Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников и способы их развития на внеурочных занятиях

Анастасия Луговская
Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников и способы их развития на внеурочных занятиях

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО…

Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников и способы их развития на внеурочных занятиях.

Современное общество невозможно представить без общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы, - так он может заручиться поддержкой, получить сочувствие и помощь в реализации жизненных потребностей и идей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к нашей успешной деятельности, да и жизни в целом.

Формирование умений общения у младших школьников - чрезвычайно важная задача. Придя в школу, ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных умений. Но их уровень развития у каждого ученика различен. Новый век стал эпохой гаджетов, и оттого проблемы общения в реальной жизни только усугубились. Большинство людей уже не могут представить своей жизни без планшета, ноутбука или сотового телефона.

Особенно под влияние гаджетов попадают дети. Парадокс: имея большое количество «друзей» в социальных сетях, они не могут завести диалог со своими одноклассниками. Многим из них трудно вежливо общаться, они не умеют правильно обращаться за помощью к сверстникам и взрослым. Им нелегко удаётся найти общий язык с собеседником и обходить конфликтные ситуации. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке не всегда им под силу.

Как же можно исправить ситуацию? По мнению специалистов, формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников успешнее происходит во внеурочной деятельности. Неформальная обстановка, общее дело способствует процессу сплочения и общения учащихся.

Кстати, изучением проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников серьёзно и обстоятельно занимались известные педагоги-новаторы А. С. Макаренко, Н. Е. Щуркова, Н. П. Аникеева.

Но времена меняются, что требует изменений форм внеурочной деятельности. Традиционно под термином «внеурочная деятельность» подразумевается совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.

Для реализации внеурочной деятельности в начальном образовании доступны игровая и познавательная деятельность, проблемно-ценностное и досуговое общение, художественно-эстетическое и социальное творчество, трудовая и спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.

При любом виде внеурочной деятельности, на занятиях найдется время для проведения игр направленных на установление дружеской и благоприятной атмосферы. Перечислим лишь некоторые из них.

Игра «Давка» способна за короткое время изменить эмоциональную атмосферу в группе, создать обстановку взаимной теплоты. У игры имеется несколько вариантов. Игровая задача - прорваться в битком набитый автобус в «час пик». Кресла, стулья в комнате сдвигаются спинками к центру для создания ограниченного пространства. Образовавшаяся площадка должна вместить всю группу без одного человека. Ведущий – «водитель» - объявляет остановки, открывает двери, отодвигая один стул, и закрывает двери через небольшой промежуток времени. Нужно, чтобы в данное пространство вместилось как можно больше участников.

Игра «Определи вслепую» способствует снятию эмоционального напряжения в группе, улучшению настроения. Играющие сдвигают стулья в круг и усаживаются. Важно, чтобы между стульями не осталось свободного места. Стульев в круге на один меньше, чем участников. Один из игроков стоит в центре круга с завязанными глазами. Его задача - определить, кто где сидит. Для того, чтобы отгадывающий не использовал зрительную память, его или слегка раскручивают (либо сидящие пересаживаются на другие места). Отгадывающий поочередно подходит к участникам. Тот игрок, к которому подошел ведущий, должен произнести короткое «бип!». После этого отгадывающий должен назвать имя человека, произнесшего слово.

Игра «Прошлое, настоящее и будущее» уместна как для сложившейся группы, так и для коллектива новичков. В кресло, расположенное в центре, приглашается кто-либо из желающих. Остальные некоторое время внимательно разглядывают его, всматриваются, изучают. Затем участники по очереди делятся впечатлениями, которые вызвал у них игрок, сидящий в центре. Эти впечатления целесообразно структурировать. Сначала участники сообщают сидящему свои догадки о том, каким он был в раннем детстве, какими ласкательными и уменьшительными именами звала его мама, как его дразнили в школе, каким характером он отличался. Центральный игрок не может вступать в разговор. Он лишь слушает и пытается отслеживать собственные впечатления и эмоции.

В завершение отметим, что внеурочная деятельность способствует развитию коммуникативных учебных действий. Ребята учатся помогать и поддерживать друг друга, высказывать своё мнение, в общении с одноклассниками происходит преодоление трудностей. Правильно подобранные игры способствуют установлению теплой атмосфере в коллективе. Педагог должен помочь ребенку прийти к пониманию того, что человеческое общение в реальной жизни гораздо искреннее и интереснее электронных игрушек и Интернета. Нужно стараться, чтобы каждый ребенок почувствовал свои успехи и увидел положительные результаты своих действий.

Анастасия Луговская,

студентка ТГПУ.

Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников и способы их развития на внеурочных занятиях
Публикации по теме:

Консультация «Агрессия младших школьников» В последнее время родители стали чаще обращаться за консультацией «Ребенок агрессивен, что делать?». И действительно, возраст проявления.

Картотека игр для развития коммуникативных навыков младших школьников Игры-ситуации Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои.

Профилактика нарушений осанки у младших школьников Методическая разработка по теме: «Профилактика нарушений осанки у младших школьников» По данным Министерства образования и Министерства.

Основные условия развития творческих способностей младших школьников Основные условия развития творческих способностей младших школьников Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании.

Особенности развития творческих способностей младших школьников Особенности развития творческих способностей младших школьников Младший школьный возраст 8 - 9 лет определяется важным внешним обстоятельством.

Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы» Цели: 1. Выяснить причины неуспеваемости учащихся; 2. Помочь родителям искоренить эти причины. Задачи: 1. Разработать совместно с родителями.

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности на музыкальных занятиях Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 Комбинированного вида» города Пикалево проект «Способы.

Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории города Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях.

Изучение познавательного интереса младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка Постулат. 2017. №10 ISSN 2414-4487 УДК 376 Аннотация В статье представлены результаты изучения познавательного интереса младших школьников.

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Развитие фонематических процессов у младших школьников» Тема: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Развитие фонематических процессов у младших школьников». Цель: развитие.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников и способы их развития на внеурочных занятиях
Опубликовано: 28 апреля 2018 в 07:11
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

Конспект ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «День народного единства»
Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину. Задачи: обучающие: расширять представления детей о территории России,...
Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»
Уважаемые родители, ваш ребенок еще не школьник, но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи, будущего первоклассника. Ведь главная ее...
Работа по методике развития чувства ритма у детей 5–8 лет «Ритмический лес»
Подготовил и разработал: Музыкальный руководитель МАДОУ №8 г. Сухой Лог Карпуков Д. М. «Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно...