Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации

ольга циттель
Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении на современном этапе требует деликатного и гибкого подхода.

Наличие в общеобразовательной группе дошкольной организации ребенка с ОВЗ требует особого внимания к нему со стороны воспитателя, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе.

Сегодня я хочу представить вам опыт по комплексному сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющим нарушение развития аутистического спектра.

Процесс выстраивания взаимодействия с данным ребенком проходил в течение трех лет, начиная со второй младшей группы.

Что же такое аутизм?

Аутизм - тяжелое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции. Выражается в уходе от контактов с действительностью, бедностью выражения эмоций. Аутисту свойственно неадекватное реагирование и дефицит социального взаимодействия.

Основными признаками аутизма при всех его клинических вариантах являются:

•Отсутствие зрительного контакта, бедность мимики и жестикуляции, неестественность речи, неловкость в движениях.

•Следование своим собственным импульсам, удовлетворение только собственных интересов, отсутствие внимания на социальные условия и требования.

•Исключительный эгоцентризм, неспособность учитывать внешние требования и запреты, тенденция к реакциям протеста.

Заболеванию характерен большой спектр расстройств — от проблем в общении к более трудным состояниям, при которых больные не способны выполнять простые действия и даже разговаривать.

Адаптация ребенка с таким диагнозом к детскому саду была очень длительной и трудной, этот процесс требовал согласованных действий близких и персонала образовательной организации.

Во – первых, необходимо было помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому мы комментировали для него все происходящее и намечаемые действия («Сейчас все собираются на музыкальное занятие, и ты тоже пойдешь на него ; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).

Во–вторых, мы помогали аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: старались вовлекать в общие игры, предотвращали возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно было не просто минимизировать недопустимые поведенческие проявления, но и, сохранять доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально приемлемым способам взаимодействия со сверстниками («Не отбирай игрушку. Надо попросить: «Дай поиграть» и т. д.). Конечно, такие действия требовали от нас большого терпения и дополнительных усилий, но они помогали нам организовать его взаимодействие со сверстниками.

Для организации комплексного подхода была разработана программа индивидуального сопровождения данного ребенка и выделены основные направления развития:

•коррекционно-развивающая работа;

•создание особой предметно-пространственной среды;

организация совместного комментированного рисования музыкальная и танцевальная терапия;

• песочная терапия.

Кроме воспитателей к работе с воспитанником подключились и другие специалисты. Каждый педагог разработал маршрут индивидуального сопровождения ребенка.

В процессе выстраивания коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком занимается педагог-психолог и учитель-логопед.

Музыкальная и танцевальная терапия – музыкальный руководитель.

Двигательная активность – инструктор по физическому воспитанию.

Совместное комментированная творческая деятельность – воспитатели.

Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. Важен также сам процесс совместной деятельности: педагог начинает рисовать, ребенок дорисовывает или заканчивает, или наоборот. Также в аппликации, в лепке, в конструировании, в игре.

Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.

Использование совместного рисования в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребенком и взрослым.

Как оказалось, организация воспитательно- образовательного процесса с детьми с ОВЗ в группе с обычными воспитанниками – процесс, требующий огромного терпения, гибкости педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка, учитывая его психофизические особенности.

В самом начале нашего знакомства ребенок был замкнут, большую часть времени проводил сам с собой, не демонстрируя какого – либо интереса ни к чему, кроме предметов, задействованных в стереотипной игре. Склонен к жестко заданным маршрутам, устраивал истерику, если что – то делается не так, как он хочет, крайне неохотно шел на что – либо новое. часто совершая какие- то движения руками, при этом глаза смотрели совсем в другую сторону; избегал обычных телесных прикосновений или как будто игнорировал их. Избегал контакта глазами, с трудом на чем - нибудь концентрировал внимание. Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по работе с аутичными детьми, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать. Главной задачей для нас воспитателей – является включение ребенка на равноправных условиях в образовательный процесс, его социализация, организация взаимодействия со сверстниками и создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие всех детей нашей группы.

Особенности игровой деятельности детей с диагнозом аутизм

В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками — привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство. Так, ребенок подбрасывает в воздух молоток, а «забивать гвоздики» категорически не желает. С шелестом перелистывает страницы книги, не пытаясь читать. То же самое происходит и с игрушками: ребенок катает кольца от пирамидки, но не хочет собрать ее, разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от строительства и сборки.

Отдельно надо сказать о становлении терпимого отношения к такому ребенку у детей группы. Вначале они смеялись над ним и не принимали. Мы объясняли им о необходимости проявления гуманного отношения и толерантности, беседовали, рассказывали истории из жизни, и, постепенно, дети стали более терпимыми и даже пытаются нам помочь: приглашают его в свои игры, ухаживают за ним, защищают его. Таким образом, дети нашей группы научились принимать особенности других людей и ценить хорошие отношения.

Благодаря длительной совместной работе наш воспитанник начал понемногу проявлять к нам интерес – брать за руку, смотреть в глаза, произносить отдельные звуки, обращаясь. В настоящее время он с удовольствием приходит в группу, выбирает любимые игрушки, пытается взаимодействовать с другими детьми. Я могу взять его за руку, что-то сказать, и он меня слышит и реагирует. Мы вместе с ним делаем зарядку и он повторяет движения за инструктором по физическому воспитанию. Ребенок самостоятельно умывается, знает, где находится его личное полотенце. Слышит, когда к нему обращаются, понимает и выполняет простые инструкции «покажи на», «найди, где», «пойдем с нами», «проведи», «возьми» и т. д. И мы очень рады результатам нашей совместной работы, ведь это все прошло не зря.

В заключении хочется сказать, что поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции детей с ОВЗ в обществе – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Но для введения полноценного инклюзивного образования, прежде всего, необходимо создать соответствующие условия, а именно:

- тьюторство должно быть закреплено законодательными актами, на это место должен подбираться человек, имеющий опыт работы с такими детьми;

- несмотря на все наши старания такие дети нуждаются не просто в индивидуальном подходе, который мы находили на протяжении трех лет, они нуждаются в современных формах и методах специального образования. С этими детками должны работать люди, которые знают, что делать и имеют соответствующее образование (логопеды, дефектологи, неврологи и т. д., потому что здесь проходит очень тонкая грань и иногда можно, имея благие намерения, навредить. А пока мы делаем все, что в наших силах!

Прикреплённые файлы:

citel-o-a_6i6km.pptx | 21800,89 Кб | Скачан: 86
 
Публикации по теме:

Познавательное развитие младших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации «Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО» Развитие познавательных интересов.

«День Победы». Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей дошкольной группе Тема: День Победы Образовательные области: Приоритетная: познание (формирование целостной картины мира). В интеграции: коммуникация, чтение.

Использование информационно-коммуникационных технологий учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий, а особенно детей с ограниченными.

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного.

К вопросу проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации К вопросу проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации Ракова Евгения Сергеевна воспитатель.

Консультация «Проблема адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольной организации с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной.

Моделирование маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации Анализ возможностей и перспектив развития дошкольной образовательной организации в условиях рынка Оба корпуса ДОУ расположены в центре города,.

Порядок организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС до Знакомясь с публикациями авторов и разработчиков Стандартов, мы не раз находили материалы, касающиеся моделей организации образовательного.

Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута воспитателя дошкольной образовательной организации «Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения.

Доклад «Эстетическое воспитание детей на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации» Эстетическое воспитание детей на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации Важнейшей задачей музыкально-эстетического.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 24 октября 2015 в 14:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Совместная деятельность родителей с детьми по экологическому воспитанию «Кормушка в...
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во...
Развлечение «К нам приехал кукольный театр»
Дети очень любят театральную деятельность и театральные постановки для них не новость, так как в группе имеются все виды театра: пальчиковый, настольный,...
Конспект прогулки «Наблюдение за рябиной» в старшей группе детского сада
Познакомившись с фотоотчётом о прогулке по парку "Городской сад" уважаемой Изолины Чубуковой, обратила внимание на её замечание о том, что дерево рябина...
Фотоотчёт о наблюдениях за изменениями в погоде «Сюрпризы октября»
Цели: - учить детей наблюдать за изменениями погоды в период золотой осени; - продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом; - закреплять...
Детский мастер-класс открытки ко Дню матери «Любимой маме»
Данный мастер-класс рассчитан на детей от 3-х лет ( если предварительно вырезать все необходимые шаблоны. Цель:создание открытки к празднику....