Папки-передвижки

Коллективный труд как условие развития отношений сотрудничества между старшими дошкольниками

Курмыскова Анастасия
Коллективный труд как условие развития отношений сотрудничества между старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития отношений сотрудничества между старшими дошкольниками через коллективный труд. Раскрыты различные подходы к изучению коллективного труда как средства развития сотрудничества у старших дошкольников. Сделаны выводы о том, что коллективный труд оказывает большое влияние на развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Коллективный труд как условие развития отношений сотрудничества между старшими дошкольниками» размещена в разделах

Актуальность данной статьи состоит в том, что коллективный труд является важнейшим средством развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. В процессе труда дети учатся согласовывать свои действия, желания, а так же обращаться за помощью к своим товарищам и вместе выполнять поставленные задачи.

Изучением проблемы сотрудничества в коллективном труде занимались многие исследователи и педагоги, среди которых следует отметить заслуги Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой, З. Н. Борисовой и др. Занимаясь решением данного вопроса, они рассматривали коллективный труд как некое средство помощи в развитии сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Н. К. Крупская в своей работе дала определение детскому коллективу. Под ним она понимала сплоченную группу детей, которые решают одну задачу, используя интересы, желания и возможности каждого члена группы [2, с. 198]. В результате такого взаимодействия дети старшего дошкольного возраста лучше начинают понимать своих сверстников и охотно выполняют вместе с ними все задачи.

Следует отметить заслуги еще одного исследователя в вопросе организации коллективного труда – А. С. Макаренко. В своей работе он дал несколько иное определение коллективу. Под этим понятием он понимал единый живой организм, который благодаря работе всех органов осуществляет свою работу [4, с. 326].

Детский коллектив в процессе выполнения каких – либо задач является одним механизмом, в котором существует множество деталей. Благодаря тесному сотрудничеству дети больше понимают свою значимость для группы и общими усилиями все вместе решают общую проблему.

В психологии такие группы детей принято называть малыми контактными группами. Процесс труда в них может являться средством формирования положительного отношения детей друг к другу. Данное явление происходит лишь тогда, когда есть правильная организация всего трудового процесса. Задача всех воспитателей и педагогов состоит в том, чтобы подтолкнуть детей к совместному решению поставленных задач. В результате, развитие трудовой деятельности будет двигать процесс сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.

Взаимодействие детей друг с другом является важнейшим фактором готовности к дальнейшей жизни в обществе. Опыт многочисленных исследований показал, что современные дети не обладают самыми элементарными навыками взаимодействия. В результате чего возникает вопрос: как же решить данную проблему? Ответ на данный вопрос был получен исследователями в области организации коллективного труда. Учёные в своих работах выдвигали идею о том, что при организации коллективного труда старших дошкольников нужно четко выстроить весь процесс деятельности. Р. С. Буре выделил три последовательных шага: первым шагом необходимо грамотно распределить работу между участниками, во-вторых, контролировать процесс выполнения задания, и, в-третьих, обсуждать полученные результаты. Каждый из перечисленных этапов имеет свои задачи, которые решаются с помощью различных методов. В результате у детей старшего дошкольного возраста происходит развитие навыков сотрудничества, которые впоследствии помогают им во взрослой жизни.

Нравственное воспитание ребенка осуществляется, прежде всего, в совместной деятельности. В результате дети становятся более сплочёнными и овладевают навыками взаимопомощи. Следует отметить, что общение со сверстниками в процессе труда помогает детям удовлетворить потребности в оценке. Благодаря сверстнику, который, являясь равноправным партнером, происходит активный процесс познания себя.

В результате всего вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема сотрудничества в процессе коллективного труда изучалась многими исследователями в области психологии и педагогики. В их работах коллективный труд выступает как средство развития доверительных отношений между детьми старшего дошкольного возраста. Трудовое воспитание направлено, прежде всего, на развитие не только трудовых, но и сотруднических навыков при решении определённых задач. В результате дети учатся оценивать не только себя, но и возможности своих сверстников, что дает большой толчок в их личностном развитии.

Публикации по теме:

Образовательная среда группы как условие развития речи дошкольника РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми.

Тактика формирование положительных взаимоотношений между старшими и младшими детьми Консультация для родителей «Тактика формирование положительных взаимоотношений между старшими и младшими детьми» [/i] Что значит семья в.

Формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками через совместную деятельность (из опыта работы) В современной системе образования все большее значение приобретает ценность формирования гуманных межличностных отношений между дошкольниками.

Конспект занятия «Фабрика — прачечная». Коллективный хозяйственно-бытовой труд в подготовительной группе Коллективно – хозяйственно бытовой труд в подготовительной группе. Тема: «Фабрика - прачечная» Выполнила: Правосудова С. И. МБДОУ№ 236.

Предметно-развивающая среда, как условие развития познавательно-исследовательской деятельности Специально организованная предметная среда позволяет педагогам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания.

Родительское собрание «Создание между родителями и воспитателем партнёрских отношений» Родительское собрание "Давайте познакомимся!"Воспитатель Ананина Е. В. План родительского собрания. Цель: познакомиться с родителями. Создание.

Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника. Искусство – содержательное ядро художественной культуры – один.

Спортивная эстафета «Большие гонки» между старшими группами Спортивная эстафета «Большие гонки» Цель проведения: Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Выполнять действия.

Технологическая карта организации трудовой деятельности в старшей группе «Коллективный труд в уголке природы» Тема занятия: «Коллективный труд в уголке природы» Возрастная группа: старшая Программное содержание: Цель: Уточнить и закрепить знания.

Конспект занятия «Вышивка со старшими дошкольниками»Конспект занятия «Вышивка со старшими дошкольниками» Вышивание было известно с древних времён. Искусство вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать этому ремеслу начинали с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коллективный труд как условие развития отношений сотрудничества между старшими дошкольниками
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 20:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коллективный труд как условие развития отношений сотрудничества между старшими дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Курмыскова Анастасия (УИ 1149652) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД