Компьютерная зависимость у детей дошкольного возраста

Галина Хощенко
Компьютерная зависимость у детей дошкольного возраста

Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребенком, когда он лучше их знает, как загрузить фотографии в социальные сети, как найти нужную фотографию и т. д. Но когда ребенок начинает часами играть в компьютерные игры, родители бьют тревогу. Встречаются дети, которые готовы сбежать из дома, накинуться на родителей за то, что те хотели забрать компьютер. В самых тяжелых случаях помочь ребенку может уже только психиатр.

Необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он приносит.

Причины и степени компьютерной зависимости

Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости:

- отсутствие со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовать свою игру;

- дефицит общения в семье, т. е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;

- родители не осознают взросления ребенка и не изменяют стиль общения с ним;

- ребенку дома не комфортно, т. к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;

- низкая самооценка и неуверенность в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;

- замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками;

- незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.

Степени компьютерной зависимости

1-я степень – увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль. Вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные другими занятиями и увлечениями. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.

2-я степень – состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру, пребыванием за компьютером более трех часов в день, снижением познавательной мотивации, нежеланием готовить домашние задания. Происходит падение успеваемости на занятиях (не всегда ощущается сразу). Наблюдается повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения – компьютерные игры, сужения круга общения, иногда нарушение сна и проч.

3-я степень – выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, пойти к соседям, жаловаться на родителей, пойти искать полицейского на улице. Становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения (играм и игрушкам, которые раньше любил, увлечениям, успехам в каком-либо виде деятельности, например к танцам, спорту). Равнодушен к вещам, которые были дороги. Наблюдается снижение успеваемости на занятиях, не усваивает новые знания. Регресс в развитии познавательных процессов.

Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером – полная. Опасность перехода в четвертую стадию, если ребенок не получает помощи в течении длительного времени, а пребывание за компьютером превышает пять часов в сутки.

4-я степень – клиническая зависимость. Серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением, отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребенок начинает слышать голоса, команды, у него отсутствующий взгляд, потухший и пустой. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни. Необходима помощь психиатра, психолог выполняет функцию диспетчера.

Памятка для родителей

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера

Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у их ребенка. Они обращаются к ребенку с просьбой,например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться к ребенку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Способы реагирования ребенка:

А) Ребенок легко отвлекается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – полная свобода от компьютера на момент тестирования.

Б) Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – 1-я степень зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой и (или) начальный этап 2-й степени зависимости.

В) Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает – зависимость 2-3-й степени.

В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребенку с развернутой аргументированной просьбой,например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличии у ребенка компьютерной зависимости и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

Профилактика компьютерной зависимости

Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно рекомендовать выполнять следующие правила.

Введите четкий режим. «Общение» с компьютером для дошкольника – 20-30 мин. в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, детей помладше отвлекайте другими занятиями.

Поощряйте и хвалите детей. Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом – раздражаются, срываются на крик. Относитесь ровно, индифферентно к успехам в компьютерной игре, ведь поощрение и так заложено программой.

Родители - образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.

Контролируйте занятость ребенка (кружки, широкие интересы).

Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

Публикации по теме:

Авторская программа кружка «Компьютерная игротека» Пояснительная записка Программа по ознакомлению и обучению информатике детей от 5 до 7 лет является программой нового поколения и носит.

Интерактивная компьютерная игра «Уроки пожарного Сэма» Интерактивная компьютерная игра «Уроки пожарного Сэма»[/b] Цель: С помощью загадок закреплять знания детей о причинах возникновения пожара,.

Консультация «Интернет-зависимость у детей» Современные дети просто обожают бродить по Интернету, общаться с друзьями и, конечно, играть в онлайн-игры. Поэтому родителям важно объяснить.

Занятие по развитию интеллектуальной и творческой активности «Компьютерная грамота» у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Компьютерная грамота» Цель: Развитие интеллектуальной и творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения.

Компьютерная программа «Corel DRAW» для педагогов дошкольного образования В условиях современного развития общества невозможно уже представить мир без информационных ресурсов. На сегодня информационное пространство.

Конспект урока математики в 4 классе «Зависимость между величинами, характеризующими процесс движения» по УМК «Школа России» Урок математики в 4 «А» классе (УМК «Школа России») Тема: Зависимость между величинами, характеризующими процесс движения. Педагогическая.

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость у детей» Компьютерная зависимость у детей Современный ребенок живет в мире, где телефон и компьютер попадает к нему с первыми игрушками. Родители,.

Компьютерная игра для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Угадай сказку» Развитие внимания, памяти у детей с ЗПР старшего возраста через использование компьютерных технологий. Среди причин неуспеваемости дошкольников.

Вариативность в проектировании модели элективного курса «Компьютерная графика» Педагогический опыт учителя информатики МОАУ «Лицей №1» Войновой Ирины Викторовны «Вариативность в проектировании модели элективного курса.

Занятие «Зависимость деятельности людей от природных условий» в подготовительной группе Цель: Показать на примере разнообразной деятельности людей зависимость человека от природы; формировать любовь и интерес к родному краю,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Обучение грамоте
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Компьютерная зависимость у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 15:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День песочных построек на МААМ

Очередной тематический день посвящен ценному строительному материалу, который встречается даже в детской песочнице. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про...

17 июня. День пустынь

17 июня отмечается экологический праздник ООН – День борьбы с опустыниванием. Он посвящён проблеме постепенного распространения пустынь, которое происходит по причине хозяйственной деятельности человека....


Горячие темочки