Мария Медведева
Коммуникативная компетентность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативная компетентность дошкольников.
Медведева Мария-
педагог-психолог МБДОУ № 441
детский сад "Кузнечик"
Нижний Новгород.
Помогая детям преодолевать трудности, мы
всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это
результат совместных усилий педагога и
детей, маленькое произведение искусства, в
создании которого все принимают участие
подобно музыкантам одного оркестра.
К. Фопель
Публикация «Коммуникативная компетентность дошкольников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями государственного стандарта.
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (ФГОС дошкольного образования, 2014).
Вместе с тем, практика показывает: целенаправленное формирование коммуникативных компетенций у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.
Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и прочее.
Психолого-педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности дошкольников благодаря системе целенаправленной работы. Она включает в себя:
- рассмотрение развития коммуникативной компетентности дошкольников в качестве цели психолого - педагогической деятельности (проведена интеграция психологических игр и упражнений в структуру занятий воспитателей и педагогов - специалистов, а также психолого-педагогическое просвещение педагогов по: возрастным особенностям дошкольников; путям разрешения конфликтных ситуаций в детском коллективе; оптимальным способам организации общения между детьми; принципам коммуникации детских групп);
- проведение системы развивающих и коррекционных занятий (педагогом – психологом);
При разработке системы комплексного подхода к развитию коммуникативной компетентности дошкольников акцент был сделан на соблюдение следующих условий:
- создание ситуаций коммуникативной успешности;
- обучение совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях;
- стимулирование коммуникативной деятельности, используя проблемные ситуации;
- проведение коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в коммуникативной сфере и развивающих психологических занятий (педагог – психолог);
- мотивирование детей к выражению своих чувств, характерных черт персонажей при помощи слов и мимики;
- создание игровых ситуаций, мотивирующих детей к общению со взрослыми и сверстниками.
Одной из задач психолога при работе с детьми по развитию коммуникативной компетентности является ознакомление их с языком эмоций, выразительными средствами которого являются мимика, жесты, позы; обучение ребят пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. Для реализации этой задачи, помимо традиционных программ (Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Авторы Крюкова С. В., Слобюдяник Н. П., психогимнастика по методике Чистяковой М. И., совместно с музыкальным руководителем был разработан цикл занятий для дошкольников, в котором развивающие упражнения были дополнены музыкальным сопровождением с целью усиления их воздействия и повышения эффективности. Курс рассчитан на четыре года, начиная с младшего возраста.
Данный проект (мы назвали его "Весёлая карусель") носит игровой характер с элементами (сказкотерапии, игротерапии, музыкотерапии) уже приносит свои положительные результаты и очень нравится нашим детям!