Рублёва Екатерина Васильевна
Формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками через совместную деятельность (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В современной системе образования все большее значение приобретает ценность формирования гуманных межличностных отношений между дошкольниками. Основной акцент сегодня делается на процессе взаимодействия педагога с детьми. Для наибольшей эффективности педагогического процесса актуальными для педагога становятся также качества и умения, как: вера в ребенка, терпимость к детским недостаткам, признания права на ошибку и собственную точку зрения, поиск лучших качеств личности, принятие ребенка таким, какой он есть.
Публикация «Формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками через совместную деятельность (из опыта работы)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Именно принятие ребенка таким, какой он есть, является постулатом Гуманной Педагогике.
В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности: общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Чувства эти не могут возникнуть путем, естественного вызревания, как заметил психолог В. Н. Мясищев. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания. От условий, в которых он живет.
Формирование духовности, системы нравственных установок и ориентиров, добролюбия- важное стратегическое направление работы дошкольных учреждений.
Ш. Амонашвили говорит, что необходимо устроить окружающий мир и пед. процесс так, чтобы в них были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления. Поэтому деятельность педагога должна быть направлена в двух направлениях: 1. Работа над собой. 2. Работа с детьми., Ребенок несет в себе больше созидательных сил, чем разрушительных, он скорее добр, чем зол, и многое будет зависеть от того, в какой он окажется среде и какое получит воспитание, ибо и они бывают и добрыми и злые.
Необходимо в создании педагогов и родителей укоренить мысль о том, что качество дошкольного образования отнюдь не в получении ребенком огромного количества новой информации, объема знаний, куда важнее направить общие усилия на полноценное развитие и формирование необходимых межличностных качеств, обеспечивающих успех на следующей ступени образования.
Современная ситуация в образовании, особенно в дошкольном, объективно является непростой. Неуклонно растет число отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений, проявляющихся в агрессивности, нарушениях поведения. Проблемы становления межличностного общения на основе человеческих отношений, связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях.
Агрессивные дети есть практически в каждой группе детского сада. Проблемы в работе с такими детьми могут быть самыми разными, но решение большинства из них зависит от профессиональной деятельности педагога, а именно принять ребенка таким, какой он есть. Ведь ребенок не сам по себе трудный, потому, что он обладает какими то особенностями личными или индивидуальными, а потому, что кому-то с ним трудно.
Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Малыши растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение в успехе, помощь в случае неудачи, радоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся ему и в дальнейшей школьной жизни. Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать.
Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых друзей? Зависит ли что от педагога в воспитании добрых чувств ребенка? Ответы на эти вопросы можно найти в трудах педагога-новатора Ш. Амонашвили : «Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло!». Эти слова должны являться принципом педагогической деятельности – любить ребенка, так как без этого невозможно воспитать гуманную душу человека.
Из опыта своей работы над этой проблемой, а именно, формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками, хочу отметить, что, организуя свою деятельность, ставила перед собой следующие задачи:
1. Помочь ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.
2. Научить ребенка выражать словами события внутренней жизни, осознавать свои мысли, поступки.
3. Научить чувствовать и понимать других людей.
4. Научить ребенка, как поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупредить негативные эмоции.
С детьми младшего возраста я проводила раз в неделю игровой день, содержание работы которого было направлено на развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и воспитателями, на воспитание интереса к окружающим людям.
Для игровых дней было выбрано такое содержание, которое было бы интересным для детей, обогащало бы их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного взаимодействия и позволяло бы комбинировать различные формы обучения и воспитания (развивающие игры, импровизации, моделирование и анализ заданных ситуаций, подражательные игры).
Учитывая, что взаимодействие и обучение детей на четвертом году жизни имеет поверхностный характер, я стараюсь, чтобы контакты детей в играх были доброжелательными, веселыми, предоставляя каждому ребенку возможность проявить себя, продемонстрировать собственные достижения. Специально организованная деятельность, включающая подвижные игры, драматизацию сказок, сюжетно-ролевые игры, способствовала возникновению дружеской атмосферы в группе: «Проблемных» детей, которые мешали другим играть, вводила через собственное общение с ними : начиная играть в паре, и лишь после того, как ребенок увлекался игрой, переключала его на игру с другими детьми. Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что специально организованная деятельность позволила сделать взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста более разнообразными, интересными, и вместе с тем, сформировала у детей понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, учила малышей распознавать свое эмоциональное состояние, состояние сверстников и выражать свое к ним отношение.
Работая с детьми старшего возраста, я проводила занятия, направленные на развитие личностного отношения к миру человеческих ценностей, ощущение гармонии и психологического комфорта. Основная тема занятий – Здоровье, Добро, Красота, и их взаимосвязь с внутренним миром человека. В старшей группе были проведены беседы по сказкам, которые учили понимать чувства героев, их настроение. Я считаю, что художественная литература играет огромную роль в развитии человечности, гуманных качеств личности. Решая эти задачи, мною были использованы произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Султане» «Сказка о золотом петушке» «Сказка о царевне и семи богатырях» Ш. Перро «Золушка» Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» «Дикие лебеди» В. Осеевой «Три сына» Э. Мошковской «Жадина» и много других.
Содержание занятий вызвало положительное отношение детей, было для них привлекательным, интересным и позволяло мне комбинировать различные виды занятий. На занятиях я уделяла внимание играм, направленным на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние человека по его мимике и позе.
Для воспитания гуманного отношения к сверстнику я использовала цикл бесед:, Добро и зло «Хорошо ли быть злым?», «Учимся справляться с гневом», «Поговорим о доброте» и др. Я пришла к выводу, что нельзя насильно навязывать моральные нормы. Только задушевная беседа с ребенком, в ходе которой я привлекла его внимание к страданиям другого человека, способствовали появлению отклика- сострадания, побуждая ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи сверстнику.
Надо отметить, что дети стали относиться друг к другу намного доброжелательней, чем прежде. В жизни группы практически исчезли конфликты. Дети научились согласовывать свои действия, уметь договариваться, проявляя при этом признание и уважение сверстника.
Подводя итоги проделанной деятельности можно сказать, что умение педагога поверить в ребенка, опереться на лучшие качества его личности, желание принять его таким, какой он есть, играют важнейшую роль в воспитании гуманных отношений между детьми дошкольного возраста.