Получи документы

Концепция педагогического опыта «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством различных видов театра»

Елена Быкова
Концепция педагогического опыта «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством различных видов театра»

Концептуальное изложение педагогического опыта

«Авторская идея в педагогической практике»

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством различных видов театра»

Театр — это волшебный край, в котором ребёнок

радуется, играя, а в игре он познает мир

С. И. Мерзлякова

Публикация «Концепция педагогического опыта „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством различных видов театра“» размещена в разделах

С поступлением ребенка в детский сад в его жизни происходит множество изменений: новый режим дня, отсутствие родителей, постоянный контакт со сверстником, другой стиль общения. Все эти изменения «обрушиваются» на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, проявлению страха, отказу от еды, сна, частым болезням. Задача взрослого – сделать процесс адаптации менее болезненным для ребенка.

Среди возможных средств успешной адаптации (игровая деятельность, художественная деятельность, образовательная деятельность и др, по мнению многих исследователей (А. В. Щеткин, М. Д. Маханева, С. И. Мерзлякова, особого внимания заслуживает театрализованная деятельность, ведь она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Однако анализ практики показывает, что в период адаптации для воспитанников организуются виды деятельности, которые не вызывают у детей особый интерес, эмоциональную отзывчивость; так достаточным действием в данный период педагоги зачастую считают присмотр и уход за малышом. В результате процесс адаптации становится более болезненным, продолжительным и зачастую травмирующим психику ребенка.

Как показывает опыт, театрализованная деятельность активно используется в образовательном процессе дошкольников, но её адаптационные возможности зачастую остаются невостребованными в реальной практике образовательного учреждения. Все это свидетельствует о том, что вопросы использования разных видов театра как средства адаптации детей раннего возраста до настоящего времени не раскрыты в полной мере.

Исходя из актуальности, темы работы возникло противоречие между необходимостью обеспечения успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада и недостаточной разработкой педагогических условий организации данного процесса через театрализованную деятельность.

Недостаточная разработка проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством разных видов театра и ее несомненная актуальность для практики дошкольного образования, послужила основанием для выбора главной идеи педагогического опыта – определить педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством различных видов театра.

В основу концепции положены следующие понятия: адаптация, адаптационные возможности, разные виды театра.

А. И. Захаров рассматривает адаптацию как приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

В исследованиях Л. Н. Галигузовой, Р. Р. Калининой, Е. О. Смирновой рассматриваются три степени тяжести прохождения адаптационного периода.

Легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения. К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими и с взрослыми не нарушаются.

Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, есть признаки психического стресса. Нарушение в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким у ребенка - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встречи.

Тяжелая адаптация — длительность от 2 до 6 месяцев. Ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким людям эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия.

Еще одно понятие, которым мы руководствуемся в нашей работе - адаптационные возможности - процесс развития организма и формирования его здоровья на всех возрастных этапах. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое существование и совершенствование в течение ряда лет. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка в процессе развития формируется и возможность к социальной адаптации, но организм маленького человека характеризуется эмоциональной незрелостью, приспособляемость к изменяющимся условиям среды несовершенна.

Анализ литературы (Давыдова О. И., Майер А. А) показал, что успешность протекания процесса адаптации связана с повышением адаптационных возможностей организма воспитанника. Соглашаясь с И. П. Кошманской, мы утверждаем, что адаптационные возможности формируются посредством разных видов театра :

- во-первых, в театральных играх более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика;

- во-вторых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Вслед за Сорокиной Н. Ф., Миланович Л. Г. и другими, мы полагаем, что театрализованная деятельность в адаптационный период помогает детям раннего возраста преодолеть негативные эмоциональные переживания, неуверенность, замкнутость и депрессивность.

Мы считаем, что в период адаптации ребенка к жизни в детском саду театрализация способствует решению следующих задач:

1. Через театрализованную деятельность быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятна, предсказуема и значима, что укрепляет его «базисное доверие к миру».

2. В играх с театром происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, также испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. Через театр, взаимодействуя со взрослым и сверстниками, ребенок более быстро и осмысленно осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В театрализованных играх ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию «Расставание с родителями, встреча с неизвестным», осваивает позитивные способы поведения.

Губанова Н. Ф., предлагает множество способов организации детской деятельности в процессе использования театра : театр на ложках, театр на подушках, ножной театр, театр на стаканчиках, театр на фланелеграфе, театр масок, театр кукол, пальчиковый театр, магнитный театр, книжный театр, театр шапочек, театр из картона, бибабо, конусный театр, настольный театр, театр матрешек, театр игрушек, варежковый театр, платочный театр и т. д., с использованием различных игрушек, с разыгрыванием уже известных сказок.

Основываясь на трудах Натальи Федоровны Губановой, мы создали систему работы по использованию разных видов театра в период адаптации воспитанников к условиям детского сада. Данная система была заложена в перспективный план «Адаптация детей к условиям ДОУ с помощью различных видов театра». План рассчитан на летний период, в полной мере соответствует тематическому плану группы детей раннего возраста и раскрывает суть работы в процессе основных режимных моментов (приложение).

В ходе реализации выше указанного перспективного плана, опираясь на труды Майи Давыдовны Маханевой, мы предполагали получить следующие результаты работы:

1. В плане установления взаимоотношений с воспитателем:

- ребенок охотно идет от матери к воспитателю;

- улыбается, радуется, когда видит воспитателя;

- успокаивается от общения с воспитателем;

- ребенок обращается за помощью к воспитателю.

2. В плане привыкания к новой обстановке и умении ориентироваться в ней:

- ребенок знает расположение и назначение комнат;

- знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, верхняя одежда.

3. В плане привыкания к новой организации жизни:

- ребенок легко подчиняется режиму (хороший аппетит, спокойный сон);

- сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.

4. В плане установления правильных взаимоотношений со сверстниками:

- ребенок охотно играет с детьми;

- спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;

- ребенок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.

5. В плане эмоциональной сферы:

- у ребенка появились положительные эмоции (радость, удивление);

- снизилось проявление отрицательных и негативных эмоций (плаксивость, страх, агрессия, тревожность, обида, злость, гнев).

Первый этап реализации перспективного плана - подготовительный (май 2018 года) - был направлен на методологическую и психологическую подготовку родителей. Перед тем, как принять ребенка на адаптацию, с родителями проводился цикл бесед и практических мастер-классов, направленных на формирование готовности родителей к принятию новой социальной роли их ребёнка.

Также на данном этапе шла подготовка развивающей предметно – пространственной среды в группе. Все необходимые материалы и атрибуты для театрализованной деятельности создавались и размещались с учетом ФГОС ДО в плане обеспечения:

• игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех воспитанников, экспериментирования с доступными детям материалами;

• двигательной активности, в том числе развития крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

• возможность самовыражения детей.

Основной этап работы - реализации перспективного плана охватывает период с июня по август 2018 года (приложение 1).

Практика предыдущей работы в плане организации адаптационных мероприятий показала, что поведение детей в период адаптации разное, но чаще всего оно проявляется следующим образом:

- утром, когда ребенка приводят в детский сад, он с трудом расстается с родными;

- весь день ожидает прихода родителей, плачет;

- отказывается от любых предложений воспитателя;

- не хочет играть с детьми;

- не садится за стол, протестует против еды;

- протестует против укладывания спать;

- отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть.

Наблюдения за воспитанниками 2017 года в плане определения степени тяжести прохождения адаптационного периода, дали нам следующие результаты:

Легкая степень адаптации Средняя степень адаптации Тяжелая степень адаптации

40 % 41 % 19 %

Учитывая выше изложенное, с целью предотвращения негативной реакции на незнакомое окружение, мы организуем деятельность детей через вовлечение их в процесс театрализованной деятельности.

Появление сказочных героев помогает в создании положительной атмосферы в группе, вызывает интерес дошкольников к взаимодействию с ними. На протяжении всего периода адаптации воспитанников сопровождают постоянные сказочные герои Зайчик и Белочка, которые возникают в самые тревожные для ребенка моменты, отвлекают от неприятных эмоций и ощущений, вызывают удивление и мотивируют на интересную совместную деятельность.

Герои Зайчик и Белочка – представители театра ног. Они имеют некоторое превосходство перед персонажами других видов театра. Так как эти куклы надеваются на ноги, они находятся на уровне глаз ребенка, двигаются рядом с ним, создают ощущение реалистичности, самостоятельности действий. При имитации движений Зайчика и Белочки свободны руки воспитателя, что позволяет ему одновременно совершать действия не связанные с данными персонажами (успокоить плачущего ребенка, оказать помощь воспитаннику в чем - либо, параллельно организовать любой вид деятельности). Изменение настроения героев с помощью изображения мимики (веселый, грустный) позволяет педагогу создать ситуацию сопереживания. Наличие у персонажей карманов, сумочек помогает необычным способом преподнести детям любой дидактический материал и организовать дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь» и т. д. Кроме того, манипуляция с различными застежками на костюмах этих героев способствует развитию мелкой моторики рук воспитанников.

В течение всего дня Зайчик и Белочка то появляются, то уходят из группы в поисках новых знаний, то создают проблемные ситуации, вовлекая детей в процесс игры и познания.

В моменты отсутствия главных героев подключаются персонажи других видов театра (см. приложение 1).

В процессе реализации перспективного плана мы учитывали следующее:

1. Особое внимание уделялось вновь прибывшему ребенку, подгруппы формировались с учетом включения в них детей адаптированных к жизни в детском саду, для того чтобы новичок мог выполнять игровые действия по подражанию или из любопытства.

2. При проведении различных режимных моментов мы не придерживались жестких временных рамок.

3. Внимательно следили за реакцией ребенка, при проявлении негативного отношения или усталости театрализованная деятельность ненавязчиво завершалась.

4. Вначале главная роль отводилась театральным персонажам : они демонстрировали правила общения, способы действия в разных ситуациях, затем, постепенно дети вовлекались в диалог, процесс взаимодействия с персонажами, взрослыми, друг с другом.

5. Для начала и окончания совместной деятельности мы выработали особый ритуал приветствия и прощания, в этом нам помогали главные герои, любимые детьми Зайчик и Белочка.

Анализ результатов внедрения перспективного плана «Адаптация детей к условиям ДОУ с помощью различных видов театра» показал, выявленные на начальном этапе адаптации формы поведения воспитанников раннего возраста (раздражительность, подавленность, агрессивно-разрушительные реакции, плач, крик, нежелание идти на контакт со взрослыми и сверстниками) исчезли, дети стали охотно идти от матери к воспитателю, улыбаться, радоваться, запомнили расположение и назначение комнат, предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, верхняя одежда, стал легко подчиняться режиму (хороший аппетит, спокойный сон, сохранение положительного настроения не только около взрослого, но и играя самостоятельно).

Сравнивая результаты наблюдения за воспитанниками 2017 и 2018 годов, в плане определения степени тяжести прохождения адаптационного периода, мы сделали вывод, что процесс адаптации более безболезненно прошел у детей, пришедших в детский сад в 2018 году, именно в период реализации перспективного плана «Адаптация детей к условиям ДОУ с помощью различных видов театра».

Год Легкая степень адаптации Средняя степень адаптации Тяжелая степень адаптации

2017 40 % 41 % 19 %

2018 45 % 52 % 3 %

Таким образом, адаптация детей к условиям ДОУ с помощью различных видов театра определяется следующими педагогическими условиями :

- разработка и реализация перспективного плана «Адаптация детей к условиям ДОУ с помощью различных видов театра», направленного на организацию режимных моментов в течение всего дня;

- создание развивающей предметно – пространственной среды.

Новизна педагогического опыта :

- обоснована возможность адаптации детей к условиям ДОУ с помощью различных видов театра;

- введены постоянные герои – представители театра ног Зайчик и Белочка.

- разработана и проверена совокупность педагогических условий адаптации детей с помощью различных видов театра.

Практическая значимость педагогического опыта :

- разработан и реализован перспективный план «Адаптация детей к условиям ДОУ с помощью различных видов театра»;

- создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая использованию разных видов театра.

Применение результатов педагогического опыта, направленных на совершенствование качества дошкольного образования путем создания специальных условий в ДОУ возможно в практической деятельности педагогов дошкольного образования, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дошкольной образовательной организации.

Перспективы работы:

- расширение возможности перспективного плана с учетом активного участия в театральной деятельности родителей воспитанников;

- создание картотеки: «Образовательные ситуации», включающей варианты организации детской деятельности с помощью разных видов театра;

- создание электронной папки - накопителя конспектов и сценариев мероприятий, направленных на распространение педагогического опыта «Адаптация и театр»

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Роль различных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возрастаРоль различных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Концепция педагогического опыта «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством различных видов театра»
Опубликовано: 21 февраля 2023 в 11:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД