Лучший педагог года

Комплексное занятие «Чашку чая выпиваем и о пользе рассуждаем»

Ольга Донцова
Комплексное занятие «Чашку чая выпиваем и о пользе рассуждаем»

Комплексное занятие

«Чашку чая выпиваем и о пользе рассуждаем» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Ознакомить дошкольников с особенностями напитка чай и со связанными с ним ритуалами у русского и калмыцкого народа.

Задачи: 1)Воспитывать патриотические чувства к малой родине, обычаям и традициям калмыцкого и русского народа.

2) Углублять знания дошкольников о пользе такого напитка, как чай, о культуре и быте калмыцкого и русского народа.

Публикация «Комплексное занятие „Чашку чая выпиваем и о пользе рассуждаем“» размещена в разделах

3) Знакомить с историей чая, правилами заваривания, культурой чаепития.

4)Учить пословицы, стихотворения, загадки, народные песни о чае.

Предварительная работа: Разучивание стихов, пословиц, танца «Самовары и чашки». Рассматривание росписи чайных чашек, самовара, пиал. Рассматривание картин «Купчиха за чаем» Б. Кустодиев, «Чаепитие в Мытищах»В. Перов. Слушание и анализ песни «Хальмг ц»А. Очкаевой.

Знакомство с новыми словами: плантация, титестер.

Связь с другими видами НОД: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие (эксперементальная деятельность, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (аппликация).

Оборудование : мультимедиа, ТСО, клей, кисточки, салфетки, паетки, чашки, пиалы, самовар, чайник, шапочки-атрибуты,чай заварка, казанок с треногой, досточка деревянная, поварешка, соль, пакет из-под молока, масла.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом, впереди 2 круглых стола на одном самовар, чашки, сладости на другом большой чайник, пиалы, борцоги.

Воспитатель. Сегодня к нам принесли письмо, хотите узнать, от кого же оно? Пишет нам Тетушка Сова: «Уважаемые друзья, я хочу рассказать всем лесным зверятам о пользе чая, но не знаю его историю, помогите мне, пожалуйста, соберите информацию на диск и пришлите в мою лесную школу» Поможем, ребята? Тогда вот диск, на который мы запишем все, что знаем о чае и чайной церемонии и затем вышлем его Тетушке Сове. Согласны (Вставляет диск в компьютер и начинает беседу.)Итак, мы поговорим о таком волшебном напитке, как чай, узнаем, что такое чайная церемония и какой она бывает у разных народов.

Издавна на Руси чай всегда почитали, и чашка его была украшением любой беседы, встречи. Пили не наспех, с чувством. Разговоры вели неторопливо, степенно. Застольное чаепитие было с пышным самоваром, пряниками, ароматными вареньями. (слайд1)

Чай пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа.

В это время в каждом доме кипели самовары. Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное - с удовольствием, причем любили чай крепкий, настоявшийся и горячий, чтоб губы жег. (слайд2)

Если гость, выпив десяток стаканов оставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено, и никакие уговоры уже тут не помогут. (слайд3,4). Если стакан чая наливали не доверху, гость тут же просил долить еще, чтобы «жизнь была полнее…» Вспомните и назовите авторов и название картин «Купчиха за чаем» Б. Кустодиев (слайд5, «Чаепитие в Мытищах»В. Перов (слайд6)

Чтобы получить удовольствие от выпитой чашечки чая, необходимо, чтобы чай был вкусный и ароматный и это зависит от сорта и вида чая.

Какие вы знаете сорта чая?

Дети называют сорта чая (черный, зеленый, с травами, цветочный и фруктовый) А еще бывает желтый чай, его раньше подавали в Китае только во дворцах императоров. Белый чай-это чай из нераспустившихся чайных почек и молодых листьев.

Воспитатель. А выращивают чай в разных странах на чайных плантациях, в Китае, Индии, Японии и др. (слайды 7,8) Вы видите чайную веточку и как выглядит чайный листочек сушеный и после заваривания. (слайд9) Чай пьют и любят во всех странах мира и 15 декабря признан международным днем чая.

С появлением чая на Руси возникла традиция, устраивать чаепитие за самоваром. Самовар – это русское изобретение. Сейчас мы пользуемся электрическим самоваром. А раньше он был вот таким. (слайд10) Он грелся дровами или углями, а воздух накачивался сапогом.

Воспитатель. Тетушка Сова прислала нам в конверте еще и загадки, на которые она не знает ответа, выручайте, отгадывайте и выбирайте ответ, мы его вложим в конверт (кладут карточки-отгадки)

1. До сих пор не знают люди,

Кто на кухне главный будет!

Но бесспорно, что начальник

Всей посуды будет. (чайник) (слайд11)

2. Захочешь чай - любую выбирай!

Вот они - толстушки.

Кто такие? (Кружки) (слайд12)

3. Не нужен зонтик рыбке,

Да и козе – баян.

Скажу вам без улыбки,

Что в чашке есть изъян.

Зачем на чашке ручка?

Ни сердцу, ни уму…

Есть интересней штучка,

Люблю я (пиалу (слайд 13)

4. Медный таз на стол залез,

По бокам вода играет,

В середине огонь толкает (самовар) (слайд14)

Звучит музыка исполняют Танец «Самовары»р. н. п.

Воспитатель. В Калмыкии пьют чай с молоком, маслом и солью. Калмыкам известна такая легенда. «Однажды Цзонхавы-религиозный деятель занеиог и обратился к известному лекарю. Тот прописал ему один напиток, назвав его «божественным», и порекомендовал употреблять его на голодный желудок в течение семи дней. Исполнив указания лекаря, на седьмой день, совпавший с 25-м днем месяца барса по лунному календарю, Цзонхава избавился от недуга. По этому случаю, он повелел всем верующим в этот день поставить бурханам лампадку, прибавить к своему возрасту один год и приготовить исцеливший его напиток, названный калмыками позже «Халмг ця» («омба») Так у калмыков появился чай, ставший самой почитаемой пищей. С него начинался обычный день, и без чая не обходился ни один праздник. До сих пор считается хорошей приметой, когда человеку посчастливилось попасть к кому-либо на утренний чай.

Воспитатель. Так, что толк в чае люди знали очень давно. Вот что написано в одной из старинных книг: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лени».

У каждого народа есть своя пословицы о чае.

Например, японская – «В хорошей посуде и чай вкусней», китайская – «Выпьешь чаю – силы прибавится», русская – «Самовар кипит- уходить не велит», калмыцкая – «Ця шингн болвчн – хотын дее».

А вы знаете пословицы о чае? Запишем их на диск для тетушки Совы?

Дети называют пословицы, которые они знают.

1. За чаем не скучаем- по семь чашек выпиваем.

2. Выпей чайку- забудешь тоску.

3. Коль чаем угощают -значит уважают.

4. Пей чай – удовольствие получай.

5. Свежий чай-это лекарство, старый-яд.

6. Самовар кипит-уходить не велит.

7. Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

8. Ця шигн болвчн, идн дее.

9. Хальмг ц уухла-йорл твдг.

10. омба уусн кн-чидлт болдг.

Воспитатель. Вспомните стихи о чае.

1. Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет.

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней

Помогает от болезней.

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

2. Я сегодня не скучаю,

Я конфет купила к чаю

Для себя и для друзей.

Жду я вечером гостей.

Чай заварен ароматный,

С бергамотом - вкус приятный.

Чашки, блюдечки - сервиз,

Для друзей моих сюрприз.

Мне гостей дождаться надо.

Заходите! Буду рада!

3. Если пьешь ты Черный чай,

Будешь умным невзначай.

Если пьешь ты чай Зеленый,

Станешь очень удивленным!

Для здоровья Красный чай

Ты почаще наливай!

И за чаем не скучай!

Ведь полезен разный чай!

Помни, если чай ты пьёшь, -

Каждый чай собой хорош!

5. Калмыцкий чай воспет своим народом

В пословицах, йорялах и стихах.

Сродни аршану он в божественной природе,

Хоть жидок, но первенствует в устах.

Чай сохраненный предками, будь крепким,

Как легендарное копье в боях,

Чтоб род степной продлился, был нередким -

Пей чай калмыцкий вволю в пиалах!

6. Йорял.

Музыкальный руководитель. Вспомните, ребята, как звучит песня про калмыцкий чай в исполнении Анны Очкаевой. Слушание песни "Калмыцкий чай- Хальмг ця»" (исполняет А. Очкаева, муз. И сл. И Убушаева)

А сегодня я предлагаю вам послушать песню «Хальмг ц» Дмитрия Шараева и Бада Чимидова. Как вам кажется, что в них общего (динамика-мягкая, тихая; лад-мажорный, характер звучания-поется с любовью, напевно, а в чем различие (исполнители-солистка, солист, темп у первой песни более спокойный, у второй более быстрый, подвижный). Молодцы, вы правильно все сказали, записываем на диск для Тетушки Совы.

Но любой чай ведь еще очень важно правильно заваривать. Кто может рассказать и показать, как же правильно заваривать чай.

Ответы детей с помощью ведущего (все показывают, заменив кипяток простой водой)

Русский чай: (сполоснуть 2 – 3 раза заварной чайник кипятком, чтобы он был тёплый, затем насыпать чай. Залить чай кипятком, половина заварника, закрыть полотенцем на 5 минут. Потом добавить кипятка. Чай готов, когда разваренные чаинки опустятся на дно заварного чайника) .

Калмыцкий чай: Чай хранили в специальной сумке, сшитой из телячьей шкуры, вместе с дощечкой, на которой его крошили. Топором чай не рубили, так как получавшиеся при этом большие куски заваривались плохо. Чтобы отвар получился крепким и душистым, чай крошили ножом на мелкие кусочки. Варили его в чугунном котле. После закипания, когда начинал распространяться ароматный запах, в котел добавляли молоко и продолжали кипятить чай вместе с молоком, положив по вкусу соли, добавляли мускатный орех и постоянно мешали. Потом котел снимали с огня, ставили на деревянный треугольник, добавляли в чай сливочное масло, немного помешав, разливали по пиалам.

Предложить несвежий чай, даже при самых стесненных обстоятельствах, считалось крайне неприличным, поэтому приготовление чая совершалось в присутствии гостя. Если в процессе приготовления чая хозяйка допускала оплошность, это воспринималось гостем как неуважение к нему

Воспитатель. А вы знаете, как называется профессия дегустатора чая? Эта профессия очень сложная, надо знать сорта чая, вкус чая, а называется эта профессия -ТИТЕСТЕР. Но дегустировать очень интересно, особенно напитки. Вот мы сейчас и попробуем.

В маленьких стаканчиках на небольших подносах для каждого ребенка чай черный, чай с молоком- джомба, компот, вода.

(Дети пробуют через трубочку, угадывают на вкус)

Воспитатель. А ведь чай не пьют через трубочку из стаканчика, из какой посуды пьют калмыцкий чай, а русский (пиалы, чашки). И все яркие, расписные. Отправляемся в нашу мастерскую, разукрасим посуду и отправим в подарок нашим лесным друзьям, пусть порадуются.

Дети идут в творческую мастерскую и украшают по желанию чашки или пиалы различными узорами. (Аппликация)

Музыкальный руководитель. Ну, что ж, подарки готовы, диск записан, кладем все в конверт, думаю у нас все получилось, и наши знания пригодятся Тетушке Сове, будет ей что рассказывать о чае своим лесным друзьям.

А вам я предлагаю выбрать, каким чаем хотите угоститься, к тому столу и подходите. Дети рассаживаются по желанию и угощаются чаем.

Публикации по теме:

«Кукле чашку подарю-гжель». Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей средней группы «Кукле чашку подарю-гжель» Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей средней группы. Цель: развитие творческой инициативы.

О пользе детского чтения Чтение, а особенно детское чтение, представляет собой некую дорожку, по которой каждый ребенок способен познать окружающий мир во всем его.

Досуг «О пользе овощей и фруктов» Действующие лица. Ведущий, Доктор Айболит, Знайка, Незнайка (взрослые); Мышка – норушка, Коза – дереза (дети). На сцену под музыку выходят.

Художественное творчество. Аппликация. Средняя группа. Тема: Украсим чашку.Художественное творчество. Аппликация. Средняя группа. Тема: Украсим чашку. Тема: Украсим чашку. Задачи: Образовательная : учить располагать и наклеивать предметы в определённой последовательности. Развивающая: закрепить.

О пользе детского массажа Каждый врач должен овладеть искусством массажа, его руки должны быть глазами, а любящее сердце должно дарить людям ощущение счастья и здоровья.

О пользе дыхательной гимнастики Консультация родителей на тему: «О пользе дыхательной гимнастики». Цель: дать элементарное представление о правилах обеспечения безопасности.

О пользе плавания Влияние плавания на организм ребёнка необычайно благотворно и разнообразно. Оно Помогает ребёнку стать здоровым, сильным, ловким, выносливым.

Конспект занятия «О режиме дня и его пользе» МБДОУ Детский сад №51 КОНСПЕКТ Н. О. Д. Формирование основ безопасности. ТЕМА: Бережем свое здоровье «О режиме дня и его пользе».

Театрализованное представление о пользе овощей «Вкусные истории» Тема: Театрализованное представление «Вкусная история» Цель: Создание условий для формирования представлений у детей о пользе овощей через.

Занятие в младшей группе «О пользе овощей» Цель: 1. Познакомить детей со значением витаминов для здоровья человека, уточнить представления детей об овощах и фруктах. 2. Воспитать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие «Чашку чая выпиваем и о пользе рассуждаем»
Опубликовано: 21 августа 2015 в 10:58
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД