Получи документы

К вопросу проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации

Евгения Тузова
К вопросу проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации

К вопросу проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации

Ракова Евгения Сергеевна

воспитатель

Аннотация: Проблема внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дошкольных организаций несомненно является перспективной в современной действительности. Статья посвящена рассмотрению актуальности данной темы, раскрытию проблем, связанных с информатизацией образования, а также обоснованию необходимости проектировании модели информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации.

Публикация «К вопросу проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Ключевые слова: ИКТ, образовательная среда, информационно-коммуникационная среда, дошкольное образование.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных организаций на сегодняшний день является одним из новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике. В настоящее время, в условиях тенденции глобальной информатизации общества, современные технологии передачи информации прочно входят во все сферы жизни человека, открывая перед ним совершенно новые возможности. Процесс информатизации не может обойти стороной и систему образования, где уже давно назрела необходимость в структурных изменениях с учетом современных условий жизни общества.

Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском новых подходов к воспитанию и обучению подрастающего поколения, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс характеризуется отставанием от темпов развития информационного общества, однако следует отметить, что на сегодняшний момент уже сделаны огромные шаги в данном направлении. В большинстве документов, которые приняты правительством Российской Федерации, касающихся перспектив развития образования и страны в целом, обязательно фигурируют вопросы информатизации образования.

Основой развития и внедрения новых информационных технологий в сфере образования и науки сегодня являются:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

- Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

- Информационное письмо Минобразования РФ "Об информатизации дошкольного образования в России"

Важность дошкольного возраста трудно переоценить. Именно в это время начинается вхождение ребенка в мир знаний, закладывается фундамент для последующего обучения, начинается формирование личности, устанавливаются отношения с другими людьми. Дошкольное образование сегодня рассматривается как первый уровень общего образования, и играет важную роль в предшкольной подготовке ребенка. Встает вопрос о необходимости изучения возможностей преобразования учебно-воспитательной работы дошкольной организации с целью :

- повышения результативности образовательного процесса;

- повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса;

- развития умений детей действовать в современном мире, способствующих их социальной адаптации, раскрытию и совершенствованию индивидуальных способностей дошкольников.

Организуя учебно-воспитательный процесс в дошкольной организации необходимо учитывать особенности развития современных дошкольников.

Минобразование России обращает внимание на то, что новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности. [2]

Использование ИКТ в педагогическом процессе может способствовать:

- формированию положительной мотивации к трудным для ребенка видам деятельности;

- обеспечению гибкости процесса обучения, индивидуализации образовательного маршрута;

- развитию умения детей дошкольного возраста ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- овладению практическими способами работы с информацией;

- обогащению и расширению кругозора ребенка;

- стимулированию индивидуальной деятельности и развитию познавательных процессов детей;

- воспитанию творческой личности, адаптированной к жизни в современном обществе.

В результате применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, происходит удовлетворение познавательного интереса детей, что способствует осознанному усвоению ими знаний; образовательный процесс становится более интересным. Использование ИКТ приближает изучаемые процессы к жизни ребёнка. То есть внедрение новых информационных технологий в работу с детьми дошкольного возраста может способствовать разрешению противоречия между возрастающей необходимостью предшкольной подготовки дошкольников и недостаточной мотивацией их познавательной деятельности.

Анализируя современную практику применения информационно-коммуникационых технологий в образовательном процессе дошкольных организаций, можно отметить, что сегодня – это бессистемное и подчас неграмотное использование ИКТ-технологий в образовательных целях (применение несертифицированных и не прошедших государственную экспертную оценку электронных образовательных ресурсов и сервисов; использование в учебно-воспитательном процессе школ и детских садов материалов, несовместимых с целями образования и воспитания; возникновение дополнительной и нетипичной нагрузки на психическое и физическое здоровье обучающихся и др.) В настоящий момент практически отсутствует системная стратегия проектирования информационных образовательных сред в дошкольных образовательных организациях [5].

Несмотря на то, что, согласно нормативным документам существуют требования внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сегодня практически отсутствуют методические материалы, обеспечивающих создание информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации. Между тем, ее правильно организованные педагогическое пространство с внедрением ИКТ может повысить результативность образовательного процесса и способствовать эффективному взаимодействию его участников в условиях внедрения ФГОС.

Согласно определению И. В. Роберт: «Информационно-коммуникационная предметная среда – это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием; а также обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ»[8].

В работах, освещающих вопросы информатизации образовательного процесса (И. Калаш, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. Ю. Уваров и др., выявлены возможности, перспективные направления разработки и использования ИКТ в образовательных организациях. В современной педагогической литературе описаны концептуальные подходы к проектированию образовательной среды (В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др., существует также значительное число работ, посвященных различным аспектам развития, содержания образовательных информационных сред. Однако в практике отсутствуют конкретные требования к проектированию информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации. Вместе с тем организация педагогического процесса в условиях развития новых технологий обучения является весьма важной для каждой образовательной организации, в том числе и работающих с дошкольниками.

Внедрение новых информационно-коммуникативных технологий обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования, но оно еще только в начале своего пути. Именно поэтому появляется необходимость изучать возможности использования ИКТ в дошкольных образовательных организациях. Работы исследователей подтверждают целесообразность использования ИКТ с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Таким образом, необходимо разрабатывать технологии проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации, использовать ее потенциал. Главной проблемой на сегодняшний день является отсутствие детально проработанных требований к построению информационного образовательного пространства. Поэтому при использовании новых информационных технологий педагог должен четко определять цели, средства, руководствоваться санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Вопрос качества и безопасности образовательной среды сегодня как никогда актуален и требует пристального внимания со стороны всех участников образовательного процесса.

Библиография

1. Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. N 753/23-16 "Об информатизации дошкольного образования в России".

2. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании – Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. РФ, 2011.

3. Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Е. С. Полат. М., 2000.

5. Распоряжение правительства РФ от 08.12.2011 № 2227 – р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

6. Роберт И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. 2004. № 5.

7. Слободчиков В. И. Образовательная среда : реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования № 5. 1997.

8. Уваров А. Ю. Информатизация школы : вчера, сегодня, завтра. Москва: БИНОМ. Лабораториязнаний, 2011.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

10. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. – 2-е изд., испр. и доп. М. : Смысл, 2001.

11. Ресурс Интернет: Проект. Концепция единой информационной образовательной среды в Российской Федерации. URL : https://raec.ru/upload/files/eios_conception.pdf. 14.03.2015.

12. Ресурс Интернет: Андреева А. Д. Психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях. URL : https://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2013-06%202/Andreeva.pdf. 14.03.2015

Публикации по теме:

«Работа по организации здоровьесберегающей среды в старшей дошкольной группе» Организация здоровьесберегающей среды в группе строится через взаимодействие с родителями воспитанников и через различные формы работы с.

Использование информационно-коммуникационных технологий учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий, а особенно детей с ограниченными.

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного.

Консультация «Проблема адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольной организации с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной.

Моделирование маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации Анализ возможностей и перспектив развития дошкольной образовательной организации в условиях рынка Оба корпуса ДОУ расположены в центре города,.

Организация методической работы с педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации Несомненно, выбор формы и методов, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций педагогов, зависит от решаемой задачи Организация.

План мероприятий в дошкольной образовательной организации посвященных «Дню неизвестного солдата» 1. Просмотр фильма «Неизвестный солдат». Просмотр документального фильма с детьми 6-7 лет 2. Беседы с детьми: «О неизвестном солдате» для.

Порядок организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС до Знакомясь с публикациями авторов и разработчиков Стандартов, мы не раз находили материалы, касающиеся моделей организации образовательного.

Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута воспитателя дошкольной образовательной организации «Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения.

Доклад «Эстетическое воспитание детей на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации» Эстетическое воспитание детей на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации Важнейшей задачей музыкально-эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 2 октября 2015 в 18:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД