МААМ-картинки

Коллекционирование как средство повышения познавательной активности и развития речи у детей дошкольного возраста

Наталья Усова
Коллекционирование как средство повышения познавательной активности и развития речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемые коллеги, я рада видеть вас! Сегодня я представлю свой опыт работы по использованию интереснейшей и увлекательной педагогической технологии коллекционирование.

Коллекционирование – форма работы с детьми, основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания, оформления, презентации коллекции, удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».

Публикация «Коллекционирование как средство повышения познавательной активности и развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В чем же заключается ценность коллекционирования как педагогической технологии. Что она дает детям, родителям? В чем оказывает помощь педагогам?

Для детей :

- формирование коммуникативных навыков;

- приобретение опыта публичных выступлений;

- формирование ответственности;

- развитие инициативности;

- возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;

- владение новыми способами действий;

- приобретение опыта коллективной деятельности;

- развитие вопросительности;

- стимул самостоятельного поиска нового.

Для педагога:

- способ поддержки детских инициатив;

- создание в окружении ребенка культурной речевой среды;

- способствование активизации детской речи;

- способ сплочения группы;

- возможность организовать образовательную деятельность увлекательной для детей;

- возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;

- возможность выстроить сотрудничество с родителями.

Для родителей:

- возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;

- увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;

- способ участия в реализации образовательной программы.

Коллекций в группе нескольких видов:

- Коллективные - это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей.

- Индивидуальные - это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка.

- Домашние - это коллекции собранные дома с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Наиболее популярные виды коллекционирования, как среди детей, так и взрослых это:

- киндерфелия - коллекционирование «киндер-сюрпризов» из шоколадных яиц;

- нумизматика - коллекционирование монет;

- филокартистика - коллекция открыток;

- ксерофилия - коллекции конфетных оберток;

- фалеристика – коллекция значков;

- бонистика – коллекция денежных знаков вышедших из употребления.

Для правильного хранения экспонатов, в групповой комнате был создан мини – музей, в котором я организую, различные формы работы с детьми (групповую (фронтальную); подгрупповую (небольшими группами по интересам); индивидуальную, направленные на развитие их активности и самостоятельности. В процессе игры с материалами коллекций дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах объектов, делать логические выводы и умозаключения.

Считаю, что прежде чем начать работу по созданию той или иной коллекции, взрослый должен сам увлечься этой идеей, а потом заинтересовать детей.

Например, конфетные обертки – удивительно интересная, доступная и в то же время не в полной мере изученная сфера для исследований, представляющая огромный Рассказала о своем детском увлечении. (собирала фантики от конфет) Обратила внимание детей, что конфеты могут быть с одним названием, но разные кондитерские фабрики и наоборот. Вспомнили игру «Фанты», дети в неё играют с большим удовольствием. В группе появилась коллективная коллекция конфетных оберток (ксерофилия).

Изучая с детьми тему «Одежда», принесла образцы разных тканей (шерстяную, шелковую, фланелевую, рассказала о назначении ткани. Рассматривая ткани, группировали: платяная, рубашечная, пальтовая. Рассматривая одежду, обратила внимание на то, что одежда не может быть без застежки, что может быть застежкой? (пуговица, булавка, шнурок и т. д.).

Появилась необходимость познакомить детей с историей происхождения пуговиц. На следующий день, дети принесли пуговицы. Так мы начали собирать коллекцию пуговиц.

Этот материал я использую в игровой деятельности: Дидактические игры -они направлены на развитие связной речи : «Какая?» Цель: обогащение речи именами прилагательными. Пуговица какая? – большая, маленькая, металлическая, пластмассовая, деревянная, красная. Игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Сосчитай-ка», «Подбери по цвету» и др.

Еще одна коллекция в нашей группе появилась так. Однажды на территории детского сада дети нашли камешек похожий на сердце. Во время прогулки все мы с удовольствием рассматривали его необычную окраску, форму. Обыкновенный камень вызвал большой интерес у ребят. Собиранием камней дети очень увлеклись, а так же их родители. Тогда мы с детьми договорились собрать в группе общую коллекцию из камней.

Собирая коллекцию, мы с детьми обсуждали, где был найден камень, чем он их заинтересовал, на что похож. Предложила детям рассказать о своих находках другим детям, в итоге получился описательный рассказ.

Можно наблюдать, что совпадение интересов детей влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и в то же время серьезное и кропотливое, им были предложены консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.

Вскоре и родители стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций. В группе появились новые коллективные коллекции : бумаги, открыток, ткани, машинки и др. А так же индивидуальные коллекции.

В процессе коллекционирования у детей развились такие ключевые компетентности:

- Коммуникативные: дети научились задавать познавательные вопросы, аргументировать свою точку зрения, готовить доклады, придумывать загадки, сказки.

- Социальные : взаимодействовать друг с другом.

- Информационные : получать информацию из разных источников и делиться ею.

- Деятельные : подбирать материалы, инструменты для создания продукта (макета) рисовали, лепили, раскрашивали и т. д.

Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность. Эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним. И важно использование в свободной самостоятельной деятельности. Поэтому именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим с детьми

увлечением.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коллекционирование как средство повышения познавательной активности и развития речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 апреля 2020 в 16:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коллекционирование как средство повышения познавательной активности и развития речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Усова (УИ 920247) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД