Лучший педагог года

Применение современных образовательных технологий в логопедической работе с дошкольниками

галина филенкова
Применение современных образовательных технологий в логопедической работе с дошкольниками

Комментарий о применении современных образовательных технологий.

Весь современный учебный процесс основан на использовании образовательных технологий. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

Публикация «Применение современных образовательных технологий в логопедической работе с дошкольниками» размещена в разделах

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными образовательными и коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической деятельности. В настоящее время в логопедической практике появилось множество современных, инновационных технологий, помимо тех, что проверены временем: технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и др. Основным критерием «современности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Логопеды ищут новые подходы, технологии и приемы для устранения недостатков речи. Современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений позволяют добиваться повышения качества логокоррекционной работы. Важно отметить, что логопедическая работа с применением современных технологий имеет дифференцированную направленность, которая определяется ведущим нарушением, вторично связанными с ним отклонениями в развитии. Также учитываются функции и компенсаторные возможности ребенка.

Исходя из образовательных потребностей дошкольников, а также имеющихся в образовательной организации условий, я использую следующие современные образовательные технологии : игровые, технологию дифференцированного обучения, технологию интегрированного обучения, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие и т. д.

В своей работе первым этапом использую диагностические процедуры, которые осуществляю на основе технологий обследования. Использование диагностических технологий позволяет выявить различные проблемы в речевом развитии ребенка («Методы обследования речи детей» Коненьковой, Г. В. Чиркиной, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Экспресс обследование звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия»).

Технологии развития лексико-грамматичекой стороны речи, развития звукопроизношения, формирования связной речи и других технологий, строю на основе работ Нищевой Н. В., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Бардышевой Т. Ю. и других.

Опираясь на технологии разных авторов, составляю планы/программы для детей, а так же примерные конспекты занятий с использованием нескольких технологий.

Информационные технологии обучения – это педагогические технологии, позволяющие использовать специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети).

Возможности использования информационных технологий в логопедии очень велики.

Применение мною компьютера позволяет сделать занятие более насыщенным, интересным, разнообразным. В ходе коррекционного воздействия с применением ИКТ (например презентации, используя компьютерные тренажёры и программы для логопедической работы, стало ясно, что не все упражнения могут оказывать положительное воздействия на обучающихся у логопеда, поскольку не во всех учитываются психофизиологические особенности детей с ОВЗ. Так как логопедические занятия посещают, дети с различной нозологией и, исходя из опыта работы, я сделала вывод, что для решения коррекционных задач, необходима адаптация некоторых компьютерных программ для данной категории детей и их правильный подбор. Я использую компьютерные программы «Игры для тигры», «Мир звуков и слов» - адаптирую некоторые из них под уровень детей.

Особое место в коррекции детей с проблемами, в общем, и речевом развитии занимают игровые технологии. Эффективность применения игровых технологий и игровой терапии не раз отмечали в коррекции логопедических нарушений детей Г. А. Волкова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. С помощью игровой деятельности я решаю много задач.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Правильно организованная, любая игровая деятельность, в том числе дидактическая игра - является важнейшей частью всего коррекционно-образовательного процесса. Использование игры на логопедических занятиях стимулирует детей к познавательной деятельности, вызывает речевую активность. Игровая технология. Игровая технология обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

На своих занятиях я широко использую игровую мотивацию и игровые приемы обучения. При проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, я опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, для того чтобы они были понятны и доступны детям.

Таким образом, логопеду очень важно владеть игровыми технологиями, и я убеждена, что именно использование игр обеспечивают успех занятий, делают их увлекательными и желанными для детей.

Технология развивающего обучения.

Цель – формирование теоретического мышления и сознания. Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. В любом случае, технология развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Я использую в своей работе некоторые проблемные ситуации (например, «Не хватает одного стула. Что делать?», «Моделирование ситуации «Беспорядок в группе», «Намеренные ошибки педагога», «Верно ли это утверждение», «Докажи Незнайке свой ответ», «Плюсы и минусы зимы», и др.) Тем самым, я стараюсь развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить,

Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, школе и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка. К этому виду технологий относятся технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка.

Я как учитель – логопед использую элементы этих технологий :

психогимнастика – направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

аутотренинг - помогает воздействовать на подсознание детей с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться. После двигательной активности необходимо изолированно от посторонних шумов сесть в кресло, или лечь, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.

В реализации личностно-ориентированной технологии я стремлюсь создать условия, в которых реализуются индивидуальные интересы и потребности детей. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр личность ребенка, обеспечение комфортных условий, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. В начале учебного года после полного логопедического обследования всех детей заполняются индивидуальные речевые карты. На каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. Содержание, периодичность, количество и выбор материала к индивидуальным занятиям полностью зависит от индивидуальных особенностей воспитанника, его личностных черт характера, его возможностей и потребностей, его уровня освоения образовательных программ, и от того какое речевое и сопутствующее нарушение есть у ребенка. Личностно-ориентировочный подход обеспечивается и в групповых формах работы :

В работе с детьми предусматриваю установление и развитие положительного взаимоотношения в общении. Стараюсь вовлекать детей во все виды деятельности с целью выявления их способностей и качеств характера.

Контроль за состоянием здоровья детей – основа всей профилактической, оздоровительной, воспитательной и коррекционной работы логопеда. Решению этой задачи и поможет использование здоровьесберегающих технологий. В своей работе я использую эти технологии в течение всего времени коррекции и обучения.

Включение инновационных здоровьесберегающих мероприятий в коррекционно-логопедическую работу с детьми-логопатами помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятие более интересными и необычными. Поэтому на логопедических занятиях использую следующие технологии, это: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мимические упражнения, логопедический массаж и самомассаж лица, языка, ушей, кистей и пальцев рук, кинезиотерапию и др.

Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, характеризуется большой спецификой, и современные технологии логопедического воздействия позволяют создавать лучшие условия для дальнейшей коррекции, ведут по более эффективному пути процесс коррекции. Безусловно, для того чтобы заинтересовать детей, сделать обучение более осознанным, необходимо использовать в работе нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, а так же современные технологии. Современные технологии работы в деятельности учителя - логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи современные технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма в целом. Они помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей. Однако, не смотря на развитие современных направлений в логопедической теории и практике, важно сохранять и базовые, традиционные подходы.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС. В помощь аттестующимся воспитателям Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно - образовательном процессе воспитателя.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Применение современных образовательных технологий в логопедической работе с дошкольниками
Опубликовано: 21 июля 2021 в 10:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД