Папки-передвижки

Коммуникативные технологии в работе учителя — логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

Антонина Зеленкова
Коммуникативные технологии в работе учителя — логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Коммуникативные технологии в работе учителя-логопеда с детьми

старшего дошкольного возраста

Зеленкова Антонина Владимировна,

учитель-логопед

Одним из важных условий обновления является использование современных образовательных технологий, в том числе и коммуникативных.

Публикация «Коммуникативные технологии в работе учителя — логопеда с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Для решения задач по развитию речи дошкольников педагогу необходимо использовать в практике разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применять современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, которые помогают эффективно осуществить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками. Давайте остановимся на игровых, информационно-коммуникативных и ТРИЗ технологиях.

Итак, рассмотрим, игровые технологии, которые включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной образовательной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые, могут быть, обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности.

Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на 4 большие группы:

1. развитие артикуляционного аппарата;

2. развитие моторики;

3. театрализованная деятельность;

4. пальчиковая гимнастика.

Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

• образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

• развивающий материал используется в качестве ее средства;

• в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Такие игры способствуют «выращиванию» детской речевой инициативы, а именно: обращению ребенка к взрослому с вопросом.

Таким образом, комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Как показывает опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.

Что такое ИКТ?

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Требования (условия) :

- наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет, который предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях,

- умение педагогом пользоваться ЭОР,

- умение педагогов создавать свои ЭОР (презентации, консультации, интерактивные игры и т. д.)

Ожидаемые результаты (при использовании ИКТ) :

• повышение педагогической компетенции родителей;

• обновление форм и методов взаимодействия детского сада и семей;

• публичность и открытость образовательного процесса ДОУ;

• функционирование информационно – коммуникативной службы.

Можно использовать ИКТ и в работе с дошкольниками : развивающие и обучающие игры, например, «Планета Земля», «Полезные ископаемые», «Послушный карандаш» и т. д. Накопленные фото- и видеоматериалы можно использовать в мультимедийных презентациях. С использованием средств ИКТ дети могут совершать различные путешествия на море, в другие города, планеты, острова. Имеют возможность прослушивать голоса животных и звуки мира природы, наслаждаться красотой родного края.

Использование ИКТ в работе с родителями

Напомним вам приоритетные задачи взаимодействия с семьями воспитанников:

– повышение педагогической культуры родителей.

– приобщение родителей к участию в жизни детского сада.

• Сайт ДОУ может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

• Подбор иллюстративного материала для оформления родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

• Создание презентаций в программе РowerРoint для проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия.

• Использование фоторамки для ознакомления родителей с насыщенной и интересной садовской жизнью детей.

• Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе MovieMarker). Особенно нравится это направление работы родителям.

• Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;

• Создание медиатек, которые отражают интерес родителей.

Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит их внимание.

o Знакомство с ссылками на информационные ресурсы (сайт МБУ, страничка воспитателя, мини-сайт учителя-логопеда, мини-сайт учителя дефектолога, статьи и прочее.

o Обсуждение вопросов, связанных с трудностями в выполнении заданий для детей с ОВЗ, с использованием ИКТ.

Со стороны педагогов:

o Представление презентации специалистов ДОУ «Мы рады вас видеть»;

o Предоставление ссылок на информационные ресурсы (сайт МБУ,

o страничка воспитателя, мини-сайт учителя-логопеда, статьи и прочее.

o Обсуждение общих вопросов, связанных с трудностями в выполнении заданий для детей с ОВЗ, с использованием ИКТ.

o Индивидуальные опросы по выявлению трудностей в выполнении заданий для детей.

Предполагается развитие у детей интереса к познаниям, выполнению домашнего задания с участием родителей.

Совместная деятельность родителей и педагогов в воспитательном и коррекционно-развивающем процессах (например) :

-Закрепление домашнего задания по лексической теме

«Домашние животные» : (Игры «Назови животное и его семью»,

«Назови ласково», «Выучи загадку нарисуй отгадку»)

-Речевой материал на автоматизацию поставленных звуков «Тише мыши», «Кошка на окошке…», «Два щенка…», ;

-Участие в конкурсе книжки-малышки своими руками («Домашние питомцы», в фотовыставке детского сада («Мой домашний любимец»,

-Просмотр видеофрагмента образовательной деятельности («Бабушкино подворье»).

-Размещение игр на мини-сайте учителя-логопеда на закрепление домашнего задания по лексическим темам, например:

«Домашние животные» («Назови животное и его семью»,

«Назови ласково», «Выучи загадку нарисуй отгадку»)

-Размещение речевого материала на автоматизацию поставленных звуков на мини-сайте учителя-логопеда («Тише мыши», «Кошка на окошке…», «Два щенка…»)

-Размещение информации в группе и на сайте детского сада об организации конкурса по изготовлению книжки-малышки своими руками «Домашние питомцы», о фотовыставке детского сада «Мой домашний любимец»,

-Оформление электронного портфолио группы: детское творчество «Рисование цветным песком домашних животных (лошадь, корова, кошка)».

Дети совместно с родителями делают книжки-малышки своими руками «Домашние питомцы», составляют рассказ о своем питомце по фотографии «Мой домашний любимец»,разучивают потешки, скороговорки, чистоговорки, пальчиковую гимнастику по теме.

Использование ИКТ позволяет решить несколько психолого-педагогических задач :

информационно- коммуникативные технологии ставят родителей в активную позицию;

ИКТ ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают результаты работы, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием;

их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами (специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес);

применение ИКТ позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей (они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков).

Они способны повысить эффективность взаимодействия педагогов и родителей при обучении и воспитании дошкольников, дают возможность сформировать у родителей интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Можно использовать в работе с детьми и ТРИЗ — теорию решения изобретательных задач.

Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного — без множества пустых проб — решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления и речи.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т. д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра “Черное-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. ( Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.)

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т. д.

Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,.)

Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: “Что лишнее?”, “Что вначале, что потом?”, “Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”

Игры: “Логический поезд”.

Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.

Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т. д.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что:

1. Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.

2. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

3. Качество работы зависит от слаженности всех субъектов образовательного процесса «воспитанник-педагог- родитель»

4. В ДОУ должны быть созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. :, 2008. – 144 с.

3. Легачева Е. Н., Кочелакова О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 666-669.]

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные технологии в работе учителя — логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 октября 2022 в 23:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативные технологии в работе учителя — логопеда с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Зеленкова (УИ 345574) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД