Евгения Днепровская
Комплекс заданий по развитию внимания младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Блок 1. Задания, которые можно предложить для работы на уроке русского языка.
Задание №1.
«Составь слово».
Цель: развитие произвольного внимания.
Время выполнения: 5 минут.
Инструкция: Дети в своих рабочих тетрадях должны составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов.
Вариант 1: а, к, с, о, и, м, р, т.
Вариант 2: м, ш, а, н, и, ы, г, р.
Задание №2.
Игра «Алфавит».
Цель: развитие произвольного внимания.
Время выполнения: 10 минут.
Публикация «Комплекс заданий по развитию внимания младших школьников» размещена в разделах
Инструкция: Дети могут расположиться по кругу (или остаться за партами). Между детьми распределяются буквы алфавита от А до Я. Чем меньше участников, тем больше букв алфавита приходится на каждого. Далее учитель (ведущий) диктует какую-либо фразу или слово. А ребята, как на пишущей машинке, должны «распечатать» эту фразу. Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена.
Тот, кто ошибается, становится ведущим.
Таким образом, можно «распечатать» несколько самых разных фраз или слов. Тот из ребят, кто ни разу не был ведущим, самый внимательный.
Это задание можно проводить в течение учебного года по 10 минут на уроке (2-3 раза в неделю).
Задание №3.
«Корректурные упражнения».
Цель: развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ.
Время выполнения: по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 4-х месяцев.
Материал: тексты в рабочих тетрадях или печатные (буквенные) тексты, ручки и карандаши.
Инструкция: В течение 5 минут нужно;
Вар. 1. Зачеркнуть все встретившиеся (или обвести в кружок) буквы «А» : и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора;
Вар. 2. «И» подчеркнуть, «Л» вычеркнуть;
Вар. 3.»Е» обвести в кружок, «Д» вычеркнуть;
Вар. 4. «О» подчеркнуть, «К» вычеркнуть;
Вар. 5. На одной стороне буквы обводятся кружком, на второй отмечаются галочкой и т. п.
Проверка выполнения задания проводится самими учениками друг у друга (ищут ошибки, исправляют их).
Задание №4.
Игра «Перевёрнутые слова».
Цель: формирование у детей умения сосредотачиваться.
Время выполнения: 10- 15 минут.
Инструкция: Учащимся предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо, восстановить нормальны порядок слов.
Пример: МАИЗ- ЗИМА, НЯНААВ- ВАННАЯ.
а) ШИАМНА- б) ЛАБОСАК- в) СЫУБ-
ТЕЕВР- ДАУМ- ЛОХДО-
ФЕКРИ- ТРКО- ЛОРЬ-
ЕЗЕЖОЛ- РМЕО- МЕТА-
АКША- НАЛЕП- ВОРЬК-
Задание может использоваться при изучении темы: «Имя существительное», где дополнительно даётся определить род и склонение. существительного.
Задание №5.
Игра «Пишущая машинка».
Цель: развитие концентрации внимания; развитие умения работать в группе.
Время выполнения: 10 минут (работа устная).
Инструкция: Учитель предлагает учащимся «напечатать» какое-нибудь предложение.
Например: «Велик океан, но и капля для него прибыль».
Участники игры должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается, вы должны встать, а когда надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце предложения все должны хлопнуть в ладоши.
Кто ошибается, выходит из игры.
Задание №6.
«Исправь ошибки в тексте».
Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке письменных работ; тренировка распределения внимания.
Время проведения: 10-15 минут, в течение учебного года.
Инструкция: «На доске записан текст. Внимательно прочитайте. Найдите допущенные ошибки.
Вариант 1. По круто тропинке горной
Шёл домой барашек чёрны
И на мостик горбатом
Повстречался с белым брато
Помотал один рогом,
Упёрся друго ногами…
Как рогам не крути,
А вдвоём нельз пройти.
(С. Михалков).
Вариант 2.
Одуванчики.
Все знают эти просты цветы. Они похожи на мленькое солнце с золотыми лучами. Семена одуванчика быстро сзревают и делаются пушистым шариком. Дунешь на шарик, и поплывт в воздухе лёгкие пушинки. Вот почему народ и назвал этот цветок одванчиком.
Вариант3.
Бегает шусрый малыш. Открылся зимний лгер.
Литит огромный орёл. Цвитёт белая сирень.
Идёт гебной дождь. Достань столвую посуду.
Стаит стеклянная ваза. Пропала тонкая иглка.
Скоро навогодний праздник. Кипит пузатый самовр.
Такое задание необходимо проводить 3-5 раз в неделю. Сначала учащиеся находят ошибки устно, с объяснением исправляют их, а затем каждый самостоятельно записывает текст в свою рабочую тетрадь.
Обмениваются тетрадями и ещё раз проверяют. Тексты (предложения) подбираются каждый раз новые. Практика работы с этим заданием показала, что значительно сократились ошибки в письменных заданиях. Это сказалось на общую успеваемость класса.
Задание №7.
«Соединить половинки слов».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Время проведения: 5-10 минут.
Инструкция: Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.
Вариант 1. Вариант 2.
САМО ЛЯР РОД РАСТ
БУК ВЕРТ ПРИ ЕЗДКА
ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА
БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК
КАП КОН ПО ОЧКА
КОН НАЛ СОР БОР
ВА КА ПАР ВОЗ
КА ГОН ВОДО ФОР
ГОН КАН СЕМА ТА
Дети записывают составленные слова в рабочие тетради, затем проверяют. Можно давать дополнительные задания не только по теме урока, но и как материал для повторения.
Задание №8.
«Найти слова».
Цель: развитие концентрации внимания.
Время проведения: 5-7 минут.
Инструкция: На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово и подчеркнуть его.
Смех, волк, столб, коса, зубр, полк, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
Далее к доске вызываются по одному ученику. Проверяется правильность выполнения задания.
Задание №9.
Игра «Пишем предложение».
Цель: развитие концентрации внимания, закрепление знаний о членах предложения.
Время выполнения: 15 минут.
Инструкция: Участники игры делятся на 2 команды. В каждой команде кто-то из игроков будет играть роль подлежащего, кто-то – сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства, кто-то будет предлогом, запятой, точкой и т. д. Исполняемая роль записывается на карточке и прикрепляется к одежде.
Затем учитель (ведущий) диктует предложение. Какая из команд это делает быстрее и правильнее, та и побеждает.
Задание №10.
Игра «Много - один».
Цель: развитие переключения внимания.
Время проведения: 5-10 минут.
Инструкция: Дети сидят в кружок (можно остаться за учебными партами).
Учитель, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребёнок, возвращая мяч, - в единственном (или наоборот, учитель называет слово в единственном числе, ребёнок – во множественном).
Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, глаза, шкафы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, каты, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковш, рубли, зонты.
Задание даётся при изучении темы «Имя существительное» ед. ч. и мн. ч. (существительные меняются) устно. Дополнительно даётся задание определить у существительных ед. ч. род и склонение.
Задание №11.
Упражнение «Методика Мюнстерберга».
Цель: формирование у детей концентрации и устойчивости внимания; развитие избирательности внимания.
Время проведения: 5-10 минут.
Инструкция: В бессмысленный набор букв вставляются слова, (чаще существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. Ребёнку даётся бланк с напечатанными строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв учащиеся должны отыскать слова и под- черкнуть их. Затем учащиеся обмениваются тетрадью с соседом по парте и проверяют задание (исправляют ошибки, подчёркивают не найденные слова).
Показателем успешности может служить число правильно найденных слов.
Задание №12.
Упражнение «Придумай слово».
Цель: тренировка объёма внимания.
Время проведения: 3-5 минут.
Инструкция: Учитель кидает мяч каждому из учащихся, предлагая назвать, как можно больше слов на предложенный им звук. Например:«М»–машина, мебель, мойка, матрёшка и т. д. (можно использовать не только существительные, но и прилагательные и глаголы).
Задание № 13.
Упражнение «Составь слова».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Время проведения: 5-10 минут.
Инструкция: Составьте и запишите в свою рабочую тетрадь как можно больше слов из букв, образующих какое-либо слово (имён существительных).
Пример: ФОТОГРАФИЯ- риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф, и т. д.
Добавлять другие буквы воспрещается. Слова используются разные.
Задание №14.
Упражнение «Слова-невидимки».
Цель: формирование у детей концентрации внимания, на примере составления из отдельных букв слово.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция: Учитель (ученик) пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить (в зависимости от степени подготовленности). Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Учитель может привлечь кого-нибудь из учащихся к изображению слова. В этом случае он показывает одну за другой карточки с написанными на них буквами ребёнку, которые он воспроизводит пальцем на доске (постепенно можно увеличить темп выполнения упражнения).
Полученные слова можно записать в рабочие тетради (даются дополнительные задания).
Задание №15.
Упражнение «Найди родственные слова».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Время выполнения: 5-10 минут.
Инструкция: Предлагаются разные слова (корни слов).
Например: дом, лес, кот, стол и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать как можно больше родственных (однокоренных) слов.
Например: ДОМ- домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др. Это задание может использоваться при изучении темы: «Состав слова и словообразование».
Задание №16.
Игра «Четвёртый лишний».
Цель: развитие концентрации внимания.
Время выполнения: 10-15 минут.
Инструкция: Дети сидят в кружок (можно за партами). Учитель бросает мяч ученику и называет 4 предмета, 3 из которых- относятся к одному общему понятию. Ребёнок должен определить лишний предмет, т. е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч учителю (работа ведётся по «цепочке»).
Вариант 1.
1)стол, стул, кровать, чайник;
2)лошадь, кошка, собака, щука;
3)ёлка, берёза, дуб, земляника;
4)огурец, репа, морковь, заяц;
5)блокнот, газета, тетрадь, портфель;
6)огурец, арбуз, яблоко, мяч;
7)волк, лиса, медведь, кошка;
8)кукла, машинка, скакалка, книга;
9)поезд, самолёт, самокат, пароход;
10)лыжи, коньки, лодка, санки.
Вариант 2.
1)снег, мороз, жара, лёд;
2)автобус, трамвай, самолёт, троллейбус;
3)река, лес, асфальт, поле;
4)пожарник, космонавт, балерина, милиционер;
5)парта, доска, ученик, ёжик;
6)змея, улитка, бабочка, черепаха;
7)кисти, краски, чайник, полотно;
8)шляпа, крыша, дверь, окно;
9)молоко, чай, лимонад, хлеб;
10)нога, рука, голова, ботинок.
Задание№17.
Игра «Весёлая лошадка».
Цель: формирование концентрации и устойчивости внимания.
Время выполнения: 10 минут.
Инструкция: Не переставляя букв, запишите из этого буквосочетания 7 предложений (коллективная работа).
ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ.
1) Те перья подними, те тоже. 2) Те перья под ним, и те тоже. 3) Те перья поднимите тоже. 4) Теперь я, подними те тоже. 5) Теперь я, поднимите тоже. 6) Теперь я, под ними те тоже. 7) Те перья под ними, те тоже.
Задание даётся при изучении темы «Предложение».
Задание №18.
Упражнение «Школьные сочинения».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Время проведения: 5-7 минут.
Инструкция: Будьте внимательны. Почему эти строчки школьных сочинений считаются юмористическими? А как надо написать? Исправьте.
1. 1. Вдали показалась стая уток и зайцев.
2. 2. У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.
3. 3. Тяжёлая рука легла на плечо и сказала…
4. 4. Он стоял и лязгал глазами.
5. 5. Зимой многие животные бросаются в спячку.
Приведённые выше задания помогают детям стать не только внимательнее, но и делают уроки русского языка разнообразнее и увлекательнее. Необходимо также включать в уроки загадки, шарады, кроссворды и ребусы.
Блок 2. На уроке математики можно использовать задания на тренировку устойчивости внимания, способностей переключения и распределения внимания.
Задание №1.
Упражнение «Каждой руке - своё дело».
Цель: формирование у детей распределения внимания и одновремённо обработка навыка запоминания.
Инструкция: Детей просят левой рукой медленно перемещать в течении 1 минуты книгу с иллюстрацией (запоминая их, а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Задание №2.
Цель: формирование у детей переключения внимания.
Время проведения: 5-7 минут.
Инструкция: Учащиеся работают в рабочей тетради.
Вариант 1. Заполните пропуски, чтобы получилось предложение. Для этого решите примеры. Замените ответы-цифры словами. Первые буквы этих слов вставьте вместо тире. Цифру 1 можно заменить словом «один»(0) и «единица» (Е). Номер блока примеров соответствует номеру слова в предложении.
Пример: ---И
18-8=
22:22=
18:6=
Ответ: ДЕТИ, так как 18-8=10 (Д); 22:22=1 (Е); 18:6=3 (Т).
- - - - - - ИК - - - Я - - ЛЖ - - - - - -У – И – Ь – И - - - И – У -.
1. 10:5= 2. 7+8= 4. 25:5=
12-4= 8:8= 7-6=
5+6= 7+6= 14:2=
9-8= 3. 24:2= 12:4=
9-5= 21-10= 10х5=
10-10= 15-14= 6х5=
3-3= 5. 6х3=
6. 1-1= 9+8= 27:9= 10х3= 20-7=
Вариант 2. Вставьте вместо тире пропущенные буквы, чтобы получились слова. Но сначала решите примеры, а в ответе вместо числа запишите первую букву слова, обозначающего это число. Имейте в виду, что 1- это и «один», и «единица», и «раз».
Пример: - - - УХ
10:2=5 (П)
10-9=1 (Е)
20-7=13 (Т)
Вставляем вместо пропусков полученные буквы и получаем слово ПЕТУХ.
- - - - 64:8= - - - - 8+8=
35-34= 8:8=
105:105= 20х5=
36:3= 52:4=
- - - - - -5х4=
5:5=
13-12=
2:2=
6х3=
4-3=
- - - - - Ь 4х4= - - А - - Ь – 49:7=
22-21= 9+5=
1:1= 51:3=
14х5= 10х3=
36:12= 32-31=
Задание проводится в начале урока в форме устного счёта. Постепенно идёт усложнение задания.
Задание №3.
Упражнение «Счёт с помехой».
Цель: формирование у детей переключения внимания.
Время проведения: 3 минуты.
Инструкция: Дети называют цифры от 1 до 20 (можно от 1 до 30, от 1 до 40 и т. д., одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывается число ошибок.
Задание №4.
«Назови соседей».
Цель: развитие произвольного внимания.
Время проведения: 5-7 минут.
Инструкция: Работа проводится устно. Дети сидят в кружок (или за партами). Учитель бросает мяч учащимся по очереди, называя числа от 0 до 30 (постепенно числа и темпы работы увеличиваются). Поймавший мяч, должен назвать «соседей» данного числа, т. е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного числа, или предыдущее и последующее. После этого ученик возвращает мяч учителю. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает и внимательно следит за игрой со стороны. Самый последний из детей считается самым внимательным. Задание применяется в устном счёте.
Задание №5.
«Счёт по командам».
Цель: формирование у детей концентрации внимания на примере арифметических упражнений и операций.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция: Класс делится на две команды. Заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10, 20 и т. д.) и используемые арифметические операции (+; -; х; :). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, учитель или кто-то из детей называет арифметические действия. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят операции. Затем команды меняются рядами. Выигрывает команда, у которой больше правильных ответов.
Задание №6.
«Угадай слово».
Цель: развитие концентрации и переключение внимания.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция: На доске записаны столбики примеров. Если правильно сосчитаете, то получите слово, которое «закодировано» буквами.
Ь Б О Н Р А К В Т Ч
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
122 7112 8679 777
+334 + 1136 - 7141 -326
456 8248 1538 451
РАК ТОРТ БАНТ РАБ
Задание постепенно усложняется. Детям это задание помогает не только стать внимательнее, но и быстро и эффективно освоить правила сложения и вычитания чисел в столбик, а также умножения и деления многозначных чисел в пределах миллиона.
Работу можно проводить как в начале, так и в конце урока. Наблюдение показало, что ребята выполняют это задание с большим интересом и желанием. Значительно сократились ошибки в вычислениях.
Задание № 7.
Игра «Часы».
Цель: формирование концентрации внимания.
Время проведения: 10—15 минут.
Инструкция: В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребёнок стоит у определённого числа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встаёт в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребёнок, стоящий там, где должна находится часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребёнок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центре круга, и будет называть время.
Игра проводится при изучении темы «Время и его измерение».
Задание№8.
«Играем в считалки».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция: Участники работают парами (соседи по парте). Становятся (или сидят) друг против друга. По команде учителя каждая пара начинает считать от 1 до 100, причём один партнёр произносит нечётные числа, а другой – чётные. Рядом находятся такие же участники игры, и они также считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.
Задание № 9.
«Каждой руке - своё дело».
Цель: формирование распределения внимания.
Время поведения: 5 минут.
Инструкция: Одной рукой рисуем другой
одной рукой, другой и т. п.
Используется как геометрический материал.
Задание №10.
Игра «Считаем вместе».
Цель: развитие концентрации внимания.
Время проведения: 5-7 минут.
Инструкция: «Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: 1,2, 3, и т. д. Кто-то из нас начнёт счёт, а рядом сидящий продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счё та надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 ( напри- мер : 16, то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).
Если кто-то из нас ошибётся, то он выбывает из игры, но при этом наблюдает за ходом игры. Мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть».
Игра проводится в начале урока в качестве разминки.
Блок 3. Задания, которые можно использовать на уроках чтения.
Задание №1. «Время растяжимо…».
Цель: тренировка объёма внимания и концентрации.
Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Мы знаем: время растяжимо», а вы постараетесь слушать внимательно, чтобы по прочтении ответить на мои вопросы».
Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течёт
Ненагружённое, пустое,
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Вопросы:
-О чём говорится в этом стихотворении?
-Какие временные промежутки упоминаются?
-Как называется стихотворение?
-Кто автор?
-Помнишь ли имя и отчество автора?
-Какую центральную, самую главную, мысль хотел выразить С. Я. Маршак?
Такая работа ведётся постоянно на каждом уроке. Произведения могут быть различными.
Задание №2.
«Прочитайте стихотворение».
Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания.
Инструкция: «Перед вами бланки с напечатанными строчками букв. В них «засекречены» строчки стихотворения А. С. Пушкина. Постарайтесь прочитать их».
Правильный ответ.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями…
Продолжите стихотворение дальше. Задание даётся при изучении произведений А. С. Пушкина.
Задание №3.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.
1. Чтение слов и словосочетаний на определённое время (воспитание внимания к окончанию слова, чтение слов с общим корнем: вода, водный, белый, бельё, родной, Родина; сочетание существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса) к корню слова, (с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка). Использование разных частей речи.
Целенаправленное установочное чтение.
Использование приё ма взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются- другой читает следующие два абзаца.
В работе используются книжки - коллективки.
Задание №4.
«Чтение с помехой».
Цель: тренировка распределения внимания.
Инструкция: Работа ведётся с книжками - коллективками (или учебник по чтению). Дети читают текст, одновремённо выстукивая карандашом какой-либо ритм. Далее ведётся работа по вопросам текста.
Задание №5.
Игра. «Передай смысл стихотворения».
Цель: развитие произвольного внимания.
Инструкция: Всех учащихся разбивают на три команды (три колонки). Ведущий и два его помощника читают каждый по четверостишию, но следующим образом: сначала все по очереди читают первую строчку из каждого четверостишия, затем по очереди читают вторую строчку, затем таким же образом третью и четвёртую.
При таком прочтении трудно сразу уловить содержание каждого четверостишия, поэтому чтение можно повторить.
Задание 1-й команде - передать смысл первого стихотворения, задание 2-й команде- передать смысл второго стихотворения, задание 3-й команде- передать смысл третьего стихотворения. Стихотворения должны быть сложного характера.