МААМ-картинки

Когда учить ребенка читать?

Янина Жураковская
Когда учить ребенка читать?
▼ Скачать + Заказать документы

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо к бабушке идти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну почитай еще страницу

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и почитать!

Валентин Берестов

Все мамы и папы хотят, чтобы их дети легко обучались в школе и были успешны во взрослой жизни. Первый шаг к этому – умение красиво, свободно говорить. Второй – умение грамотно читать и писать.

Публикация «Когда учить ребенка читать?» размещена в разделах

Говорить ребенок учится в живом общении с взрослыми, слушая их речь и подражая ей. Если у него нет серьезных проблем в развитии, то этот процесс проходит незаметно: ребенок «берет» образец из речи окружающих и начинает активно его использовать. И часто, когда логопед спрашивает родителей, как они развивали речь ребёнка, те отвечают: «Ничего особенного не делали. Говорили много, не сюсюкали, песенки пели, книжки читали, чуть ли не с пеленок… играли много… потом начали стихи учить… он сам и научился…»

Навыки чтения и письма, с другой стороны, не возникают «сами собой». И сколько же порой времени и терпения нужно, чтобы научить малыша читать!

«Лиза в четыре года читала, а с Сашей бьемся уже два года, только воз и ныне там. Буквы все давно знаем, слоги читаем, а как берем слова – так сразу стоп, остановка…»

«Мы в буквы с трех лет играть начали – пели, рисовали. Потом стали в слоги складывать, а ничего не получается. Буквы по одной называет, но вместе прочесть не может. Как нам быть?»

«В логопедическую группу нас не взяли: сказали, что у Катюши с речью все в порядке. Но сейчас там ребята уже вовсю читают, а наша по-прежнему ни «бэ», ни «мэ». Пошли в «обучалку» на занятия по кубикам Зайцева – бесполезно, Катя не понимает ничего. Что делать?»

Перед любым родителем, решившим самостоятельно обучить своего ребёнка, неизбежно встают два вопроса: КОГДА учить? И КАК учить?

КОГДА УЧИТЬ?

Существуют различные мнения о раннем обучении чтению. Многие родители считают : чем раньше, тем лучше. Вдохновленные (или испуганные) слоганом «После трех лет уже поздно!» они старательно изучают популярные методики, пишут слова на карточках и показывают их годовалому малышу, играют с двухлеткой в кубики Зайцева или шершавые буквы Монтессори. А в неудачах винят только себя: дескать, отступили от методических канонов.

В свою очередь, логопеды, дефектологи, психологи нередко высказываются против раннего обучения чтению. В частности, психологи обращают внимание, что детишкам, которых слишком рано начали учить читать, бывает трудно вписаться в детский коллектив. Не потому, что они интеллектуально «выше» сверстников – просто у них не сформированы навыки общения. В то время, когда эти навыки должны были развиваться, мозг был занят другим делом: учился грамоте. Логопеды отмечают, что малыши, которых научили читать рано, читают, не понимая смысла: складывают буквы-картинки правильно, но не могут передать смысла прочитанного. Более того, эти дети нередко говорят хуже своих сверстников! Им тяжело даются самостоятельные рассказы, они неправильно изменяют слова (много помидоры, два уши, заменяют сложные предлоги простыми (ложка упала от стола, собака вылезла из крыльца) и т. д. Причина всё та же: в то время, когда малыш должен был учиться говорить, его учили читать.

Безусловно, во все времена были дети, которые сами хотели научиться читать, и постоянно приставали к родителям с вопросами «А здесь что написано?», «А это какая буква?». В этом случае, чтение было собственной задачей ребенка, и не мешало развитию речи и психики.

Какой же выход?

Идти вслед за реальным развитием малыша. Однозначного ответа, в каком возрасте учить ребенка читать, нет. Одни дети, действительно, в три года уже готовы к штурму азбуки, у других грамота «не пойдет» и в пять-шесть лет.

Психологи и логопеды выделяют несколько признаков готовности к обучению грамоте:

1. Сначала учимся говорить, потом - читать.

Надежность, долговечность, стабильность любого здания зависит от его основы – фундамента. Для чтения и письма таким фундаментом является устная речь. Обучая грамоте малыша, который ещё не умеет говорить, взрослые «забирают» часть камней, приготовленных для фундамента. В таких условиях, во-первых, прочный навык чтения не возникнет, и, во-вторых, устная речь может развиваться с задержкой.

Пока ребёнок не говорит предложениями, обучение чтению начинать не стоит.

2. Уметь слышать и различать звуки.

Вторым признаком готовности к обучению грамоте являются развитый фонематический слух и навыки звукового анализа. Это означает, что ребенок хорошо узнает и различает звуки родного языка, определяет звуковой состав слова. Например, он без труда определяет, что слово «лук» похоже на слово «жук», выделяет общий звук в словах «мышка, сумка, дом», может подобрать слова, которые начинаются со звука С.

3. Правильно говорить.

У ребёнка не должно быть серьезных логопедических проблем. Если есть недостатки устной речи, они проявятся и в письменной. Ребенок, который заменяет звук Р на Л, прочитает «рама», «рак», как «лама», «лак». Смешивая С и Ш, Ч и Щ в устной речи, он станет путать их и в письменной. При нарушении слоговой структуры - будет искажать читаемые слова, сокращать их, переставлять слоги и т. д.

4. Ориентироваться в пространстве.

В русском, как и в других европейских языках, принят порядок чтения слева направо. Малыш должен читать именно так, и никак иначе. Если пространственная ориентировка нарушена, ребята могут читать слова с конца, а строку – справа налево, путать похожие буквы (Е – Э, Э – С, Р – Ь, Н – П и т. д., писать буквы не в ту сторону – «зеркалить».

КАК УЧИТЬ?

Итак, ребёнок готов к обучению чтению… И возникает новый вопрос: КАК его учить?

Методик обучения чтению в наше время существует великое множество. Кубики Зайцева, карточки Домана, методика Монтессори, методика Тюленева, развивающие игрушки Воскобовича – это далеко не весь список. Они эффектны. Они обещают быстрый результат («Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий!» «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам»). Другой вопрос – насколько эффективны? «Далеких» результатов пока нет – инновационные методики (как и раннее обучение чтению) пришли в Россию в течение последнего десятилетия, и поколение, занимавшееся по карточкам, кубикам и т. д. пока не выросло.

Я не буду рассуждать о плюсах и минусах, которые есть у каждой методики. Все дети разные. Чтобы научить, нужно понять, что требуется этому конкретному ребенку. Методика, которая будет понятна одному малышу, другому может оказаться недоступна, просто потому, что он другой: физик, а не лирик.

Мои предпочтения отданы классическому звуковому (или букварному) методу. Сегодня его нередко называют морально устаревшим (а, правильнее, сказать не модным, но вот парадокс: большинство родителей и педагогов, перепробовав передовые методики, так или иначе возвращаются к букварю. Звуковой метод не обещает быстрых результатов и его нельзя назвать легким. Беглое чтение дети освоят только после длительных тренировок. Но, на мой взгляд, именно этот метод позволяет сформировать у ребятишек то, что нам нужно - прочный навык чтения.

Каковы преимущества звукового метода?

Во-первых, он прост для родителей, и не требует особой подготовки и теоретических знаний.

Во-вторых, звуковой метод позволяет учить детей в любом месте – и дома, и в детском саду, на прогулке, во время поездки в транспорте.

В-третьих, с этим методом результат гарантирован. Медленно, но верно – сказано именно о нём. Ребенок, начавший знакомство с грамотой с изучения звуков, не будет испытывать трудностей в школе. Он легко справится и с фонематическим разбором, и с выделением гласных и согласных звуков, с делением слов на слоги при переносе.

В-четвертых, согласно данным исследований, именно звуковой метод наиболее органично сочетается с особенностями организации нашей психики и структурой русского языка.

Почему? Попытаюсь ответить.

В основе чтения лежит звуковой анализ и синтез. Даже про себя люди читают слова по буквам – то есть, чтобы понять, какое перед нами слово, мы вычленяем буквы, а затем складываем их в слова. Этот процесс происходит очень быстро, почти мгновенно, и кажется, что слово воспринимается целиком.

Таким образом, звуковой метод обучения чтению дает ребенку самому совершить очень важное открытие: понять, как буквы соединяются в слоги, а слоги – в слова.

Во многих языках связь между буквами и звуками весьма сложна. Во французском, английском языках многие слова читаются не так, как пишутся. У англичан даже поговорка есть: «Пишешь Ливерпуль – читай Манчестер». Кроме того, английская грамматика существенно отличается от русской. Русский скажет: молодой, молодая, молодое, молодому, молодые. Англичанин скажет: young во всех случаях. Правила чтения могут зависеть от порядка букв и их сочетаний, а могут не зависеть – и ребенку просто нужно запомнить, как читается слово. Именно поэтому в англоязычных странах популярны методы обучения чтению, которые предлагают заучивать целостный образ слова (в частности, метод Глена Домана).

Для русского языка данный метод не подходит. В русском большинство слов читается так, как пишется. Конечно, если слова, которые в школе называют «словарными» - «дорога» вместо «дарога», «солнце» вместо «сонце», облик которых нужно просто запомнить. Но если даже мы прочтём слова так, как они написаны, это не будет ошибкой и смысл слова не изменится.

Кому подходит звуковой метод?

Легче, наверное, сказать, кому он не подойдет. Звуковому методу уже более 150 лет. По букварю учили читать нас, наших родителей, дедушек с бабушками, и прадедушек с прабабушками. Это ли не показатель успешности?

Для раннего обучения чтению звуковой метод не подходит: его материал достаточно сложен. Готовность к чтению, о которой уже говорилось, формируется только к 3,5 – 4 годам. Предложи вы двухлетке «поймать звук» или «подружить буквы» - он просто не поймет, что от него хотят. Да и четырехлеткам придется приложить определенные усилия, чтобы, к примеру, закончить слово по известному началу, найти потерянную букву или переставить слоги так, чтобы получилось новое слово.

Ребенку придется пройти длинный путь, чтобы понять, как буквы сливаются в слоги, а слоги в слова. Довольно долго он будет читать слова по слогам, медленно и с ошибками. Кроме того, техника чтения и понимание смысла прочитанного – две разные вещи. Чтобы малыш научился выполнять эти задачи – читать и понимать – одновременно, нужно время. И не стоит ждать от него беглого чтения раньше пяти лет.

Существует также мнение, что звуковой метод больше подходит левополушарным детям. В его основе лежит звуковой анализ, за который и отвечает левое полушарие. Правое, отвечающее за образы, задействовано мало. Если обучение грамоте по звуковому методу идет с трудом, возможно, у ребёнка является ведущим правое полушарие. В этом случае ему легче воспринять и запомнить слово или слог целиком – как образ, а не как единство составляющих его частей. И учить читать его нужно по-другому.

Приятного Вам обучения чтению!

Публикации по теме:

«В гостях у сказки» МБДОУ «Детский сад № 305» Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Библиотека» составила:.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе НОД в подготовительной группе по обучению грамоте и развитию речи "Фея Грамота и Звукомор" Программное содержание: -Развивать умение проводить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Когда учить ребенка читать?
Опубликовано: 7 августа 2013 в 20:45
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Когда учить ребенка читать?» (включая файлы) размещена пользователем Янина Жураковская (УИ 119667) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД