МААМ-картинки

Коммуникативные умения и их развитие у детей старшего дошкольного возраста

Наташа Краснова
Коммуникативные умения и их развитие у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности. С раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Когда он начинает активную жизнь в обществе, то сталкивается с множеством трудностей и проблем. Они во многом связаны с умением общаться, взаимодействовать с людьми.

Публикация «Коммуникативные умения и их развитие у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать конструктивные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное, отзывчивое отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра, что является невозможностью налаживания доброжелательных, дружеских взаимоотношений.

Сфера общения традиционно важное направление исследований внимание исследований. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, психолингвистов (А. А. Леонтьев, специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева, 1980, детской и возрастной психологии (B. C. Мухина, Я. Л. Коломинский). Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Андреева Г. М.)

В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация – более широкое понятие по объёму и рассматривается как связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации (B. C. Мухина). В словаре русского языка С. И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными. В толковом словаре русского языка общение связывается со словами «общность», «община». Этот смысл данного понятия может служить и главным критерием подлинного общения человека с другими людьми. Если есть общий контекст, общее поле, это значит, что человек общается. Коммуникация, по мнению психологов – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. В этом определении обращают на себя внимание два момента: 1 - коммуникативные умения — это именно осознанные коммуникативные действия учащихся, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям младшего школьного возраста; 2 - коммуникативные умения — это еще и способность учащихся управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач.

Общим в этих определениях является осознание коммуникативных действий и способность использовать рациональные приёмы в решении коммуникативных задач. При этом в первом определении обращают внимание на осознание, как функцию мышления. Второе определение подчёркивает роль наличия способностей. В педагогике наиболее часто используют первое определение.

По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений (Л. Р. Мунирова).

Психологи выделяют три уровня общения:

- макроуровень, когда общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности. Это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности.

- мезауровень, когда общение предполагает контакты на определенную тему. Реализация темы может осуществляться с одним лицом и группой, может закончиться в один сеанс или потребовать несколько встреч, актов общения и общение в пределах темы имеет начало, середину и окончание, т. е. оно представляется процессом.

- микроуровень, который предполагает акт общения и выступает в роли своеобразной элементарной единицы. Таким актом общения можно считать «вопрос - ответ», рукопожатие, многозначительный взгляд – мимическое движение в ответ. Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованности, законченности, желательности и другое.

В дошкольных образовательных организациях имеются возможности для широкого общения со взрослыми людьми и сверстниками. Рассмотрим формы, условия общения в специально организованных условиях.

1. Беседа. Целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Метод развития связной речи. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего разговорной речи: умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове, обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитание навыков культуры поведения: ребёнок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Речевая деятельность ребёнка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется. Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребёнку приходится всё время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи.

Речевая активность детей в беседе - один из показателей её эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей принимали участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанным, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребёнка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать умению вести разговор.

2. Чтение художественных произведений. Должен быть обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями, требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идё т работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонация); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения.

Подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Объяснение незнакомых слов - обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходимо общение по поводу содержания, литературного произведения, личного отношения детей к поступкам героев и др. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев, дети начинают понимать состояния персонажей.

3. Игра. Игра - педагогическая азбука общения. Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. В игре формируются начальные формы речевого этикета, самооценки, межличностных отношений, коммуникабельности. В игре происходит развитие паралингвистических средств общения: движений, жестов, мимики, пантомимики. С помощью игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в игре могут быть различные жизненные ситуации. В играх, особенно развивающих, успешно формируются такие коммуникативные умения как умение соблюдать правила культуры общения; умение употреблять и соотносить средства вербального и невербального общения; эмоционально и содержательно выражать мысли, воздействовать на собеседника, используя жесты, мимику, пантомиму.

Таким образом, содержание коммуникативных умений, представляющих собой сложные, осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности к общению, определяется с учетом функций и структуры коммуникативной деятельности. По содержанию данные умения у старшего дошкольного возраста объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные умения и умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, подбирать вербальные и невербальные средства, оценивать результативность общения. Важными условиями и факторами развития коммуникативных умений выступают все виды деятельности, ведущее место среди которых занимает игра.

Публикации по теме:

Художественное-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста «Художественное - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.» В последние годы возросло внимание к проблемам теории и.

Развитие ЭМП у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию занятие для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию ориентировки в пространстве. Тема: Знакомство.

Игры для детей дошкольного возраста для развития умения общаться Развитие коммуникативных способностей ИГРА «СОВУШКА - СОВА». Цель: формирование внимания, воспитание выдержки. Возраст: дети дошкольного.

Коммуникативные игры для развития навыков общения детей дошкольного возраста «Пожелания» Цель: воспитывать интерес партнера по общению. Материал: «палочка пожеланий» Ход: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?.

Коммуникативные игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Коммуникативные умения дошкольников и игра Аннотация: В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности,.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Познавательный.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех представителей живого мира.

Развитие –вокальных способностей детей Старшего-дошкольного возраста. В этой статье мы рассмотрим эту тему с разных сторон по нескольким этапам формирование развитие вокальных способностей у детей. 1. Кратких.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 1. Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные умения и их развитие у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 22:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативные умения и их развитие у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наташа Краснова (УИ 361163) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД