Курмыскова Анастасия
Коллективный труд как условие развития отношений сотрудничества между старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития отношений сотрудничества между старшими дошкольниками через коллективный труд. Раскрыты различные подходы к изучению коллективного труда как средства развития сотрудничества у старших дошкольников. Сделаны выводы о том, что коллективный труд оказывает большое влияние на развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Коллективный труд как условие развития отношений сотрудничества между старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Актуальность данной статьи состоит в том, что коллективный труд является важнейшим средством развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. В процессе труда дети учатся согласовывать свои действия, желания, а так же обращаться за помощью к своим товарищам и вместе выполнять поставленные задачи.
Изучением проблемы сотрудничества в коллективном труде занимались многие исследователи и педагоги, среди которых следует отметить заслуги Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой, З. Н. Борисовой и др. Занимаясь решением данного вопроса, они рассматривали коллективный труд как некое средство помощи в развитии сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Н. К. Крупская в своей работе дала определение детскому коллективу. Под ним она понимала сплоченную группу детей, которые решают одну задачу, используя интересы, желания и возможности каждого члена группы [2, с. 198]. В результате такого взаимодействия дети старшего дошкольного возраста лучше начинают понимать своих сверстников и охотно выполняют вместе с ними все задачи.
Следует отметить заслуги еще одного исследователя в вопросе организации коллективного труда – А. С. Макаренко. В своей работе он дал несколько иное определение коллективу. Под этим понятием он понимал единый живой организм, который благодаря работе всех органов осуществляет свою работу [4, с. 326].
Детский коллектив в процессе выполнения каких – либо задач является одним механизмом, в котором существует множество деталей. Благодаря тесному сотрудничеству дети больше понимают свою значимость для группы и общими усилиями все вместе решают общую проблему.
В психологии такие группы детей принято называть малыми контактными группами. Процесс труда в них может являться средством формирования положительного отношения детей друг к другу. Данное явление происходит лишь тогда, когда есть правильная организация всего трудового процесса. Задача всех воспитателей и педагогов состоит в том, чтобы подтолкнуть детей к совместному решению поставленных задач. В результате, развитие трудовой деятельности будет двигать процесс сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Взаимодействие детей друг с другом является важнейшим фактором готовности к дальнейшей жизни в обществе. Опыт многочисленных исследований показал, что современные дети не обладают самыми элементарными навыками взаимодействия. В результате чего возникает вопрос: как же решить данную проблему? Ответ на данный вопрос был получен исследователями в области организации коллективного труда. Учёные в своих работах выдвигали идею о том, что при организации коллективного труда старших дошкольников нужно четко выстроить весь процесс деятельности. Р. С. Буре выделил три последовательных шага: первым шагом необходимо грамотно распределить работу между участниками, во-вторых, контролировать процесс выполнения задания, и, в-третьих, обсуждать полученные результаты. Каждый из перечисленных этапов имеет свои задачи, которые решаются с помощью различных методов. В результате у детей старшего дошкольного возраста происходит развитие навыков сотрудничества, которые впоследствии помогают им во взрослой жизни.
Нравственное воспитание ребенка осуществляется, прежде всего, в совместной деятельности. В результате дети становятся более сплочёнными и овладевают навыками взаимопомощи. Следует отметить, что общение со сверстниками в процессе труда помогает детям удовлетворить потребности в оценке. Благодаря сверстнику, который, являясь равноправным партнером, происходит активный процесс познания себя.
В результате всего вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема сотрудничества в процессе коллективного труда изучалась многими исследователями в области психологии и педагогики. В их работах коллективный труд выступает как средство развития доверительных отношений между детьми старшего дошкольного возраста. Трудовое воспитание направлено, прежде всего, на развитие не только трудовых, но и сотруднических навыков при решении определённых задач. В результате дети учатся оценивать не только себя, но и возможности своих сверстников, что дает большой толчок в их личностном развитии.