Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Животные Африки»

Макаренко Людмила
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Животные Африки»

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Животные Африки»

Цели:

• формирование знаний детей об Африке, животном мире Африки.

• развитие познавательной активности детей, расширение кругозора.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить детей с самым жарким континентом - Африкой

• дать элементарные знания о природных зонах Африки, тропических лесах, саваннах, пустынях

• уточнить знания о некоторых животных (слон, жираф, крокодил, верблюд): внешний вид, где живут, чем питаются

• обогащать словарь за счёт слов: пустыня, оазис, саванна и др.

• формировать знания детей о животном мире Африки, ярких цветах этого континента.

Развивающие:

• закреплять умение ориентироваться в пространстве, на глобусе

• формировать грамматически правильную речь детей (согласование частей речи друг с другом, образование относительных прилагательных)

• совершенствовать умение использовать в речи простые и сложные предлоги

• развивать связную речь детей, способствовать развитию координации речи с движением

• формировать навыки самоконтроля за речью

• формировать слуховое и зрительное внимание, память, умение действовать по инструкции

• развивать мышление.

Воспитательные:

• формировать навыки доброжелательного отношения к рассказам сверстников

• воспитывать умение бережно относиться к раздаточному материалу.

Предварительная работа:

• рассматривание иллюстраций по теме «Животные Африки»

• знакомство с глобусом

• беседа «Африка»

• чтение произведений Чуковского, Киплинга

• раскрашивание раскрасок по теме, обводки, трафареты по теме

• занятие по лепке «Бегемоты в болоте»

• занятие по рисованию «Жираф»

• коллективная работа «Создание макета «Африка».

Оборудование:

• предметные картинки по теме «Животные Африки»

• глобус

• мягконабивной мяч

• муз. композиция «Самолёт» и «У жирафа пятна, пятнышки.»

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Правильно- глобус. А что такое глобус? Глобус - это модель планеты Земля, на которой мы живём. Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в самое жаркое место на нашей планете, на самый жаркий континент – в Африку. Покажите мне Африку на глобусе.

Вы готовы отправиться в путь? А скажите: как мы туда сможем добраться? Пешком можно добраться до Африки? Может вплавь доберемся? Мы можем добраться туда на пароходе, но быстрее всего мы сможем туда долететь на самолёте. Тогда садимся в самолет… В самолёте, как правило есть пилоты. Кто сегодня будет пилотом. Стюардесса и пилоты желают вам приятного полёта.

Игра – имитация «Самолет».

Смотрите, в небе самолет!

А в самолете там пилот,

Штурвалом ловко управляет

И между облаков летает.

Под самолетом тут гора,

То лес дремучий, то нора.

То в небо дивится народ,

То львы там водят хоровод!

Воспитатель. Мы прилетели в Африку.

Африка — второй по величине материк после Евразии. Африка омывается Средиземным морем на северном побережье, а северо-восточное побережье омывает Красное море. Западное побережье омывается Атлантическим океаном, на юге и востоке континент омывает Индийский океан. Африка является прародительницей всего живого на Земле. И, возможно поэтому это родина всего самого большого - пустынь, озёр, водопадов и животных.

Самая высокая точка материка – вулкан Килиманджаро. Килиманджаро — это огромный спящий вулкан и является одним из самых больших вулканов в мире. Килиманджаро в переводе означает – гора, которая сверкает, среди природы Африки она ярко выделяется своей заснеженной вершиной. Ещё в Африке есть самое большое пресноводное озеро- Виктория и самый большой водопад, который тоже называется Виктория.

Внимательно посмотрите на наш глобус и подскажите, какие цвета есть в Африке? (дети отвечают)

Голубой. Для чего нужен голубой? (это цвет неба).

Синий? (цвет океана, глубокого озера Виктория и водопада Виктория)

Красный? (цвет заката)

Желтый? (цвет жаркой пустыни)

На севере материка расположена самая крупная пустыня на планете – Сахара. Цвет пустыни-жёлтый. Это самая большая пустыня мира, ее называют “королевой пустынь”. Жарко в пустыне! Так жарко, что иногда можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях.

В пустыне дуют горячие ветры, годами не бывает дождей. Как вы думаете, почему? Здесь сильные перепады суточных температур: если днем жара свыше +30 градусов, что невозможно ни дышать, ни двигаться, то ночью наступает прохлада и температура опускается до 0. Эти колебания не выдерживают даже самые твердые горные породы, которые трескаются и превращаются в песок. Там очень мало растений и кажется, что в пустыне не может быть ничего живого.

Но посмотрите, кто это?

Загадка про верблюда.

На спине своей всегда носит горб он или два.

Он в пустыне ходит всюду, а зовут его …

Верблюдом.

Верблюда называют “кораблем пустыни”. Почему? Движения у него плавные, как у корабля. Это очень сильные и выносливые животные. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Перед тем как отправится в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма. В горбу верблюда находятся жир и вода, он будет расходовать их в переходах по пустыне. Почему не жарко им в пустыне? Длинная густая шерсть защищает верблюда от палящих солнечных лучей. На ногах у верблюда широкие мозоли, чтобы ноги не проваливались в песок.

Но в Африке обитают не только верблюды.

Здесь водится более 500 видов флоры и несколько сотен видов фауны. В Сахаре водятся тушканчики и хомяки, песчанки и антилопы, гривистый баран и миниатюрные лисички, шакалы и мангусты, барханные коты. Но больше всего там пресмыкающихся- змей, гадюк, ящериц.

Отгадайте загадку.

Часами лежит он и ждет,

Когда его жертва придёт.

Вот и добыча, бросок - и она

В объятья стальные заключена.

Выбраться ей не позволит уж он.

Это, ребята, конечно.

Питон.

Про питона нам расскажет Федя.

Размеры питонов колеблются от 1 до 6—7 м. Питоны обитают преимущественно в тропических лесах, саваннах, болотистых местностях; меньшее число видов живёт в пустынях. Часто питоны селятся вблизи воды; хорошо плавают и ныряют. Многие виды лазают по деревьям; существуют и почти полностью древесные виды. Активны в основном в сумерках и ночью. Питаются главным образом млекопитающими (крупные питоны заглатывают шакалов, дикобразов и т. д., а также птицами, крупными ящерицами; молодые питоны поедают мелких грызунов, ящериц, реже — лягушек. Добычу ловят, хватая её зубами и одновременно сжимая кольцами своего тела. Добыча заглатывается целиком. Могут подолгу (до 1,5 лет) обходиться без пищи.

Следующая загадка.

Желтым станет, как песок

И зеленым, как листок.

Под любой меняет фон

Свой костюм …

Хамелеон.

Про хамелеона нам расскажет Ясик.

Большинство видов имеют длину тела 30 см, наиболее крупные достигают 50—60 см, самые мелкие — 3—5 см. Хамелеоны имеют необычные органы зрения. Веки животных сросшиеся, постоянно покрывающие глаз, но имеющие отверстие для зрачка. Движения левого и правого глаз могут осуществляться несогласованно, что имеет важное значение при ловле насекомых, но перед атакой хамелеон поворачивает оба глаза на добычу. Хамелеоны обладают круговым обзором. Широкую известность имеет свойственная всем хамелеонам способность изменять окраску и рисунок тела. Изменение окраски связано с особенностями строения кожного покрова. Окраска хамелеонов может быстро изменяться от светлой — беловатой и оранжевой, через жёлтую и зелёную до пурпурной, а затем полностью чёрной или тёмно-коричневой. Данные изменения окраски могут происходить как на всём теле животного, так и на его отдельных участках, сопровождаясь появлением и исчезновением различного рода полос и пятен.

Часто изменения окраски могут сочетаться с демонстрацией угрозы, направленной на отпугивание врага.

А сейчас мы немного поиграем в игру, в которой мы с вами будем подбирать рифму к словам.

Юд – юд – юд – по пустыне шёл (верблюд).

Он – он – он – шевелит ушами (слон).

Дил – дил – дил – в реке затаился (крокодил).

Ан – ан – ан – ловит рыбу (пеликан).

Рог – рог – рог – в кустах злобный (носорог).

Ев – ев – ев – греется на солнце (лев).

Дилы - дилы - дилы появились (крокодилы).

Моты - моты - моты появились (бегемоты).

Афы - афы - афы жуют листики (жирафы).

Яны - яны - яны по веткам скачут (обезьяны).

Но и среди пустыни можно встретить островки зелени. Кто знает, как они называются? Они называются оазисы и возникают только там, где есть вода. Вокруг оазисов появляется больше зверей, птиц. Появляются даже целые города. Чем больше воды, тем больше жизни.

Идём дальше. Это саванна – африканская степь. На глобусе саванна зеленого или жёлтого цвета. Чем покрыта земля в саванне? Травой. Она здесь всегда густая: желтая, сухая, когда нет дождя, и зеленая сочная после дождей Лето в саванне длинное, жаркое, засушливое. Зимой наступает короткий сезон дождей. Основная растительность саванны – различные травянистые растения, среди которых попадаются островки деревьев. Среди них встречаются настоящие великаны. Кто знает, как называется это дерево? Это самое толстое дерево на планете – баобаб.

В саванне много трав, поэтому здесь много животных, которые питаются травами. Скажите, как называются животные, которые питаются травами? (Травоядные).

Погуляем по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.

Загадка про слона.

Он большой и очень сильный,

Очень мощный и красивый.

Всем знаком в Саванне он,

Кто же? Африканский.

Слон.

Про слона нам расскажет Рита.

Вот и африканские гиганты. Это слоны. Могучее, очень сильное животное. Даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот. С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он играючи может перенести довольно толстое дерево. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживая с любовью своих детенышей.

А сейчас про одного из животных нам расскажет Алиса. Но вы должны отгадать загадку.

Узнать его нам просто,

Узнать его легко.

Высокого он роста и видит далеко.

Жираф.

У него длинные ноги, длинная шея. Он высотой с двухэтажный дом и достает до самых верхушек высоких деревьев, пытаясь сорвать листья, что бы ими полакомиться. Самое любимое лакомство жирафа – листья акаций. Рядом с жирафом часто пасутся зебры, антилопы, страусы. Чем привлекает их жираф? Высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть приближающегося хищника и объявить тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.

Речь с движением «У Жирафа пятна – пятнышки…». Фонограмма.

У жирафа пятна – пятна

Пятна – пятнышки везде, (2 раза)

На лбу, ушах,

На шее, на локтях,

Есть на носах,

На животах, коленях и носках.

У слонов есть складки – складки,

Складки – складочки везде (2 раза)

На лбу, ушах,

На шее, на локтях,

Есть на носах,

На животах, коленях и носках.

У котят есть шерстка – шерстка,

шерстка – шерсточка везде (2 раза)

На лбу, ушах,

На шее, на локтях,

Есть на носах,

На животах, коленях и носках.

А у зебры есть полоски,

есть полосочки везде. (2 раза)

На лбу, ушах,

На шее, на локтях,

Есть на носах,

На животах, коленях и носках.

Следующая загадка.

Несмотря на строгий вид,

Он к охоте не привык,

На носу растут два рога,

Вы узнали…

Носорога.

Про белого носорога гам расскажет Кирилл.

Носорог - эти животные, обитающие в саванне. Они являются вторыми по размеру наземными существами. Высота носорогов равна 2 метрам, а длина 5-ти. Вес животных при этом равен 4-ём тоннам. У африканского носорога 2 выроста на носу. Задний рог недоразвит, больше напоминает шишку. Передний рог полноценен. Используются выросты в схватках за самок. В остальное время носороги мирные. Питаются животные исключительно травой.

Отгадайте, пожалуёста, ещё одну загадку.

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами — кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

Каракал

Про эту кошку-рысь нам расскажет Камилла.

Каракал (степная рысь) – это хищник, млекопитающее семейства кошачьих. По внешнему виду каракал напоминает рысь, только меньшего размера, более стройную и имеющую однотонную окраску шерсти. Длина тела равна 65-82 см, хвоста – 25-30 см, высота – примерно 45 см, масса – 11-19 кг. На кончиках ушей есть кисточки длиной до 5 см. Каракалы – сильные и опасные хищники, дальновидные и опытные охотники, способные преследовать добычу, вес которой раза в два превышает его собственный.

Острыми клыками он пробивает горло своей жертве, а мощными челюстями удерживает ее, чтобы добыча не сбежала от преследователя. Когти и коренные зубы острые, как лезвия, ими каракал разделывает добычу, отделяет от сухожилий мясо.

А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Скажи наоборот» (с мягконабивным мячом).

Воспитатель. Закончите предложение, сказав наоборот.

Ящерица маленькая, а слон … (большой)

Лев хищный, а зебра … (травоядная)

Антилопа быстрая, а черепаха … (медлительная)

Колибри маленькая, а страус … (большой)

Пеликан летает, а крокодил … (ползает)

Носорог злой, а слон … (добрый).

Назовите мне, пожалуйста, каких ещё животных, обитающих в Африке вы знаете… Трубкозуб.

Про него нам расскажет Таня.

Трубкозуб - это млекопитающие среднего размера с громоздким телом, выгнутой вверх спиной, ногами средней длины, длинными ушами (похожими на ослиные, вытянутой мордой и толстым хвостом. Их тело покрыто редкой грубой шерстью серовато-коричневого окраса.

Трубкозубы имеют по четыре пальца на передних лапах и по пять пальцев на задних. На каждом пальце есть плоские, крепкие когти, которые используются для рытья нор и разорения гнезд насекомых в поисках пищи.

Трубкозубы ведут одиночный образ жизни ночных млекопитающих. Они проводят дневные часы в безопасности, спрятавшись внутри своих убежищ и появляются, чтобы найти себе пищу в конце дня или ранним вечером. Это очень ловкие копатели, способные вырыть яму глубиной около 50 см менее чем 30 секунд.

В саванне много птиц, здесь живут самые большие, не умеющие летать птицы. Кто их узнал? (страусы). Страусы не умеют летать, а как они передвигаются. (Они ходят, бегают). Страусы во время бега развивают очень высокую скорость. Каких птиц вы можете ещё назвать?

Про попугая нам расскажет Лиза.

Попугай Жако относится к числу самых умных птиц, а уровень интеллекта можно сравнить с развитием ребёнка в возрасте трёх-четырёх лет. Особенностью этого вида попугая является способность не только воспроизводить многие услышанные звуки, но и достаточно точно повторять интонацию. Как утверждают исследователи, Жако легко определяют ситуацию, поэтому произносимые слова часто несут смысловую нагрузку.

Длина взрослой птицы составляет 30-35 см. Средний размах крыльев 65 см при длине каждого крыла 22 см. Длинные крылья имеют хорошо развитые концы. Длина хвоста, как правило, не превышает 8 см.

У вас на столах лежат листы бумаги, на которых нарисованы животные. Соедините точки, узнайте, что у вас за животное.

9. Итог занятия.

• Где мы сегодня побывали?

• Как называется африканская степь? (Саванна).

• Как называется зелёный островок в пустыне? (Оазис)

• Ребята! Запомнили, какие животные живут на Африканском континенте? (Жирафы, слоны и т. д.)

• Можем ли мы у нас встретить этих животных? Где? Почему эти животные не могут жить у нас в природе? Кому понравилось сегодняшнее занятие? Надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое.

Спасибо, ребята, мы сегодня с вами хорошо поработали! Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Раз снежинка, два снежинка» для подготовительной группы Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Задачи: - обобщить и дополнить представления детей.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Дикие животные» Конспект Организованная образовательная деятельность Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) на тему "Дикие животные".

Конспект занятий в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные» Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи «Дикие животные». Программное содержание: Учить выделять.

Видео и конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные Севера» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема занятия: «Животные севера» Цель: Расширять представления детей об животных Арктики.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе для детей с ТНР «Дикие животные» Цель: закрепить представления детей о жизни диких животных. Задачи: 1. Обобщить знания детей о диких животных, их повадках, приспособлении.

Конспект НОД для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром «День Победы!» НОД по ознакомлению с окружающим «День Победы» Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Великой Отечественной.

Конспект НОД для подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром «Ищу маму» НОД в подготовительной группе на тему: «Ищу маму». Цель: • развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Снег и его свойства» для детей младшей группыЗанятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Снег и его свойства» для детей младшей группы Цель: развитие мышления детей с помощью экспериментов. Задачи: — уточнить и закрепить представления детей о снеге и его свойствах; побуждать.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Почта» в подготовительной группе Ознакомление с окружающим миром Тема “Почта” Подготовительная группа Воспитатель: Трубина Я. Г. Цель: Знакомство детей с историей возникновения.

В нашей группе листопад. Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром в младшей группеВ нашей группе листопад. Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе[/b]. Тема: В нашей группе листопад. Цели: Знакомить детей с характерными.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Животные Африки»
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 17:07
+203Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 74.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 марта. Международный день детского телевидения и радиовещания

В первое воскресенье весны празднуется Международный день детского телевидения и радиовещания. Этот праздник был установлен по инициативе ЮНИСЕФ в 1994 году — его отмечают все, кто так или иначе связан с...

29 февраля. День весеннего оформления интерьеров на МААМ

Весна – не просто одно из четырёх времен года. Это – новая жизнь. Это волшебная пора, когда оживает вся природа, с каждым днём всё сильнее пригревает ласковое солнце, щебечут радостно птицы на ветках, всё...

Зимние пальчиковые игры для детей 3–5 лет
Пальчиковые игры развивают речь, память, фантазию, воображение и создают благоприятную атмосферу. Поэтому они очень полезны. 1. Игра «Кролик» Мы...
Фотоотчет «Эх, Масленица»!
Дети в нашем детском саду очень любят праздники, а если это праздник на улице, да под веселую, озорную музыку, с танцами и играми, им интереснее в двойне. А...
Фотоотчет об областной пионерской военно-патриотической игре «Вперёд, мальчишки»
Сегодня в городе Орле проходила военно-патриотическая игра для младших школьников «Вперед, мальчишки! » Проводится она с целью воспитания гражданственности и...