви, нежности, заботы. В свою очередь, в старости она могла рассчитывать на такое же отношение к себе со стороны детей.
Строгостью, предписываемой церковью, отличалось отношение главы семьи к домочадцам, жене и детям. И повзрослев, дети не могли ослушаться родителей, даже слабохарактерного отца они уважали и слушались.
Независимо от численности членов семьи существовало половозрастное распределение обязанностей. Мужчины выполняли все тяжёлые работы, а женщины ухаживали за скотиной, вели полевые работы, домашнее хозяйство.
С ранних лет дети знали, сто их семейное будущее определяется родителями, их выбором, который считался неоспоримым, и молодые ему подчинялись.
Традиционно в крестьянской семье царили любовь и душевность, доброжелательность и терпимость, гостеприимство и чуткость к душевному состоянию родственников.
Уклад семейной жизни татар определяется их вероисповеданием, то есть мусульманством.
Можно выделить следующие методы исламского воспитания :
погружение ребёнка в широкий, многомерный мир исламской культуры;
словесное внушение детям с раннего возраста установок Корана;
пример родителей, близких людей, всего окружения;
многократные упражнения ребёнка в совершении богоугодных поступков.
Дети и подростки рано усваивают определё нные нравственные нормы: как вести себя среди взрослых, хранить память о предках, поощрять добрые поступки, заботиться о нуждающихся, быть гостеприимными.
По предписаниям Корана вся забота об обеспечении женщин и детей лежит на мужчине, женщина призвана заниматься хозяйством и воспитанием детей.
Женщинам в мусульманской семье предписывалось затворничество: следовало избегать встреч с посторонними мужчинами, нельзя одной посещать общественные места. По улице женщина должна идти сзади мужа, уступая дорогу мужчине, прикрывая лицо концами головного платка. В России такое поведение женщины было характерно для городского зажиточного населения, в семьях которых жена не занималась работой; в сельской же среде эти правила соблюдались не так строго: женщины, трудившиеся наравне с мужчинами, были более свободны.
В течение многих столетий в исламской семье воспитанием девочки занимаются женщины, мальчики больше находились при отце. Личный пример поведения родителей перенимался детьми. Мать постоянно внушает дочери, как ей себя вести, следит за её поведением, а отец строго и скупо одобрял, поощрял или осуждал поступки детей. Авторитет отца в семье был непререкаем и поддерживался всегда женой и детьми.
На Кавказе у многих горских народов, до начала 20 – го века существовал обычай, называемый «аталычество».
Как только в знатной семье рождались сын или дочь, его отдавали на воспитание в чужую семью. Считалось, что у аталыка не должно быть больше одного воспитанника. Родители не должны были видеться с ребёнком в течение нахождения его у аталыка, не должны как-то о нём справляться и проявлять заботу о нём. Воспитание было разносторонним, но не лишённым, по кавказскому обыкновению, известной суровости. Возвращение воспитанника в семью обставлялось особым торжеством.
Аталык и его семья уделяли приёмышу намного больше внимания, чем своим детям, лучше его кормили и одевали. Мальчика учили ездить верхом и джигитовать, владеть кинжалом, пистолетом, ружьём, охотиться, а также правилами поведения, хозяйствования. При этом присматривали за воспитанником внимательнее, чем за собственными детьми.
Как правило, возвращали воспитанника к отцу или матери при достижении им совершеннолетия, девочки, обычно, раньше. В родной дом ребёнок возвращался, словно в чужую семью, проходили годы, прежде чем он привыкал к родным. А вот близость с семьёй воспитателя сохранялась на всю жизнь и по обычаю приравнивалась к кровной.
Возвращая воспитанника, аталык дарил ему одежду, оружие, коня. Но сам он и его жена получали ещё более щедрые подарки от отца воспитанника : несколько голов скота, иногда даже землю. Между обеими семьями устанавливалось родство не менее крепкое, чем кровное.
Таким образом, многие обычаи и традиции различных народов отличаются только лишь по форме, а по содержанию одинаковы. В связи с этим изучение педагогических обычаев, и традиций какого – то отдельного народа имеет важное значение не только для него, но и для других народов. Семья имеет определяющее значение в воспитании детей не зависимо от национальности и вероисповедания.
Синквейн Семья
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка –Кто, что? (одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.)
2 строка – Какой? (два прилагательных, выражающих главную мысль)
3 строка – Что делает? (три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка –Что автор думает о теме? (фраза из четырёх слов, несущая определенный смысл).
5 строка –Кто, что? (заключение в форме одного существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Мама:
Добрая, любящая.
Заботится, воспитывает, кормит.
Мама - главный человек.
Любовь.
Папа:
Сильный, ответственный.
Работает, воспитывает, играет.
Папа - глава семьи.
Опора.
Семья:
Дружная, большая.
Воспитывает, оберегает, любит.
Семья необходима каждому.
Счастье.
Решение конференции:
Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных средств и внимания для каждого из детей.
Библиографический список:
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду : Этнопедагогический подход. – М., 2005.
3. Ермакова Л. А., Кулакова Е. А., Зубова Г. Г., Арнаутова Е. П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей. – М., 2006.
4. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ// Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
5. Н. П. Гришаева «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации».