МААМ-картинки

Формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками через совместную деятельность (из опыта работы)

Рублёва Екатерина Васильевна
Формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками через совместную деятельность (из опыта работы)

В современной системе образования все большее значение приобретает ценность формирования гуманных межличностных отношений между дошкольниками. Основной акцент сегодня делается на процессе взаимодействия педагога с детьми. Для наибольшей эффективности педагогического процесса актуальными для педагога становятся также качества и умения, как: вера в ребенка, терпимость к детским недостаткам, признания права на ошибку и собственную точку зрения, поиск лучших качеств личности, принятие ребенка таким, какой он есть.

Публикация «Формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками через совместную деятельность (из опыта работы)» размещена в разделах

Именно принятие ребенка таким, какой он есть, является постулатом Гуманной Педагогике.

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности: общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Чувства эти не могут возникнуть путем, естественного вызревания, как заметил психолог В. Н. Мясищев. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания. От условий, в которых он живет.

Формирование духовности, системы нравственных установок и ориентиров, добролюбия- важное стратегическое направление работы дошкольных учреждений.

Ш. Амонашвили говорит, что необходимо устроить окружающий мир и пед. процесс так, чтобы в них были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления. Поэтому деятельность педагога должна быть направлена в двух направлениях: 1. Работа над собой. 2. Работа с детьми., Ребенок несет в себе больше созидательных сил, чем разрушительных, он скорее добр, чем зол, и многое будет зависеть от того, в какой он окажется среде и какое получит воспитание, ибо и они бывают и добрыми и злые.

Необходимо в создании педагогов и родителей укоренить мысль о том, что качество дошкольного образования отнюдь не в получении ребенком огромного количества новой информации, объема знаний, куда важнее направить общие усилия на полноценное развитие и формирование необходимых межличностных качеств, обеспечивающих успех на следующей ступени образования.

Современная ситуация в образовании, особенно в дошкольном, объективно является непростой. Неуклонно растет число отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений, проявляющихся в агрессивности, нарушениях поведения. Проблемы становления межличностного общения на основе человеческих отношений, связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях.

Агрессивные дети есть практически в каждой группе детского сада. Проблемы в работе с такими детьми могут быть самыми разными, но решение большинства из них зависит от профессиональной деятельности педагога, а именно принять ребенка таким, какой он есть. Ведь ребенок не сам по себе трудный, потому, что он обладает какими то особенностями личными или индивидуальными, а потому, что кому-то с ним трудно.

Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Малыши растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение в успехе, помощь в случае неудачи, радоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся ему и в дальнейшей школьной жизни. Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать.

Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых друзей? Зависит ли что от педагога в воспитании добрых чувств ребенка? Ответы на эти вопросы можно найти в трудах педагога-новатора Ш. Амонашвили : «Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло!». Эти слова должны являться принципом педагогической деятельности – любить ребенка, так как без этого невозможно воспитать гуманную душу человека.

Из опыта своей работы над этой проблемой, а именно, формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками, хочу отметить, что, организуя свою деятельность, ставила перед собой следующие задачи:

1. Помочь ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.

2. Научить ребенка выражать словами события внутренней жизни, осознавать свои мысли, поступки.

3. Научить чувствовать и понимать других людей.

4. Научить ребенка, как поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупредить негативные эмоции.

С детьми младшего возраста я проводила раз в неделю игровой день, содержание работы которого было направлено на развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и воспитателями, на воспитание интереса к окружающим людям.

Для игровых дней было выбрано такое содержание, которое было бы интересным для детей, обогащало бы их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного взаимодействия и позволяло бы комбинировать различные формы обучения и воспитания (развивающие игры, импровизации, моделирование и анализ заданных ситуаций, подражательные игры).

Учитывая, что взаимодействие и обучение детей на четвертом году жизни имеет поверхностный характер, я стараюсь, чтобы контакты детей в играх были доброжелательными, веселыми, предоставляя каждому ребенку возможность проявить себя, продемонстрировать собственные достижения. Специально организованная деятельность, включающая подвижные игры, драматизацию сказок, сюжетно-ролевые игры, способствовала возникновению дружеской атмосферы в группе: «Проблемных» детей, которые мешали другим играть, вводила через собственное общение с ними : начиная играть в паре, и лишь после того, как ребенок увлекался игрой, переключала его на игру с другими детьми. Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что специально организованная деятельность позволила сделать взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста более разнообразными, интересными, и вместе с тем, сформировала у детей понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, учила малышей распознавать свое эмоциональное состояние, состояние сверстников и выражать свое к ним отношение.

Работая с детьми старшего возраста, я проводила занятия, направленные на развитие личностного отношения к миру человеческих ценностей, ощущение гармонии и психологического комфорта. Основная тема занятий – Здоровье, Добро, Красота, и их взаимосвязь с внутренним миром человека. В старшей группе были проведены беседы по сказкам, которые учили понимать чувства героев, их настроение. Я считаю, что художественная литература играет огромную роль в развитии человечности, гуманных качеств личности. Решая эти задачи, мною были использованы произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Султане» «Сказка о золотом петушке» «Сказка о царевне и семи богатырях» Ш. Перро «Золушка» Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» «Дикие лебеди» В. Осеевой «Три сына» Э. Мошковской «Жадина» и много других.

Содержание занятий вызвало положительное отношение детей, было для них привлекательным, интересным и позволяло мне комбинировать различные виды занятий. На занятиях я уделяла внимание играм, направленным на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние человека по его мимике и позе.

Для воспитания гуманного отношения к сверстнику я использовала цикл бесед:, Добро и зло «Хорошо ли быть злым?», «Учимся справляться с гневом», «Поговорим о доброте» и др. Я пришла к выводу, что нельзя насильно навязывать моральные нормы. Только задушевная беседа с ребенком, в ходе которой я привлекла его внимание к страданиям другого человека, способствовали появлению отклика- сострадания, побуждая ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи сверстнику.

Надо отметить, что дети стали относиться друг к другу намного доброжелательней, чем прежде. В жизни группы практически исчезли конфликты. Дети научились согласовывать свои действия, уметь договариваться, проявляя при этом признание и уважение сверстника.

Подводя итоги проделанной деятельности можно сказать, что умение педагога поверить в ребенка, опереться на лучшие качества его личности, желание принять его таким, какой он есть, играют важнейшую роль в воспитании гуманных отношений между детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные.

Формирование доброжелательных отношений между мальчиками и девочками дошкольного возраста посредством организации игры РАЗДЕЛ I Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта Свою педагогическую деятельность Дуракова Ирина Владимировна осуществляет.

Формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста в подвижной игре Отношение к другому в отличие от общения далеко не всегда имеет внешние проявления. Оно может существовать и проявляться без каких-либо.

Формирование межличностных взаимоотношений через сюжетно-ролевую игру На современном этапе развития общества одной из основных задач образования является всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.

Формирование партнерских отношений между педагогами ДОО и родителями воспитанников старшей возрастной группы через проектную «Воспитание ребенка совершается не только, когда с ним беседуют или учат, отдают приказы, а в каждое мгновение жизни, где бы он не находился».

Формирование межличностных отношений посредством художественной литературы. Индивидуальный план развития воспитателя Тема: Формирование межличностных отношений посредством художественной литературы Цель: повышение профессиональной компетенции Задачи: Изучить.

Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность» Слайд 1 Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность» Слайд 2.

Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность»Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность» Развитие познавательных интересов детей, через познавательно – исследовательскую деятельность Прежде чем давать знания, надо научить думать,.

Представление опыта работы по теме «Взаимодействие с семьями воспитанников через проектную деятельность» «Взаимодействие с семьями воспитанников через проектную деятельность» 1. Актуальность. Детские годы – самые важные в жизни человека, как.

Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей с общим недоразвитием Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа И на любые испытанья Согласны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками через совместную деятельность (из опыта работы)
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 14:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД