Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии» от 3-х до 7 лет

Ольга Ларькина
Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии» от 3-х до 7 лет

Задачи:

Развитие активной речи до уровня звукоподражаний,лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к домашним и диким животным, к транспортным средствам;

Различение парных картинок, отличающихся по внешним признакам,

Различение картинок животных, птиц и их детенышей,

Понимание действий и признаков предметов;

Различение цвета, формы и величины предметов;

Выделение одной игрушки из нескольких;

Развитие конструктивного праксиса;

Закрепление усвоенных ранее артикуляционных движений;

Рисование простых геометрических фигур, закрашивание их, штрихование, обведение трафаретных фигур.

Занятие № 1. Лексическая тема «Семья».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья. (поочередно гладить пальцы от основания к кончику, начиная с большого на обеих руках по очереди).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй в мячик с мальчиком» (подуть на бумажный мячик).

3. РАЗВИТИЕАРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«Семья» Папа, мамочка и я — вместе дружная семья.

Папа улыбается, мама улыбается, улыбаюсь я (широко улыбнуться, обнажив зубы).

Папа удивляется, мама удивляется-удивляюсь я. (поднять брови, губы сложить как при произнесении звука (о).

Папочка ругается, мамочка ругается (погрозить указательным пальцем, нахмурить брови, губы поджать).

Извиняюсь я (сделать виноватое лицо, закусить нижнюю губу).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Рассматривание сюжетной картинки «Семья».

- Покажи маму, папу, дедушку, бабушку, мальчика, девочку.

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ:

Ребенок называет членов семьи (мама, папа, баба, дед, сын, дочь.)Затем логопед задает вопросы: Кто маленький? (сын, дочь). Кто большой? (мама, папа, баба, дед). Мама какая? И т. д. Кто стоит? Кто сидит? Кто играет? Кто рисует? Кто готовит? (ответы ребенка).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ): Игра «Кто убежал?» (по картинкам членов семьи).

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Угадай, кто говорит?» (компьютерная программа «Учимся говорить правильно»)

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:Логопед: У кого красная кофта, зеленое платье?

9. РАЗВИТИЕГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: нарисуем маму.

Занятие № 2.Лексическая тема: «Домашние животные».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

Все пальцы «скачут»по столу: По дороге белой, гладкой Скачут пальцы,как лошадки:

Цок-цок-цок, цок-цок-цок, Скачет резвый табунок.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:

«Поиграй с котенком» (сдуть бумажный бантик).

3. РАЗВИТИЕАРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«Кошка» Кошка очень любит молоко,она лакает его из блюдца вот так: высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения.

Кошка молоко лакала, после ротик облизала (круговым движением языка облизать губы). Умылась кошка и пошла на охоту. Возле норки лежит, мышку в норке сторожит.

Вылезет мышка из норки, а кошка ее хвать и поймает.

Вот так… (губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем прикусить язык зубами).

Кошку Мурку мы похвалим, бантик розовый подарим. Вот такой… (открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и выкатить изо рта наружу, затем прикусить язык).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Игра «Найди пару» (по 2 разных игрушки коровы, кошки, собаки, лошади, свиньи).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ:

Назвать домашних животных — киса, авка (собака, конь

Игра «Помоги детенышу найти свою маму».Логопед: На лужайке гуляли детеныши домашних животных и заблудились. Как позовет котенок свою маму? (если ребенок затрудняется, то дать образец звукоподражания).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

(зрительное внимание, память, мышление): сложить разрезную картинку домашнего животного.

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

«Кто как голос подает?»

В деревне живут разные домашние животные: лошадь, собака, корова и т. д.

Все они поют свои любимые песенки. Угадай, кто поет? (Му, и-го-го, бе, хрю-хрю) и т. д.

(с игрушками) или компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Скотный двор».

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: по картинкам животных и их детенышей.

Логопед: покажи, кто большой, а кто маленький.

9. РАЗВИТИЕГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ:

раскрашивание картинки «котенок».

Занятие № 3.Лексическая тема: «Дикие животные».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продает свои орешки (правой рукой загибать по очереди пальцы на левой, а затем наоборот) Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке косолапому и заиньке усатому.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:

«Звери пошли гулять» (подуть на бумажных зверей).

3. РАЗВИТИЕАРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«В лесу» Побывали мы в лесу, повстречали там лису. У лисы мордочка острая длинная, вот такая… (вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд). Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э, при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед). Услыхал его зайчишка и стал грызть корень — кочерыжку (поднять верхнюю губу, пощелкать зубами). А по веткам скок-поскок, белка — рыженький зверек. Угостим ее орешком. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а потом за другую. Вот так (кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку, оттопыривая ее изнутри).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Игра «Где мишка?» и т. д. (ребенок показывает игрушку).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: (Мишка, волк, лиса).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): «Четвертый лишний» (по картинкам или игрушкам диких животных + игрушка, не относящаяся к диким животным).

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

«Кто как играет?» Мишка играет на барабане «бом-бом, зайчик играет на дудочке «ду-ду!», лиса играет на пианино «ля-ля». Угадай,кто играет: ду-ду, ля-ля, бом-бом? (следует показывать и звуки и движения).

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Спрячь игрушку в ладошках» на формирование представлений о величине (большая и маленькая белка).

9. РАЗВИТИЕГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка медвежонка.

Занятие № 4.Лексическая тема: «Настольный театр «Репка».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Огород» Приглашаем народ (сделать руками жест к себе,

Заходите в огород (развести руки в стороны перед собой,

Проходите между гряд (указательные и средние пальцы как ножки, «шагают» по столу,

Там огурчики лежат (сложить пальцы в форме овала,

Помидоры висят (сложить пальцы в форме круга,

Прямо в рот хотят. Рядом зреет репка (сложить пальцы в форме сердечка).

Ни густа, ни редка. Наберем мы овощей (округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.

3. РАЗВИТИЕАРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«Репка» Вот репка (изобразить сердечко руками).

Мы кусочек откусили (пощелкать зубами, широко открывая и закрывая рот).

Пожевали: та-та-та («пожевать зубами кончик языка, приговаривая та-та-та).

Проглотили: «ам» (произнести звукоподражание, широко открывая рот).

Очень вкусно (почмокать губами)

Ароматно (поднести ладони к лицу, глубоко вдохнуть, затем выдохнуть, произнося «ах»). Удивительно приятно! (облизать губы круговым движением языка).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Логопед: Кто посадил репку? (покажи). Кого позвал дед на помощь? (покажи) и т. д. (вопросы задаются после рассказывания сказки логопедом).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ:повторить названия персонажей сказки по образцу логопеда: дед, баба, Аня, авка, киса, мышка.

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

(зрительное внимание, память, мышление): игра «Кто убежал?» (персонажи сказки).

7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

Логопед: выбери фломастер такого же цвета, как репка (из нескольких).

8. РАЗВИТИЕГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование репки.

Занятие № 5.Лексическая тема: «Настольный театр «Теремок».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Вышел зайчик погулять» Раз,два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши).

Вышел зайчик погулять (изобразить зайчика: сжать кулак, выставив из него указательный и средний пальцы — это ушки).

Вдруг охотник выбегает, (указательный и средний пальцы «бегут» по столу как ножки, Прямо в зайчика стреляет! (кистью правой руки изобразить ружье: выставить из кулака указательный палец и совершить несколько «выстрелов»).

Пиф-паф, ой-ой-ой. Убегает зайчик мой (указательный и средний пальцы скачут по столу). 2. РАЗВИТИЕАРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«В лесу» Были мы в лесу. Видели за елкой пробегали волки. Зарычал волчище — показал зубищи (длительно произносить звук (ы, рот открыть, зубы оскалить, губы выдвинуть вперед рупором).А потом клыками: щелк, чтобы знали, кто здесь волк (пощелкать зубами). Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э, губы слегка выдвинуть вперед). Услыхал его зайчишка. Задрожал в кустах трусишка. Он сидит и еле дышит, Даже ушком не колышит (вдох через нос, выдох через рот).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

После рассказывания логопедом сказки ответы на вопросы: Кто первый пришел в теремок? Кто пришел за мышкой? и т. д. (покажи).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: называние персонажей сказки по вопросу логопеда «Кто это?»

6. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ:

«Разбежались звери из теремка» (сдуть бумажных зверюшек из бумажного домика).

7. РАЗВИТИЕКОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА:

строительство из кубиков или простого конструктора нового теремка для зверей.

8. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

«Помоги зверятам попасть в теремок».

Мышка должна постучать вот так: ТУК-ТУК,

зайчик - ТУК-ТУК-ТУК,

лисичка – ТУК – ТУК - ТУК (большими буквами - громко, маленькими - тихо).

Угадай, кто стучит? (взрослый изображает, как стучали звери).

9. РАЗВИТИЕГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование теремка.

Публикации по теме:

Коррекционно-логопедическая работа с неговорящими детьми Муниципальное образовательное учреждение № 34 г. Мурманска Учитель-логопед: Гриценко С. Э. Слайд: Уважаемые коллеги, представляю вам тему.

Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии» г. Аткарск Введение За последние годы в нашей.

Использование наглядного моделирования как средства развития речи с неговорящими детьми Работа с неговорящими детьми носит долгий и кропотливый труд. Прежде чем начать работать с ребенком, нужно четко представлять и понимать.

Игровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возрастаИгровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возраста Игровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возраста В статье затрагивается вопрос о важности и необходимости развития.

Консультация «Помощь семье, воспитывающей в семье ребенка с отклонениями в развитии» Структура нарушений родительско – детских отношений в семье с соматически больным ребенком. 1. Источник нарушения семейных отношений 1.1.

Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками» Схема работы с неговорящими детьми выглядит следующим образом: Развитие понимания речи, накопление пассивного словаря Подготовка органов.

Рекомендации психолога родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ: 1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой,.

Система работы с одаренными детьми в детском саду Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности.

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ Система работы с одарёнными детьми в ДОУ Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?.

Опыт начинающего педагога «Работа с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии» Статья: «Знания и опыт молодого, начинающего педагога». С января 2017 года, я работаю воспитателем в массовой группе детского сада с детьми.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии» от 3-х до 7 лет
Опубликовано: 15 января 2019 в 20:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 апреля. День мецената и благотворителя

Людям, творящим благие дела, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о благотворительности и привлечь их к участию в благотворительных...

13 апреля. День зелёного лука на МААМ

Весной зелёный лук особенно быстро и дружно идёт в рост – посади его хоть в грунт, хоть в стакан с водой. Предлагаем уделить внимание этому интересному и полезному занятию с детьми.

Конспект НОД по пластилинографии «Разноцветный космос» в подготовительной к школе группе
Цель: Создание картины «Разноцветный космос», совершенствование у детей умения лепить, используя способ пластилинографии. Задачи: - закреплять...
139 лет Корнею Чуковскому
139 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского. Читатели с детства любят писателя. Однако за свою долгую творческую жизнь он потратил на сочинение...
Фотоотчет о проведении Гагаринского урока «Космос — это мы!» в начальных классах
12 апреля - День космонавтики, котрый отмечают во всех уголках нашей необъятной Родины. Космос всегда был и остается одной из наиболее волнующих...