Лариса Ивенина
Консультация для педагогов «Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений –
одна из важных задач воспитания
личности ребёнка дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проблемы.
Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.
Публикация «Консультация для педагогов „Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Для социального развития детей, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.
Социально-коммуникативное развитие направлено на :
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях, одно из которых - развитие игровой деятельности.
Для того чтобы развитие игровой деятельности происходило более эффективно, необходимо выполнять несколько условий:
• свободное и добровольное включение детей в игру;
• дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;
• игра должна положительно воздействовать на эмоционально-волевую, интеллектуальную сферу участников;
• достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
• при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
• изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением
В психологической практике игровая деятельность выполнят ряд функций, одна из них - коммуникативная.
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативной игры : развитие навыков общения.
Задачи, которые выполняет данная игра:
- создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;
- развивает социальные навыки : освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;
- воспитывает положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.
Существует несколько классификаций коммуникативных игр, я для себя выделила классификацию, предложенную Валентиной Яковлевной Зедгенидзе:
• игры, на сплоченность и сотрудничество (Доброе животное, Дракон)
• игры, обучающие эффективным способам общения (Попроси игрушку, Ты мне нравишься)
• игры, на социальное признание (Король)
• игры, на снятие конфликтности (Коврик примирения)
Ключевым отличием коммуникативных игр является создание условий для спонтанного общения. В процессе игры ребенку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.
Опытные педагоги и психологи отмечают, что коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:
• обеспечивают быструю адаптацию;
• вызывают эмоциональную разрядку;
• способствуют развитию мимики и жестов;
• улучшают воображение;
• развивают способность концентрироваться;
• развивают умение распознавать собственные чувства;
• развивают склонность к эмпатии;
• формируют умение соблюдать правила;
• помогают позитивно воспринимать окружающий мир;
• ребенок - полноценная часть общества
Какие же требования должен выполнять взрослый, чтобы игра получилась успешной. Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина (авторы книги «Учим детей общению) составили несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения игр на развитие коммуникативных навыков :
• не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
• используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20 - 25 минут;
• не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
• помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;
• игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.
Если соблюдать все рекомендации, то педагог может использовать коммуникативные игры :
• в ООД
• в режимных моментах
• во время игровой деятельности (в группе, на прогулке)
• на праздниках, развлечениях
В нашем детском саду присутствуют все возрастные группы, поэтому коммуникативные игры начинаем использовать с адаптационного периода. Данный период очень важен, но и сложен для малыша. Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку безболезненно войти в новую для него среду, обогатить его опыт общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.
К коммуникативным играм относится практически весь детский фольклор (потешки, песенки, прибаутки, пестушки, переклички). Детский игровой фольклор можно рассматривать как уникальное средство социального развития ребенка, поскольку он учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. («Ладушки», «Ай, гу-гу, не кружись на лугу», «Сорока – белобока» и др.)
У малышей в период адаптации применяются игр на знакомство детей друг с другом – «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», «Эхо», «Колокольчик», «Чей голосок» и т. д.
Также игры-Приветствия, например:
Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас,
Встанут Танечки (Ванечки и т. п.) сейчас…
Затем самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия для выполнения движений (игры «Ленточка», «Гном и дом», «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови-лови», «Салют», «Мы капусту рубим»).Затем более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Я по горенке иду», «Завивайся, капустка», «Змейка», «Передача мячей», «Паровоз». Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.
Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации к ДОУ имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения малышей и хорошего отношения друг к другу.
Средний дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в этом возрасте ребёнок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, используют следующие игры :
• на развитие внимания, интереса к партнеру: «Как можно нас называть по - разному?», «Комплимент», «Опиши друга», «Угадай кто это?»
• на развитие навыков невербального общения: «Угадай», «Походки», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем», «Расскажи стихи без слов»
• на развитие навыков взаимодействия в группе: «Ручеек», «Зеркала», «Поварята»
• на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Обзывалки», «Охота на тигров», «Интервью»
• на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт : «Ладонь в ладонь», ««Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Тепло - холодно»
К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:
• сотрудничать;
• слушать и слышать;
• воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.
Поэтому для детей этого возраста используют игры для среднего возраста и более сложные :
• на сплочение: «Ручеек», «Подарок на всех», «Веселая сороконожка, «Нос к носу»
• на развитие умения решать конфликтные ситуации: «Коврик примирения», игры-ситуации
• на развитие вербальных и предметных способов взаимодействия: «Небоскреб», «Конкурс хвастунов», «Танец мира»
• на развитие свободного общения и эмоциональной близости: «Пресс-конференция», «Кто лучше разбудит?»,
Хочу отметить так как воспитатель в группе - самый главный человек для маленького ребенка, то в глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать воспитателя. Кроме того, не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков у детей будет только тогда, когда родители будут принимать активное участие в процессе, поэтому необходимо сотрудничать с родителями по этому вопросу.
Заключение:
Использовать коммуникативные игры можно в самых разных формах работы не только с детьми, но и родителями – в ООД, на праздниках, развлечениях. Поскольку коммуникативные игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывающими яркие, положительные эмоции, их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющих различную патологию развития.
Коммуникативные игры позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создать эмоционально- положительный микроклимат в группе.
Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.