Вишнякова Елена Николаевна
Когда нужно обращаться к логопеду
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедия изучает и устраняет речевые нарушения у детей и взрослых. Логопед старается понять причины возникновения речевых проблем и помогает устранить их. Так как речь начинает формироваться с рождения, чаще всего логопед работает с дошкольниками.
Вот что он делает:
Проводит обследование и выявляет речевые нарушения.
Комплексно работает над устранением нарушений — правильно «ставит» звук, развивает навыки четкого произношения, увеличивает словарный запас ребенка. Иногда работает в команде с другими специалистами, например с неврологом или дефектологом.
Публикация «Когда нужно обращаться к логопеду» размещена в разделах
Вводит правильную речь в повседневную жизнь с помощью игр, бесед, творческих заданий и закрепляет результат.
Занимается профилактикой речевых нарушений, включая в занятия упражнения для развития и укрепления речевого аппарата, пальчиковую гимнастику, обучающие игры на развитие речи.
Если говорить коротко и просто, логопед работает над тем, чтобы сделать речь правильной и красивой. Это важно, потому что:
Увеличение словарного запаса и возможность грамотно излагать свои мысли повышают самооценку.
Грамотная речь позволяет принимать активное участие в играх, творческой работе, учебе.
Уменьшается риск нарушений в области письма и чтения.
Когда человека понимают окружающие, это облегчает общение.
Правильная речь исключает ограничения в выборе профессии.
Когда родителям стоит насторожиться
Родители, как правило, обращают внимание на неправильное произношение звуков: ложка — «вожка», шапка — «сапка», рыба — «иыба», кот — «тот», палка — «пайка». Но есть много других проблем. Например, неправильное использование предлогов или согласование слов в предложении: «красный шапка», «девочка пошел спать». Или замена слогов в словах, их сокращение, повторное произношение: палка — «папалка», капитан — «пикитан», апельсин — «люпусин».
Чаще всего на консультацию приходят с такими вопросами:
Ребенку 2—3 года, он совсем не говорит, использует в речи только лепетные слова, не может построить фразу, или его речь неразборчива.
Ребенку 4—5 лет, он пользуется только простыми, короткими словами, меняет слоги в словах, заменяет, пропускает, искажает звуки, имеет маленький словарный запас, не может связно рассказать о событиях.
Если же у мамы во время беременности или родов были осложнения — например токсикозы, инфекционные заболевания, асфиксия, — то развитие речи находится в зоне риска. Есть и другие сигналы, на которые нужно реагировать : например, нарушение рефлексов новорожденных, отсутствие гуления и лепета. При наличии этих признаков нужно обратиться к логопеду, даже если малышу еще нет двух лет.