МААМ-картинки

Коллективный труд как условие развития отношений сотрудничества между старшими дошкольниками

Курмыскова Анастасия
Коллективный труд как условие развития отношений сотрудничества между старшими дошкольниками

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития отношений сотрудничества между старшими дошкольниками через коллективный труд. Раскрыты различные подходы к изучению коллективного труда как средства развития сотрудничества у старших дошкольников. Сделаны выводы о том, что коллективный труд оказывает большое влияние на развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Коллективный труд как условие развития отношений сотрудничества между старшими дошкольниками» размещена в разделах

Актуальность данной статьи состоит в том, что коллективный труд является важнейшим средством развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. В процессе труда дети учатся согласовывать свои действия, желания, а так же обращаться за помощью к своим товарищам и вместе выполнять поставленные задачи.

Изучением проблемы сотрудничества в коллективном труде занимались многие исследователи и педагоги, среди которых следует отметить заслуги Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой, З. Н. Борисовой и др. Занимаясь решением данного вопроса, они рассматривали коллективный труд как некое средство помощи в развитии сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Н. К. Крупская в своей работе дала определение детскому коллективу. Под ним она понимала сплоченную группу детей, которые решают одну задачу, используя интересы, желания и возможности каждого члена группы [2, с. 198]. В результате такого взаимодействия дети старшего дошкольного возраста лучше начинают понимать своих сверстников и охотно выполняют вместе с ними все задачи.

Следует отметить заслуги еще одного исследователя в вопросе организации коллективного труда – А. С. Макаренко. В своей работе он дал несколько иное определение коллективу. Под этим понятием он понимал единый живой организм, который благодаря работе всех органов осуществляет свою работу [4, с. 326].

Детский коллектив в процессе выполнения каких – либо задач является одним механизмом, в котором существует множество деталей. Благодаря тесному сотрудничеству дети больше понимают свою значимость для группы и общими усилиями все вместе решают общую проблему.

В психологии такие группы детей принято называть малыми контактными группами. Процесс труда в них может являться средством формирования положительного отношения детей друг к другу. Данное явление происходит лишь тогда, когда есть правильная организация всего трудового процесса. Задача всех воспитателей и педагогов состоит в том, чтобы подтолкнуть детей к совместному решению поставленных задач. В результате, развитие трудовой деятельности будет двигать процесс сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.

Взаимодействие детей друг с другом является важнейшим фактором готовности к дальнейшей жизни в обществе. Опыт многочисленных исследований показал, что современные дети не обладают самыми элементарными навыками взаимодействия. В результате чего возникает вопрос: как же решить данную проблему? Ответ на данный вопрос был получен исследователями в области организации коллективного труда. Учёные в своих работах выдвигали идею о том, что при организации коллективного труда старших дошкольников нужно четко выстроить весь процесс деятельности. Р. С. Буре выделил три последовательных шага: первым шагом необходимо грамотно распределить работу между участниками, во-вторых, контролировать процесс выполнения задания, и, в-третьих, обсуждать полученные результаты. Каждый из перечисленных этапов имеет свои задачи, которые решаются с помощью различных методов. В результате у детей старшего дошкольного возраста происходит развитие навыков сотрудничества, которые впоследствии помогают им во взрослой жизни.

Нравственное воспитание ребенка осуществляется, прежде всего, в совместной деятельности. В результате дети становятся более сплочёнными и овладевают навыками взаимопомощи. Следует отметить, что общение со сверстниками в процессе труда помогает детям удовлетворить потребности в оценке. Благодаря сверстнику, который, являясь равноправным партнером, происходит активный процесс познания себя.

В результате всего вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема сотрудничества в процессе коллективного труда изучалась многими исследователями в области психологии и педагогики. В их работах коллективный труд выступает как средство развития доверительных отношений между детьми старшего дошкольного возраста. Трудовое воспитание направлено, прежде всего, на развитие не только трудовых, но и сотруднических навыков при решении определённых задач. В результате дети учатся оценивать не только себя, но и возможности своих сверстников, что дает большой толчок в их личностном развитии.

Публикации по теме:

Образовательная среда группы как условие развития речи дошкольника РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми.

Тактика формирование положительных взаимоотношений между старшими и младшими детьми Консультация для родителей «Тактика формирование положительных взаимоотношений между старшими и младшими детьми» [/i] Что значит семья в.

Формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками через совместную деятельность (из опыта работы) В современной системе образования все большее значение приобретает ценность формирования гуманных межличностных отношений между дошкольниками.

Конспект занятия «Фабрика — прачечная». Коллективный хозяйственно-бытовой труд в подготовительной группе Коллективно – хозяйственно бытовой труд в подготовительной группе. Тема: «Фабрика - прачечная» Выполнила: Правосудова С. И. МБДОУ№ 236.

Предметно-развивающая среда, как условие развития познавательно-исследовательской деятельности Специально организованная предметная среда позволяет педагогам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания.

Родительское собрание «Создание между родителями и воспитателем партнёрских отношений» Родительское собрание "Давайте познакомимся!"Воспитатель Ананина Е. В. План родительского собрания. Цель: познакомиться с родителями. Создание.

Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника. Искусство – содержательное ядро художественной культуры – один.

Спортивная эстафета «Большие гонки» между старшими группами Спортивная эстафета «Большие гонки» Цель проведения: Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Выполнять действия.

Технологическая карта организации трудовой деятельности в старшей группе «Коллективный труд в уголке природы» Тема занятия: «Коллективный труд в уголке природы» Возрастная группа: старшая Программное содержание: Цель: Уточнить и закрепить знания.

Конспект занятия «Вышивка со старшими дошкольниками»Конспект занятия «Вышивка со старшими дошкольниками» Вышивание было известно с древних времён. Искусство вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать этому ремеслу начинали с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коллективный труд как условие развития отношений сотрудничества между старшими дошкольниками
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 20:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД