Оксана Орлова
Перспективное планирование по речевому развитию (ежедневно вне ООД индивидуально, с подгруппой)
на апрель 2025 г
Перспективное планирование по речевому развитию в подготовительной группе для детей с ЗПР (ежедневно вне ООД индивидуально, с подгруппой)
на апрель 2025г
Лексические темы ЗКР, чистоговорки, скороговорки Речевые игры, упражнения
(грамматические, лексические) Народная мудрость (фольклор: пословицы, поговорки, загадки, зачины, считалки, заклички)
Апрель
1 неделя
«Мой город, моя страна»
Водный мир.
Дифференциация звуков
с—з; сь—зь.
са – за
со – зо
су – зу
сы – зы
ся – зя
сё – зё
сю – зю
си – зи
се – зе
за – са
зо – со
зу – су
зы – сы
зя – ся
зё – сё
зю – сю
зи – си
зе – се
Скороговорки
1. Заглянула в дверь коза, очень грустные глаза.
2. У Зои и Сани в сетях сом с усами.
3. В лесу две Зины-Зиночки трясутся, как осиночки.
4. Везёт Сенька Саньку с Зинкой на санках.
5. На скамейку Зоя села, справа – Слава, Сева – слева.
6. Ослик был сегодня зол – он узнал, что он осел.
Лексико - грамматические упражнения
1. «Слова – родственники». Подобрать похожие слова к слову РЫБА: рыбка, рыбак, рыбный, рыбалка, рыболов.
2. «Объяснить слово». Объяснить значение слова РЫБОЛОВ.
3. «Чей хвост? Чья голова?» Щука – щучий хвост, щучья голова; Акула – акулий хвост, акулья голова; Сом – сомовий хвост, сомовья голова; Карп – карповый хвост, карповая голова.
4. Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как…. рыбы
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно …рыбка
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая …рыбешка
Выплывает, корм ища,
пребольшая…рыбища
Эх сорвался мой улов,
Рассердился… рыболов. -
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой… рыбак
от обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день…рыбачит
Рыбаку ужасно жалко,
что не удалась… рыбалка
Пальчиковые игры
С пальчиками мы играем,
Рыбок мы изображаем:
Этот пальчик пескарёк,
Этот пальчик – окунёк,
Этот пальчик – камбала,
Этот пальчик – рыба-пила,
Ну, а этот – толстый сом,
Он большой плавучий дом! Показывают ладони, шевеля всеми пальчиками.
Соединяют ладони вместе.
Загибают в кулак по одному пальчику, начиная с мизинцев (на обеих руках одновременно).
Загибают большие пальцы.
Соединяют пальцы, изображая «крышу дома».
Координация речи с движением
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать!
Рыбка спинку изогнула,
Крошки хлебные взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла Стоя в кругу, делают волнообразные движения соединёнными ладонями.
Бегут друг за другом, хлопают ладошками, пытаясь поймать ребёнка, бегущего впереди.
Наклоняются, касаясь руками пола.
Руками «берут» крошки с пола.
Плавные движения рукой за спиной.
Волнообразные движения соединёнными ладонями от себя в центр круга.
Апрель
2 неделя
«Мой город, моя страна»
«Космос»
«Зоопарк»
(ср. гр.)
Звук
Звуки /ш-ж/
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша - вижу я в воде ерша.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу - я траву кошу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши - зашумели камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Аш-аш-аш - это котик наш.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи – бегут ежи.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Жу-жу-жу – помогу ежу.
Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».
1.
2. Лексио –грамматические упражнения:
1 Игра «Один – много». Звезда – звёзды, космонавт – космонавты, ракета – ракеты, скафандр – скафандры, космический корабль – космические корабли.
2. Сосчитайте до 5: «Одна ракета, две ракеты, три … четыре … пять ракет;
Один космический корабль, два космических корабля, три … четыре … пять космических кораблей».
3. Игра «Посчитай-ка от 1 до 5 и обратно» Слова: Звезда, Планета, ракета
4. Игра «Составь предложение»
РАКЕТА, КОСМОС, ЛЕТАТЬ, В КОСМОНАВТ, В, ЛЕТАТЬ, КОСМОС.
КОСМОНАВТ, НА ЛЕТАТЬ, РАКЕТА.
Пальчиковые игры:
Вокруг Земли Луна летает,
А вот зачем - сама не знает! Между ладонями катают маленький шарик (можно использовать грецкий орех, одновременно проговаривая двустишие.
Координация речи с движением Игра «Космонавт»
Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет.
Загадки:
По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект -…. (Комета)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический … (Метеорит)
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
Апрель
3 неделя
«Мой город, моя страна»
«Транспорт»
Дифференциации звуков ш— ч,
Ча – ша
Чо – шо
Чу – шу
Чи – ши
Аша – ача
Ошо – очо
Уши – учи
Ча-ча-ча — вот с арбузами бахча.
Чи-чи-чи – гнёзда вьют весной грачи.
Че-че-че – говорим мы о враче.
Чу-чу-чу – я пятёрку получу.
Ши-ши- ши – шалят наши малыши.
Ша-ша-ша – наша Маша хороша
Щу-щу-щу ботинки я чищу.
Шу-шу-шу – Шуре я письмо пишу.
Шо-шо-шо – я читаю хорошо.
Лексико - грамматические упражнения
1.«Кто управляет?»
Машиной – шофер, водитель; вертолетом – ; кораблем – ; ракетой – ; поездом – ; самолетом – летчик, пилот.
2.«Подбери признак»
Железнодорожный – транспорт, перрон, вокзал, путь и т. д.
Железнодорожная – касса, платформа, форма.
Железнодорожное – полотно, расписание, движение.
3.«Образуй признаки от действий»
Лететь – летевший, летающий; приземлиться – приземлившийся, приземляющийся; плыть – плывущий, плывший; перевозить; останавливаться; тормозить; сигналить.
«Подбери действие» (действие к видам транспорта)
4. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения:
Поезд длинный, а автобус —.
Самолет быстрый, а пароход —. Трамвай тяжелый, а велосипед —.
5. Упражнение «Из чего — какой»: Закончи предложения.
Дверца из металла (какая) — металлическая.
Руль из пластмассы (какой) —. Сиденье, обшитое кожей (какое) —. Колесо из резины (какое)
6. «Один – много» автобус –автобусы – автобусов,
грузовик –, поезд., машина., троллейбус., лодка., электричка., колесо –., самолет. ,пилот -. , корабль-…. Пальчиковые игры:
Шуршат по дорогам
Веселые шины,
Спешат по дорогам
Машины,
машины.
А в кузове важные
Срочные грузы – Цемент и железо,
Изюм и арбузы. Гладят по столу
Хлопают в ладоши
Берут в руки воображаемый руль, крутят его
Сжимают и разжимают пальцы
Загибают по одному пальцу
Координация речи с движением «Самолет»
Руки в стороны - в полет
Полетит наш самолет
Сделал правый поворот,
Сделал левый поворот, (Выполнение движений по
Крыльями покачал,. тексту)
Загудел и задрожал.
Начинается полет,
Полетел наш самолет.
Вот закончился полет, приземлился самолет.
Загадки:
Дом по улице идет, на работу всех везет,
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. (автобус)
Ни хвоста, ни крыльев нет, а летает до планет. (ракета)
С рогами, а не коза, есть седло, а не лошадь,
С педалями, а не рояль, со звоном, а не дверь. (велосипед)
Апрель
4 неделя
«Мой город, моя страна»
Наша Родина
Звук
и буква X.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ху-ху-ху – ели мы уху.
Ух-ух-ух - ходит по двору петух.
Ух-ух-ух - развалился домик - бух!
Их-их-их – ветерок затих.
Ох-ох-ох – зеленый мох.
Хи-хи-хи – в поле пели петухи.
Лексико - грамматические упражнения
1. Составление предложений со словами: возить – возит, носить – носит, лепить – лепит, пилить – пилит.
2. «Один и много»: один богатырь — много богатырей, один флаг — много флагов, одна страна — много стран и т. д.
3. «Назови ласково»: флаг — флажок, река — речка, реченька, озеро — озерцо и т. д.
4. «Скажи наоборот»: эта улица узкая, а эта (широкая); эта дорога длинная, а эта (короткая); эта речка мелкая, а эта (глубокая); эта тропинка прямая, а эта (кривая); этот путь далекий, а этот (близкий); этот мост высокий, а этот (низкий); этот лес густой, а этот (редкий).
Развитие связной речи
1. Проведение беседы «Наша Родина».
2. «Чем я горжусь?» Составление предложений по образцу: «В России много озер, рек, гор,равнин. Я горжусь озерами, реками, горами, равнинами России».
3. Объяснение значений поговорок и пословиц: «Родная сторона — мать, чужая — мачеха», «Родина — мать, умей за нее постоять», «На чужой сторонушке рад своей воронушке»,
«Где кто родится, там и пригодится».
4. Заучивание стихотворений и пословиц.
5. Художественная литература: Е. И. Осетров «Моя Москва». Пальчиковая игра
Небо синее в России, реки синие в России. Васильки и незабудки не растут нигде красивей. Есть и клены, и дубы,
А какие есть грибы!
А ещё пекут в печи
Вот такие калачи!
Загибают по одному пальчику на обеих руках;
руками изображают ветви деревьев;
двумя руками показывают «грибок»;
хлопают, то одна ладонь сверху, то другая;
показывают большой калач
Считалка
Раз, два — Москва.
Три, четыре — мы в Сибири.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вылезать в Москве опять.
Небо, звезды, луг, цветы —
Ты пойди-ка, поводи!
Пословицы и поговорки
Всякому мила своя сторона.
Человек без родины — соловей без песни.
Любовь к родине на огне не горит и на воде не тонет.
Для родины своей ни сна, ни жизни не жалей.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Стихи:
РОДИНА
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от мака красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!