Любовь Колесникова
Комплексное занятие «Сказка о Птице Жар»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
НА ТЕМУ «СКАЗКА О ПТИЦЕ ЖАР»
Музыкальный руководитель Колесникова Л. В.
Цель:
создание условий для воспитания ребёнка на традиционных культурных ценностях своего народа.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
Публикация «Комплексное занятие „Сказка о Птице Жар“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказочная птица. Волшебные, жар-птицы
- Темочки
обобщить знания детей о традиционной культуре, показать фольклорные жанры в условиях их естественного бытования, добиваться чистого интонирования в ансамбле, правильной для традиционного пения (открытой) подачи звука в разговорной манере.
Эмоционально-ценностное развитие:
формировать интерес к культуре и истории родного края, привязанности к своей семье.
Речевое развитие:
добиваться открытой подачи звука, разговорной манеры исполнения, чёткого и единообразного произношения слов в диалекте.
Социально-нравственное развитие:
поддержать дружественную атмосферу в детском коллективе, развить чувство коллективизма и ответственности друг за друга
Познавательное развитие:
Познакомить детей с региональным фольклором – сказкой Городецкого района Нижегородской области, рассказанной в диалекте; обучить детей музыкальному и словесному фольклору, народному танцу, играм, обрядам. Обобщить знания детей о музыкальных инструментах.
Ход музыкального занятия:
Дети заходят в зал под «Марийскую плясовую» (в исп. анс. «Свети-Цвет»).
Танец «Архангельский шин»
Садятся на стульчики.
Муз. рук. : Сегодня, ребята, занятие у нас не простое. К нам на занятие прилетела необычная гостья. Показать свистушку. Зовут её Птица Жар, и прилетела она из села Жбанниково Городецкого района Нижегородской области. Она расскажет нам «СКАЗКУ О ПТИЦЕ ЖАР».
Поиграть на свистушке, затем начинает тихо звучать аудиозапись свирели.
А расскажу я вам про Ивана – царского сына!
Братья дразнили его дурачком. Объявилась в их краях Птица Жар. Пустились братья её искать. А Иван-дурак ловчее да умнее их оказался…
Жил в те древние времена царь. Было у него три сына: двое умных, да Иванушка-дурачок. Была у царя полоска ржи.
В те времена и цари были землевладельцы. Али помещик он был? А полоски у нас дли-и-инные… Засевали – кто овсом, кто чем…
Повадился кто-то во ржи пастись да топтаться. Вот уж колосится рожь стала – на корню гниёт, полоска лысеет. Вот царь и говорит сыновьям: «Идите, сыны, ночью в поле, подкараульте да словите, кто во ржи пасётся!»
Установили сыновья дежурство: сегодня идёт Гришка, завтра Мишка. Пошёл старший – умный. Хитрый был – боязно, да и лень идти ночью в поле; залез в амбар и проспал всю ночь на сеновале. Утром пришёл к отцу и братьям.
«Ничего, - говорит – не видел ночью». А полоска пуще прежнего попорчена.
Пошёл Мишка, второй сын. А старшой подговаривает: «Отец-то из ума выживает! Ещё чего не хватало – по ночам в поле бегать! Иди вон на сеновал спать!» Пошёл Мишка, да и не видел ничего – проспал в амбаре-то.
Третьим пошёл Иванушка – младший сын. Братья дразнили его дурачком, а он простой был, бесхитростный.
Пусть люди смеются, а он, может, с открытой да с большой душой. Пошёл в поле, не спал. Вот в полночь появился во ржи чудо-конь Сивка Бурка вечная каурка. Стал пастись да рожь топтать. Тут Иванушка подкрался, изловчился, поймал коня да и укротил его. Вот конь и говорит ему человеческим голосом: «Иван, царский сын! Я тебе пригожусь. Отпусти меня в чисто поле, да никому не сказывай. Приходи завтра в ночь и скажи: «Сивка Бурка Вечная Каурка! Встань передо мной как лист перед травой!» И тут я появлюсь».
На другую ночь приходит Иван в поле и говорит: «Сивка Бурка Вечная Каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» И в ту минуту чудо-конь появился. Говорит человеческим голосом: «Есть на свете Птица Жар. Краше её на свете нет. Надо нам её достать. И будешь ты, Иван, царевичем. Только уж не робей!»
В этот раз прихватил Иван из дома отцову уздечку – взнуздал коня, вскочил и взвился конь. И поскакал за моря, за океаны, за великие горы, за леса и поля.
Приезжает в одно село, а там молодые парень и девушка жениться собрались. Дом строят, хозяйство налаживают да песни поют. А помогает им петь… какой инструмент? (балалайка)
Песня «Давай с тобой, миленький, домик наживать»
Группа солистов выходит в центр зала и поёт, остальные дети подпевают повторяющийся припев. Их задача – запомнить последовательность животных и не сбиться.
Поздравил Иван молодых и едет дальше. Заезжает в другое село, а там – гулянье. Ребята, как называлось гулянье, где молодые парни и девушки плясали, пели, занимались рукоделием? Вечорка Звучит другой инструмент. Какой? Гармонь.
Танец «Краковяк»
Приезжает Иван в третье село, и как раз под праздник попал. Велик день, праздников праздник – Пасха, Воскресенье Христово. Ходят люди по улицам, песни поют Пасхальные, играют на…колёсной лире. А мы с вами, ребята, знаем такую песню, которую исполняют на Пасху?
Волочебная песня «Пройдём, братцы, вдоль улицы»
А ребятишки маленькие на улице яйца катают, в «Горелки» играют. А вы, ребята, хотите в «Горелки» сыграть?
Игра «Горелки»
Вот приземлился конь. Слышит, как траве Птица Жар свистит. Потому и игрушка наша свистит. Так Иванушка по свисту птицу преследовал.
Стал Иван подкрадываться. Глядит – словно огонь полыхает, подойти горячо. Изловчился – хвать птицу! Вырвалась птица, а крылышко в руках осталось. Он его в тряпочку завернул, и поскакал на Сивке домой. За нночь-то управились. Так в сказке сказывается, а не скоро дело деалется.
Стал жить-поживать по-прежнему. Только по ночам стал он пёрышко из крылышка Птицы Жар вынимать, а оно горит красотой неописанной. Братья ругают его: «И чего ты, Иван-дурак, засветил?» Думали, спичками балуется, не подпалил бы дом. А Ивану из пёрышка сама Птица Жар являлась в образе девушки, красотой, словно солнце…
- Ты, Иван, меня расколдовал! Не стала я больше птицей по лесам летать, стала человеком.
- Тут и свадьбу сыграем!
Стал Иван-царевич всем отцовым царством владать. А царевна Берегиня всё царство от напастей хранила.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец. А кто внимательно слушал, тот скажет: как называется ансамбль в нашем детском саду?
Птица Жар.
Правильно. В честь героини этой сказки и назван наш ансамбль. Мы так же красиво поём, красиво танцуем и наши песни должны охранять всех от беды, совсем как Птица Жар из этой сказки.
Вот такую историю рассказал мне мастерица, которая сделала и эту игрушку. (показать ещё раз свистушку)
А мы с вами напоследок ещё разочек поиграем. Во что играть будем?
Дети выбирают любимую игру из предложенных.
«Дударь»
«Воротики»
«Растяпа»
Приложение:
Список реквизита:
1. Жбанниковская игрушка Птица Жар
2. Традиционный костюм Городецкого района на музыкальном руководителе.
3. Гармонь.
4. Балалайка.
5. Колёсная лира.
6. Красный платочек для игры в «Горелки»
7. Набор аудиозаписей аутентичных исполнителей.