Получи документы

Компетентные родители (из опыта работы)

Елена Иншакова
Компетентные родители (из опыта работы)

Иншакова Елена Геннадьевна

воспитатель МБДОУ детский сад № 33 «Берёзка»

городской округ Королёв

Московская область,Россия

КОМПЕТЕНТНЫЕ РОДИТЕЛИ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация: автором представлен опыт работы по формированию родительской компетентности в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: родители, дети дошкольного возраста, родительская компетентность, формы работы с родителями.

Публикация «Компетентные родители (из опыта работы)» размещена в разделах

Семья и детский сад – зачастую здесь не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом отрицательно отражается на ребенке. Большинство родителей считают, что детские сады существуют только для того, чтобы воспитатели присматривали за детьми пока они на работе, и интересуются, как ребенок ел и спал, а вопросы воспитания, сотрудничества и сотворчества остаются на втором плане. Проблема в том, что одни семьи не понимают, как воспитывать ребенка, а другие просто не хотят. Поэтому помощь педагогов дошкольного учреждения необходима для родителей.

Воспитатель должен найти индивидуальный подход взаимодействия с каждой семьей, должен понять как разнообразными способами, преодолевая трудности в общении с родителями, достучаться до пап и мам и создать благоприятную среду в сотрудничестве с ДОУ, ведь это необходимо для развития их собственных детей. Очень важно использовать разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей.

Мы стараемся правильно организовывать и планировать намеченные цели по работе с родителями, учитывая их загруженность в нашем современном мире. Поэтому ставим следующие задачи:

создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, установление партнёрских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;

обеспечение преемственности воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;

сохранение традиций народной педагогики;

оказание помощи в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку.

Очень важно, чтобы педагог и родители стали партнерами в воспитании детей, общаясь с детьми, мы должны научить их думать и размышлять, только тогда мы получим успешный результат.

Для того, чтобы лучше изучить семью, выяснить образовательные потребности родителей, установить контакт с членами семьи и для согласования дальнейшего сотрудничества проводится анкетирование «Сотрудничество ДОУ и семьи» и мониторинг собранных данных, в результате которого можно видеть картину семейного воспитания ребенка. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности и выработать тактику общения с каждым родителем.

Для познания родителями своего ребенка и себя как родителя, мы предлагали написать мини-сочинения на тему «Мой ребенок», «Какой я родитель Это побуждает родителей задуматься над поставленным вопросом, формирует умения самокритично оценивать свою воспитательскую деятельность.

Итогом такой работы становится :

1) составленные родителями «портрета» своего ребенка (что он может, какие проблемы испытывает)

2) составление «портрета» себя как родителя (что знаю, умею, могу, делаю правильно; чего не знаю, не могу, делаю неправильно).

В целях познания образовательной деятельности проводится два раза в месяц индивидуальная работа с родителями и воспитанниками на разнообразные темы, где ребенок вместе с родителями ищет ответ на поставленную задачу, а затем может поделиться своими знаниями с другими детьми в беседах, играх, викторинах. Также можно подготовить экскурсию и провести ее вместе с родителями.

Традиционная форма в практике работы с семьей "Родительский дневник» – ящик вопросов и ответов, предназначение которого заключается в возможности задавать родителям любые интересующие вопросы письменно не только воспитателю, а также логопеду, педагогу – психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре, медицинской сестре, администрации, что обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно активными участниками образовательного процесса.

Для удовлетворения образовательных запросов родителей используются разнообразные формы работы : групповые мероприятия - родительский клуб «Веселая семейка», «Дни добрых дел», различные конкурсы «Семья года», «Ребенок и улица», «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Хочу все знать!» и др., выставки детских работ и фотовыставки «Моя бабушка лучше всех», «Наша жизнь день за днем», папки-передвижки «Неболейка», «Внимание – огонь!», тематические стенды, приуроченные к праздникам и историческим датам, посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий, вернисажах, выпуск журналов и газеты «Почемучки»; оформление фотостенда «Наши будни и праздники», посещение «Дня открытых дверей», помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Можно предложить и родителям представить свой положительный опыт, например: оформить стенд с изображением большого цветка «Цветок мудрости». В сердцевине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Лепестки цветка с кармашками пустые. Родители делятся советами, записывают афоризмы и пожелания по выбранной теме. Темы могут быть разными, например:

- «Детские капризы, я знаю, как их преодолеть»;

- «Я знаю, как научить ребенка помогать взрослым» и т. п.

На информационном стенде оформить рекомендации по конфиденциальным вопросам, а также кармашек «Вопрос – ответ», где родители могут задавать вопросы анонимно.

А также:

- «Счастливая семья - это… «

- «Хороший воспитатель - это… «

- «Успешный ребенок - это…»

- «Мой ребенок не хочет идти в детский сад, потому что…» и др.

Родители анонимно дописывают предложение. Подобные недописанные тезисы и наиболее интересные советы могут быть рассмотрены как темы будущих родительских собраний, дискуссий.

Интересно использование рубрик: «Чем и как занять ребенка дома», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Итогом такой работы становятся четко оформившиеся образовательные запросы: что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя, и, конечно же, повышается рост психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, развитие их творческой инициативы. Опыт работы показал : позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

За стремление проявлять активность в жизни детского сада мы благодарим родителей, отмечая их успехи грамотами и благодарностями на праздниках. Дети в такие моменты испытывают чувство гордости за пап и мам. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, но в своей памяти дети навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

Список литературы:

1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.

2. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М. : Роспедагенство, 1994.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М. : АСТ: Астрель, 2007.

4. Данилина Т. А. Авт. -сост. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003.

5. Дробинская А. О. Скоро в школу. Что нужно знать родителям. – М. : Школьная пресса, 2005.

6. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1986.

7. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада/ Т. Н. Доронова, А. Е. Жичкина, Л. Г. Голубева и др. – М. : Просвещение, 2003.

Публикации по теме:

Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как.

Игра — важнейшее направление коррекционной логопедической работы (из опыта работы) В настоящее время, когда цивилизация далеко шагнула вперёд - это коснулось и процесса обучения как в школе, так и в дошкольном учреждении.

«Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке» (из опыта работы) Выступление из опыта работы по теме «Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке».

Из опыта работы «Содержание работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников 4–5 лет» Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей.

Из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ» Не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается.

Обобщение опыта работы «Организация работы по познавательному развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть.

Описание опыта работы «Экологический театр как инновационная форма работы по экологическому развитию дошкольников» Описание опыта работы воспитателя МБДОУ д/с «Солнышко» г. Суража, Брянской области Товпеко Ольги Михайловны участника муниципального этапа.

Из опыта работы «Оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ»Из опыта работы «Оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ» . На протяжении многих лет работы в дошкольном учреждении я поняла, что, желая приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, необходимо.

Практические приемы работы по применению мотивации из опыта работы «Проведение утреннего сбора в детском саду» «Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день». Дети приходят в детский сад с самым разным настроением и с самыми разными впечатлениями.

Здоровьесберегающие технологии в системе работы детского сада по формированию психического здоровья (из опыта работы) Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Сначала.

Автор публикации:
Компетентные родители (из опыта работы)
Опубликовано: 28 августа 2019 в 00:45
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД