Лариса Арбузова
Комплексное занятие в старшей группе «Проказы матушки-зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце – декабре. Развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы. Содействовать эмоциональному настрою в процессе восприятия картины. Учить вырезать снежинки и украшать ими группу.
Материал: Картина И. Шишкина “Зима”, иллюстрация зимы, телевизор, корм для птиц, модели “веселого лица” и “грустного лица”, бумага для снежинок, ножницы.
Ход занятия:
Воспитатель: Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Публикация «Комплексное занятие в старшей группе „Проказы матушки-зимы“» размещена в разделах
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает?
Воспитатель: Как вы думаете, какого цвета больше всего зимой? Почему? Я сейчас прочту вам стихотворение поэтессы Елены Трутневой и убедимся, правы ли мы, когда говорим, что зимушка – зима белая.
Белой краской выкрасила
Все подряд зима:
Лес и поле белое
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
Что вы узнали из этого стихотворения о зиме? Какими еще словами можно сказать о зиме? (белоснежная, зимушка – зима, заснеженная, холодная, морозная, красавица – зима, волшебница, сказочная). Рассмотреть картину “Зима” И. Шишкина, звучит музыка.
– Эту картину написал замечательный художник Иван Иванович Шишкин, который с детства любил родную природу. В этом произведении он изобразил русскую зиму. Художник нарисовал могучие деревья в дремучем лесу, укрытые белым пушистым снегом. От картины веет покоем и тишиной. Вдали розовеет утренняя заря, но она еще не разбудила этот уголок дремучего леса. Первые лучи пробились сквозь ветви и окрасили снег розовым цветом. Деревья стоят неподвижно, растопырив огромные ветви, будто боятся рассыпать драгоценный наряд. Зима все укрыла теплым белым пуховым покрывалом. Рядом со старыми елями стоят маленькие елочки в белых зимних шубках. Не поет одинокая птица, которую художник изобразил на ветке могучей ели. Она словно боится нарушить величественный зимний сон природы.
– Какое настроение у зимы на картине?
– Какие чувства вызывает она у вас?
– А какой бывает лес зимой (сияющий, волшебный, таинственный, суровый, дремучий).
Назовите первый месяц зимы (декабрь). В народе этот месяц называют “студень”, “студеный”, от слова “стужа”. В декабре на улице холодно, студено, стоит стужа, морозы трескучие, метут метели. Мороз обжигает лицо, и совсем не хочется выходить на улицу.
Выставить модель “грустное лицо”, обращается к детям, почему у человечка лицо грустное, ему не хочется гулять?
Ответы детей (зимой холодно, долго одеваться, мороженое есть нельзя, солнышко редко светит и не греет).
Воспитатель: И все же зимой бывает вот такое настроение (выставляет модель “веселое лицо”). Какое это настроение? Когда зимой бывает весело? (катаемся на санках, играем в снежки, лепим снежную бабу, когда приходит праздник Новый год).
Воспитатель: У русского народа есть много пословиц, поговорок и загадок о зиме. Предлагает назвать их: Мороз невелик, да стоять не велит. Много снега – много хлеба. Береги нос в большой мороз. Не огонь, а жжется (мороз). Без рук рисует, без зубов кусает (мороз). Рукой махнул, дерево погнул (ветер). Кручу, верчу, знать никого не хочу (метель).
Физкультминутка:
Я мороза не боюсь
С ним я крепко подружусь
Подойдет ко мне мороз
Тронет руку, тронет нос
Значит надо не зевать
Прыгать, бегать и играть.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром вы одевались в детский сад, мамы и папы собирались на работу, и всем хотелось узнать, как надо одеваться, какая сегодня погода. Где это можно узнать? Кто нас знакомит с погодой? (радио, телевизор, посмотреть в компьютере). А вы хотите узнать прогноз погоды на сегодня? Давайте присядем у экрана нашего “телевизора” и послушаем.
Вставляет в телевизор зимнюю картинку. Кто хочет познакомить нас с прогнозом погоды на сегодня? (желающие рассказывают о погоде 2 – 3 ребенка).
Воспитатель: Белая и холодная пришла на землю зима. Потонул лес в снегу и спрятались под ним плоды и семена, еще не доступнее стали корни растений. Нет сочной травы, ни мягких листьев на деревьях. Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы? Что их спасает от зимней стужи, от хищников? (шубки теплые, поменялись их цвета)
– Чем питаются зимой заяц, белка?
– Чем питается лиса? (зайцами, но больше мышами)
– Как проводит зиму еж?
– Как изменился образ жизни зимующих птиц? (приближаются к жилью человека)
– Где проводят зиму насекомые? (забиваются под кору, листья)
– Как зимуют лягушки, рыбы? (опустились на дно рек, озер и там спят)
– Как можно помочь лесным зверям, птицам зимой?
Подкармливает, в лесу развешивает заготовленные ветки, сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди – лесник. Лесник – это человек, который следит за порядком в лесу, помогает животным и птицам.
Трудно зимой бывает и рыбам. Воздух не проходит через лед в воду и рыбы часто погибают от его недостатка, поэтому зимой во льду надо проделывать проруби.
– Ребята, а вы знаете какой скоро праздник?
Воспитатель предлагает детям вырезать снежинки и украсить ими группу.
– А теперь я вас приглашаю на прогулку. Давайте возьмем с собой корм для птиц, насыплем его в кормушку, чтобы птицы были сыты и не замерзли.