Папки-передвижки

Концепция гендерного воспитания дошкольников

Елена Алексеевна Бажина
Концепция гендерного воспитания дошкольников

Условия реализации концепции гендерного воспитания дошкольников.

Давайте поговорим об аспектах гендерного воспитания детей в условиях ДОУ. Проблема формирования гендерной идентичности в дошкольных учреждениях сегодня актуальна, как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлены без учёта гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер.

Публикация «Концепция гендерного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Актуальность гендерного подхода к воспитанию обусловлена также важнейшей задачей современного образования - социализацией подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности. Ведь целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе, вне зависимости от половой принадлежности

Таким образом, гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Кто же является участниками гендерного воспитания и какова их роль?

1. Семья. Ребенок, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. 2. Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой. 3. Врач. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей и родителей области медико-гигиенических вопросов полового воспитания. 4. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение: сверстники, взрослые, музыканты, песни, которые ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т. д.

Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего с этими стереотипами. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.

Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось в соответствии с патриархальными традициями и культурой. Современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Однако семья, в разрез социальным запросам общества, внедряет в сознание детей устаревшие гендерные нормы и создает представления о том, какими должны быть «настоящие» мужчины и женщины. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка, порой являясь полезными для него, а чаще всего - вредными социальными привычками.

1. Первая группа – это стереотипы маскулинности – фемининности. В нашей культуре за мужчиной закреплены такие качества как активность, ориентация на достижения, доминантность, агрессивность, уравновешенность, сдержанность, стремление к успеху. Женщина по распространенным представлениям должна быть мягкой, пассивной, ведомой, экспрессивной, эмоциональной и эмпатичной.

2. Другая группа стереотипов касается содержания труда мужчин и женщин: традиционной для женщин считается деятельность обслуживающая, исполнительская; для мужчин же характерна деятельность инструментальная, творческая, руководящая.

3. Третья группа стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главные роли – профессиональные, для женщин – семейные. Мужчина должен стремиться к построению карьеры, женщина – выйти замуж, иметь детей и вести домашнее хозяйство.

Эти нормативные идеалы мужественности и женственности становятся препятствием на пути развития индивидуальности и личностного потенциала дошкольников и все чаще вступают в противоречие с изменениями, происходящими в жизни всех индустриальных стран, включая и современное российское общество.

Какие же условия могут быть созданы педагогическим коллективом ДОУ для успешной реализации концепции гендерного воспитания? Работу по становлению гендерной идентичности детей можно вести по следующим направлениям: дополнение зон самореализации детей (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков к самообслуживанию); организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности; снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств; создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки; создание условий для тренировки межполовой чувствительности, эмпатии (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями); привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола.

Гендерная принадлежность ребенка может проявляться по-разному, и индивидуальные проявления необязательно совпадут со стереотипными (полоролевыми) представлениями окружающих о поведении девочки и мальчика.

На практике, если модель поведения девочки больше тяготеет к мальчишескому типу, это не означает, что она маскулинна. Возможно, в семье старший брат, поведению которого она подражает. А мягкий, пассивный, робкий мальчик – это не всегда результат пресловутого «женского» воспитания. Если в результате ваших наблюдений прослеживается феминнный тип, значит, не нужно искусственно «подтягивать» малыша к маскулинной модели. Он прекрасно реализуется в социуме, поскольку обладает такими качествами, как чуткость, артистизм, спонтанность, способность к быстрому восприятию материала, развитая речь. Среди девочек чаще, чем среди мальчиков встречаются андрогинны. Это удивительные дети! Не пропустите определение их типологии! Ведь андрогинны чаще всего имеют опережающее развитие.

В процессе формирования гендерной принадлежности дошкольника педагогам ДОУ необходимо определить гендерный состав детей группы; учитывать гендерную составляющую игр и игрушек для детей разного пола; выявлять различия в усвоении знаний детьми с различной гендерной доминантой; ориентироваться в предпочтительных видах деятельности детей с различной гендерной доминантой; знать собственную гендерную доминанту и понимать специфику собственного гендерного стиля общения (это важно, поскольку педагогу более понятны дети «своего» гендерного типа).

Методологической основой гендерного подхода является гендерная типология, отражающая набор индивидуальных проявлений личности ребенка независимо от его половой принадлежности. (В. Д. Еремеева, С. В. Железнова, И. Г. Малкина-Пых и др., в соответствии с которой выделяют: маскулинный, феминный, андрогинный и недифференцированный типы. С точки зрения гендерной типологии не существует «плохих» и «хороших» типов. Дело в другом: дети каждого гендерного типа для успешного развития и реализации личностных черт требуют индивидуального подхода.

При организации и проведении занятий педагогу необходимо учитывать не только психологические особенности мальчиков и девочек: девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях физкультурой. Поэтому надо строить учебно-воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражаются на развитии самооценки.

Непосредственно образовательная деятельность будет целенаправленно способствовать формированию гендерной принадлежности детей, если педагог сможет:

- видеть детей различных гендерных групп и предъявлять объективные требования к ним; учитывать разницу в концентрации внимания детей феминной и маскулинной гендерных групп (готовность одних к восприятию и запоминанию материала сразу же, в начале занятия и неготовность других к активизации внимания в течение 9 минут после его начала);

- опираться на высокую поисковую способность маскулинной группы детей; если распределяем детей на подгруппы, то производим это на основании их деления на «идейных» детей (маскулинных) и тех, кто будет идею воплощать, делать мелкую работу (феминных);

- опираться на высокую речевую способность феминных детей: предоставлять им возможность для дачи развернутых ответов, знать, что ребенок всегда хочет нравиться всем окружающим, в том числе педагогу; стараться быть деликатным с такими детьми в вопросах личного характера;

- давать возможность маскулинным детям занимать лидерские позиции и при оценке деятельности учитывать, что, когда такие дети создают много шума, это не является сознательным нарушением дисциплины; оценивать следует не только конечный результат (он не всегда аккуратный, но и креативные идеи;

Какова специфика гендерной принадлежности при организации игрового пространства и обеспечении детей игровым материалом с учетом их интересов?

Для феминной группы следует подбирать эмоциональный, привлекательный и яркий материал, а игрушки располагать на расстоянии «вытянутой руки». Такие дети хорошо поймут и запомнят то, что смогут потрогать руками.

Для маскулинной группы игровой материал должен иметь немного агрессивный вид и сложную конструкцию и способствовать развитию пространственных ориентаций. Эти дети поймут и запомнят, если проявят способность выявлять и реализовывать все свойства предмета (игрушки). Этой потребностью искать дополнительные возможности предмета объясняется частая ломка игрушек данной категорией детей.

Андрогинная группа справится с игровым атрибутом в виде дидактических игр. Такие дети считаются «условно одаренными», их познавательные способности выше средних и позволяют решать обучающие задачи в любой деятельности.

Для детей недифференцированной группы нужны потешки, стихи, проблемные ситуации, в которых показывается образец стереотипного мужского или женского поведения. Такие дети нуждаются в дополнительных условиях для формирования или закрепления гендерной принадлежности.

Решение проблемы гендерной идентификации заключается не только в формировании мужских и женских качеств, но и в воспитании качеств, свойственных обоим полам (доброта, трудолюбие, любовь к родному дому). Развитие в девочках и мальчиках качеств, присущих противоположному полу, расширяет для них диапазон общечеловеческого, раздвигает рамки стереотипов, дает больше возможности для реализации себя как личности. Большую помощь окажет созданная педагогом «Методическая копилка» по полоролевой и гендерной социализации.

Основными элементами Вашей «копилки» могут стать картотека сюжетно-ролевых игр, русский фольклор, консультативный материал для родителей и педагогов, художественная литература; беседы, моделирование ситуаций для девочек и мальчиков; НООД «Мы все разные. Какой я?», «Путешествие в страну профессий», «Мальчики и девочки. Чем мы похожи, чем отличаемся», «Мужские и женские профессии»; загадки о деятельности мужчин и женщин, о частях тела, о животных и их детенышах.

Особая роль отводится дидактическим играм гендерной направленности:

- «Волшебные имена (Василиса Премудрая)», «Назови ласково», «Самые заветные слова», «Что сначала, что потом» (развитие человека, растений, животных, «Назови самую смелую профессию», «Что будет, если… (на земле останутся одни дети); «Про кого я говорю?», «Самая добрая профессия», «Кто как одевается?»;

- игры на развитие эмпатии: «Тень», «Путник и камень»; символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций; игры-театрализации; социо-игра «Скажи по-разному, изобрази по-разному»; маски: сделай себе из бумаги маску и представься. Использование приема «Вход в картину». Рассказы эмпативного плана: «Я бабушка», «Я новенький»;

- игры – состязания, например, «Кто душевнее споет колыбельную песенку, расскажет сказку сыну (дочке?», «Кто больше назовет старинных предметов быта?», «Кто лучше нарисует наряд мужчины (женщины)», «Кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми героями».

- в словесной игре «Волшебная корона» девочки, по очереди примеряя корону Принцессы, называют черты характера, присущие женщинам; а мальчики, примеряя корону Принца – присущие мужчинам. В игре «Оживи предмет» происходит развитие воображения и фантазии. Представьте, кем бы мог стать предмет, если его оживить (мужчиной или женщиной, наградить его соответствующими чертами характера). Например, подушечка – сонная, спокойная, ленивая девочка; меч – сильный, смелый, отважный воин, Матрешка – хохотушка, Мячик – веселый мальчик).

На основе гендерного подхода взаимодействие педагога ДОУ с семьей воспитанников предоставляет огромные возможности для реализации разнообразных форм индивидуальной и групповой работы. Инструментарий взаимодействия таков: видеоанализ, дидактическая игра, тренинг, совместные тематические мероприятия, развлечения, консультации, портфолио семьи и пр.

Тематика взаимодействия достаточно широка: «Особенности воспитания в семье разнополых детей», «Гендерная принадлежность игрушек», «Маленькие рыцари и принцессы», «Механизмы гендерной социализации», «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста различных гендерных типов», «Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном детстве как средство усвоения половой роли», «Гендерная мозаика», «Растим будущего семьянина!», «Растим будущую хозяйку!», «Как воспитать в девочке женские качества» ; «Тепло родного очага», «Дочки-сыночки»; кружковая работа с детьми – «Самоделкин», «Мастерица», к которой, кстати, можно привлечь бабушек и дедушек.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что с практической точки зрения влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико. У детей формируются:

• гендерно - ориентированное поведение;

• навыки гендерной идентичности и гендерной социализации;

• нравственные качества, принятые в обществе;

• развиваются коммуникативно-речевые навыки;

• развиваются мышление, память, воображение.

Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости, что приведет, в конечном итоге, к всестороннему развитию личности.

Только методичная и целенаправленная работа по применению гендерного подхода ко всем видам детской деятельности будет способствовать формированию гендерной принадлежности каждого ребенка во всем ее разнообразии.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников Маленькая Родина все равно, Большая, ведь она единственная. Ж. Ренар Моя малая.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Мини-музей в системе воспитания дошкольниковМини-музей в системе воспитания дошкольников Создание мини – музея Беседуя с детьми о том, что такое музей, каким он бывает, я столкнулась с проблемой. Оказывается, очень мало детей.

Проект «Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода» Тема проекта: «Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода» Продолжительность.

Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Роль гендерного воспитания в развитии игровых интересов старших дошкольников Проблема воспитания мальчиков и девочек с позиции гендерного подхода является актуальной на сегодняшний день. В педагогике на первое место.

Сказки как средство экологического воспитания дошкольников В век нанотехнологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за красотой природы. Нехватка общения детей с природой,.

Способы реализации гендерного подхода в воспитании старших дошкольников В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как.

Технологии интерактивного обучения и воспитания дошкольников Технологии интерактивного обучения и воспитания дошкольников (комментарии к презентации) 1 слайд Технологии интерактивного обучения и воспитания.

Закаливание в системе физического воспитания дошкольников Сообщение на педчасе. Закаливание в системе физического воспитания дошкольников январь 2016 г. Воспитатель: Ванькаева Н. Б. Закаливание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Концепция гендерного воспитания дошкольников
Опубликовано: 31 июля 2016 в 14:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД