Наталья Усова
Коллекционирование как средство повышения познавательной активности и развития речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги, я рада видеть вас! Сегодня я представлю свой опыт работы по использованию интереснейшей и увлекательной педагогической технологии коллекционирование.
Коллекционирование – форма работы с детьми, основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания, оформления, презентации коллекции, удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».
Публикация «Коллекционирование как средство повышения познавательной активности и развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В чем же заключается ценность коллекционирования как педагогической технологии. Что она дает детям, родителям? В чем оказывает помощь педагогам?
Для детей :
- формирование коммуникативных навыков;
- приобретение опыта публичных выступлений;
- формирование ответственности;
- возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
- владение новыми способами действий;
- приобретение опыта коллективной деятельности;
- стимул самостоятельного поиска нового.
Для педагога:
- способ поддержки детских инициатив;
- создание в окружении ребенка культурной речевой среды;
- способствование активизации детской речи;
- способ сплочения группы;
- возможность организовать образовательную деятельность увлекательной для детей;
- возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;
- возможность выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
- возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;
- увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
- способ участия в реализации образовательной программы.
Коллекций в группе нескольких видов:
- Коллективные - это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей.
- Индивидуальные - это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка.
- Домашние - это коллекции собранные дома с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Наиболее популярные виды коллекционирования, как среди детей, так и взрослых это:
- киндерфелия - коллекционирование «киндер-сюрпризов» из шоколадных яиц;
- нумизматика - коллекционирование монет;
- филокартистика - коллекция открыток;
- ксерофилия - коллекции конфетных оберток;
- фалеристика – коллекция значков;
- бонистика – коллекция денежных знаков вышедших из употребления.
Для правильного хранения экспонатов, в групповой комнате был создан мини – музей, в котором я организую, различные формы работы с детьми (групповую (фронтальную); подгрупповую (небольшими группами по интересам); индивидуальную, направленные на развитие их активности и самостоятельности. В процессе игры с материалами коллекций дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах объектов, делать логические выводы и умозаключения.
Считаю, что прежде чем начать работу по созданию той или иной коллекции, взрослый должен сам увлечься этой идеей, а потом заинтересовать детей.
Например, конфетные обертки – удивительно интересная, доступная и в то же время не в полной мере изученная сфера для исследований, представляющая огромный Рассказала о своем детском увлечении. (собирала фантики от конфет) Обратила внимание детей, что конфеты могут быть с одним названием, но разные кондитерские фабрики и наоборот. Вспомнили игру «Фанты», дети в неё играют с большим удовольствием. В группе появилась коллективная коллекция конфетных оберток (ксерофилия).
Изучая с детьми тему «Одежда», принесла образцы разных тканей (шерстяную, шелковую, фланелевую, рассказала о назначении ткани. Рассматривая ткани, группировали: платяная, рубашечная, пальтовая. Рассматривая одежду, обратила внимание на то, что одежда не может быть без застежки, что может быть застежкой? (пуговица, булавка, шнурок и т. д.).
Появилась необходимость познакомить детей с историей происхождения пуговиц. На следующий день, дети принесли пуговицы. Так мы начали собирать коллекцию пуговиц.
Этот материал я использую в игровой деятельности: Дидактические игры -они направлены на развитие связной речи : «Какая?» Цель: обогащение речи именами прилагательными. Пуговица какая? – большая, маленькая, металлическая, пластмассовая, деревянная, красная. Игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Сосчитай-ка», «Подбери по цвету» и др.
Еще одна коллекция в нашей группе появилась так. Однажды на территории детского сада дети нашли камешек похожий на сердце. Во время прогулки все мы с удовольствием рассматривали его необычную окраску, форму. Обыкновенный камень вызвал большой интерес у ребят. Собиранием камней дети очень увлеклись, а так же их родители. Тогда мы с детьми договорились собрать в группе общую коллекцию из камней.
Собирая коллекцию, мы с детьми обсуждали, где был найден камень, чем он их заинтересовал, на что похож. Предложила детям рассказать о своих находках другим детям, в итоге получился описательный рассказ.
Можно наблюдать, что совпадение интересов детей влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и в то же время серьезное и кропотливое, им были предложены консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.
Вскоре и родители стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций. В группе появились новые коллективные коллекции : бумаги, открыток, ткани, машинки и др. А так же индивидуальные коллекции.
В процессе коллекционирования у детей развились такие ключевые компетентности:
- Коммуникативные: дети научились задавать познавательные вопросы, аргументировать свою точку зрения, готовить доклады, придумывать загадки, сказки.
- Социальные : взаимодействовать друг с другом.
- Информационные : получать информацию из разных источников и делиться ею.
- Деятельные : подбирать материалы, инструменты для создания продукта (макета) рисовали, лепили, раскрашивали и т. д.
Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность. Эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним. И важно использование в свободной самостоятельной деятельности. Поэтому именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим с детьми
увлечением.