Евгения Коробченко
Комплексно-тематический подход к построению образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из положений ФГТ является:«Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса».В комплексно-темaтическом построении обрaзовaтельного процессa предполaгaется выделение ведущей темы дня,недели или месяцa.Предвaрительный подбор взрослым основных тем предaют системность и культуросообрaзность обрaзовaтельному процессу. Ребенок «проживaет» тему в рaзных видaх детской деятельности (в игре,рисовaнии,конструировaнии и др)Комплексно- темaтическaя модель предъявляет очень высокие требовaния к общей культуре,гибкости, творческому потенциaлу и интуиции взрослого,без которых модель просто не рaботaет. Темaтическое плaнировaние – особaя формa оргaнизaции воспитaтельно-обрaзовaтельного процессa в детском сaду. Реaлизaция комплексно-темaтического принципa построения обрaзовaтельного процессa фaктически невозможнa вне взaимосвязи с принципом интегрaции. Под интегрaцией содержaния дошкольного обрaзовaния понимaется состояния связaнности,взaимопроникновения отдельных облaстей,обеспечивaющее целостность обрaзовaтельного процессa.Комплексно-темaтический принцип служит достижению одной цели – рaзвитию детей в познaвaтельной,социaльной, эмоционaльной и физического и психического здоровья, a тaк же обеспечивaет «полноту жизни» и увлекaтельность обрaзовaтельного процессa,выводит детей нa сaмооргaнизaцию, сaмостоятельный уровень познaния через открытия. Планирование должно опираться не только на задачи, возрастные особенности, специфику деятельности,но и на успешность освоения детьми предыдущего материала. Для этого педагогам рекомендуется вести в свободной форме дневниковые записи, отмечая как личные успехи детей, так и возникшие проблемы. Подобная рефлексия позволяет педагогу глубже узнать своих воспитанников, отметить их достоинства и заметить недостатки, которые он может скорректировать сам или с помощью других специалистов. Это необходимо и для проведения мониторинга. Планирование воспитательно-образовательного процесса на интегративной основе также позволяет тематически объединить деятельность разных педагогов дошкольного учреждения: воспитателей, логопедов, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования, устранив, таким образом, повторы, дублирование материала, делая образовательный процесс целостным и разносторонним. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе и принципе интеграции образовательных областей имеет следующие преимущества:- представления детей об окружающем мире становятся более целостными и глубокими;- усиливается степень самостоятельности и активности детей, повышается мотивированность детской деятельности;- смещается акцент образовательной работы с непосредственно образовательной деятельности на деятельность в режиме дня, что обеспечивает уменьшение психологических нагрузок на детей при усилении индивидуального подхода и учета интересов самих детей; - обеспечивается взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса, у них вырабатывается единый взгляд на развитие ребенка-дошкольника. В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса : учебный; предметно-средовой; комплексно-тематический.
Публикация «Комплексно-тематический подход к построению образовательного процесса» размещена в разделах
Можно сказать, что ни один из них фактически не встречается в дошкольном образовании в чистом виде, а сочетается с одним или двумя другими принципами или моделями по строения образовательного процесса. Существовавшая структура образовательного процесса в дошкольном учреждении, состоящая из череды учебных занятий, чаще всего никак не связанных между собой, явно не справится с поставленными задачами. Значит, пришло время изменить эту структуру. Однако сделать это не так-то просто. Ведь многолетние крепкие традиции предыдущей системы обучения глубоко внедрились не только в сознание воспитателей, но и в умы управленцев, которые по сей день требуют от детских садов предоставить «сетку занятий», искренне не понимая, как без нее можно контролировать деятельность педагогов.
Учебный принцип (или модель) построения образовательного процесса является наиболее распространенным и традиционным для российского дошкольного образования.
Главное в ней – обучение – ведущий образовательный процесс дошкольников (в прямом смысле слова «ведущий» за собой воспитание и развитие). Соответственно учебная деятельность – особая и самостоятельная, а фактически и ведущая деятельность детей дошкольного возраста.
Специально организованные занятия – основная форма обучения детей. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по математике, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и другим «предметам» В рамках конкретного занятия решаются образовательные задачи данного «предмета».
С середины 20в. пециально организованные занятия, проводимые в рамках учебной модели, претерпели значительные изменения в части насыщения игровыми методами и приемами, включения образовательных задач других «предметов» (интегрированные занятия, более свободной организации детей, менее «диктаторской» позиции взрослого и т. п.
Однако сущностные характеристики учебной модели при этом остались неизменными, и учебный принцип построения образовательного процесса вступает в противоречие с основными положениями отечественной научной школы, согласно которым: учебная деятельность не является не только ведущей, но даже адекватной деятельностью детей дошкольного возраста;
ее предпосылки формируются к концу дошкольного детства;предметный принцип построения образовательного процесса не соответствует возрастным особенностям дошкольников;организация специальных занятий по предметам не тождественна организации разных видов детской деятельности; более того, последние либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами дидактизируются;деятельность педагогов и детей на специально организованных занятиях не является совместной деятельностью детей и взрослых. Предметно-средовой принцип – его главное составляющее – дидактический материал, действие с которым автоматически развивает ребенка,соответственно взрослому отводится роль второстепенная, опосредованная созданием указанного дидактического материала. Не умаляя значения общения и взаимодействия ребенка со взрослым для развития всех видов детской деятельности, освоения социального опыта и культуры, отметим, что в соответствии с нормативными документами по дошкольному образованию, одной из основных форм организации образовательного процесса является самостоятельная деятельность детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Комплексно – тематический принцип - главная задача построения образовательного процесса – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. Построение образовательного процесса в ДОУ в соответствии с комплексно-тематическим принципом – дело более сложное, чем работе в режиме привычной учебной модели. Во-первых, реализация комплексно-тематического принципа невозможна без взаимосвязи с принципом интеграции как содержания, так и организации образовательного процесса. Во-вторых, тематика которая предлагается детям, должна быть значима для семьи и общества и вызывать интерес детей, давать новые яркие впечатления, представления и понятия. Основываясь на системе связанных между собой развивающих образовательных ситуаций. Образовательные ситуации – это смоделированные педагогом, интересные с точки зрения ребенка некоторые завершенные действия, с помощью которых воспитатель помогает детям последовательно осваивать намеченную познавательную тему (смысловой контекст). И как развивающие, строиться они будут так, чтобы стимулировать детей к активному действию, самостоятельному поиску решений, приобретению практического опыта. Необходимо помнить, что в ФГТ предусмотрена обязательность решения образовательных задач как в совместной деятельности педагога с детьми (в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах, так и через создание условий для самостоятельной деятельности детей. Соответственно, в образовательных ситуациях в непосредственно образовательной деятельности должны ставиться такие задачи, решение которых невозможно без участия педагога и в которых он играет ведущую роль, что предусматривает фронтальную работу со всеми детьми группы. В этом смысле они будут соответствовать занятиям. Однако такие образовательные ситуации будут иметь и принципиальные отличия от них:
- они не будут четко соответствовать какому-то одному виду деятельности, а будут внутри себя сочетать разные детские деятельности;
- они будут выстраиваться в определенной логике: каждая последующая ситуация должна обогащать имеющиеся у детей представления, создавать условия для самостоятельного «открытия» детьми причинно-следственных связей и зависимостей, вызывать желание задавать новые вопросы и находить на них ответы;
- они будут ограничены временем непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) в режиме дня учреждения, предусматривая внутри себя чередование интеллектуальной и двигательной активности, разных видов детской деятельности.
- образовательные ситуации в непосредственно образовательной деятельности будут иметь содержательное продолжение и в режимных моментах (далее ОДРМ) : в утреннее и вечернее время, на прогулке, перед сном и т. д. Также воспитателю важно предоставлять детям возможность самостоятельно обогащать свои представления, творчески осваивать полученные знания, воплощать впечатления в поделках, самодеятельной игре, накапливая свой личный опыт. Реализовываться эта возможность должна через специально созданную воспитателем развивающую предметную среду, позволяющую детям погрузиться в тему настолько, насколько это соответствует интересам каждого их них. Такая организация позволяет и самому педагогу гибко переходить от фронтального взаимодействия со всеми детьми к работе с небольшими подгруппами и индивидуально с теми детьми, кто нуждается в особом внимании и помощи, или с теми, кому просто хочется еще совместно по заниматься интересным делом. Это делает педагогический процесс более свободно организованным и учитывающим желания детей,осмысленным и естественным.