Лучший педагог года

Конспект занятия «Загляни в историю хакасского народа» (2 фото)

Татьяна Шелепова
Конспект занятия «Загляни в историю хакасского народа»

Интерактивная этно квест - игра

«Загляни в историю хакасского народа» (для детей 6-7 лет)

Цель: создание условий для формирования у дошкольников чувства патриотизма: рассказать о традициях и обычаях хакасского народа.

Задачи:

Образовательные задачи:

-создать условия для ознакомления детей с традициями хакасского народа,

-содействовать расширению представлений о родном крае, его столице, городах;

Развивающие задачи:

-способствовать развитию интереса к хакасскому народному творчеству, промыслам, традициям;

Публикация «Конспект занятия „Загляни в историю хакасского народа“» размещена в разделах

-создать условия для развития чувства ответственности и гордости за свою малую Родину.

Воспитательные задачи.

-способствовать развитию нравственных качеств: самостоятельности; взаимопомощи; дружбы.

-создать условия для формирования толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Предшествующая работа: разучивание хакасских игр, загадок, пословиц, чтение хакасских народных сказок, рассматривание альбомов с городами Хакасии, заучивание стихов, рассматривание хакасских узоров, выполнение аппликации с использованием хакасского орнамента, просмотр презентаций и фильмов по проектору в группе.

Оборудование: женский национальный костюм, музыкальное сопровождение, тулуп – мешок, письма, талган, ленты красного и синего цвета для игры, 2 платки, ленты для обряда.

Ход:

Организационный момент. Эмоциональный настрой детей.

Тихо звучит хакасская национальная мелодия.

Татьяна: Ребята, давайте поздороваемся на хакасском языке.

Изенер (в переводе – здравствуйте, ребята!

Дети: Изенер, и встают в круг.

Татьяна: Дети, а давайте поприветствуем друг друга на хакасском языке, с помощью игры. «Назови ласково» (по методу рефлексии).

Дети встают в круг, кладут руку на сердце и называют себя ласковым именем.

Мин (по- хакаски-Я) – Василиса, Мин (по хакаски - Я)-Кира

Татьяна: «У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами одна большая крепкая и дружная семья. (дети садятся на стульчики).

Татьяна: Раз, два, три, повернись и в Ымай -Иджи превратись.

Приходит в гости покровительниц ЫМай -Иджи (рассказывает легенду)

(Ымай – душа, Идже-мать)

Ымай: Здравствуйте, дети и взрослые, Изеннер Хомай ипчи (по хакаски -доброе утро) .

Послушайте мой Тахпах- (в переводе - приветствие,благопожелания)

Я богиня плодородия, материнства и семейного очага.

По легенде, на белой горе живет покровительница, прекрасная как лучи солнца, светлая как горные снега. Своими белыми заботливыми крыльями Ымай укрывает горы. Ымай в образе лебедя могла спускаться по радуге и плавать по воде, ходить по земле и подниматься по горам до белых облаков

С давних времен существует у нашего народа обычай. Приходить в гости с тулупом. Им встречали и провожали гостей.

Ымай: Ребята, а вы знаете, как встречать гостей или что брать, когда идешь в гости (ответы детей).

Ымай: Чахсы (в переводе - молодцы, хорошо)

Ымай: Ребяьа, посмотрите, как вы думаете, что это такое? Так может, кто- то догадался из вас, что такое Тулуп.

Тулуп –это мешок из шкуры животного в него укладывали угощения (подарок). А раньше когда люди жили в юртах в таких мешках хранили продукты. (Ит - в переводе «мясо», Халас (хлеб, Комячег (масло, Хаш (колбаса) и многое другое.

Ымай: И в моем тулупе что-то есть. Я принесла вам Талкан. Кто знает что это? Ответы детей.

Ымай: Чахсы (хорошо, молодцы). Да –это обжаренное зерно крупного помола. Если есть дома талган, голодным никто не будет, из него можно приготовить и кашу и вкусное печенье.

Ымай: А еще у меня для вас есть сюрприз (достает письма).

Предлагает детям выбрать первое письмо. (Далее дети выбирают письма).

Ымай: проводит игру. У хакасского народа был обычай.

Юрту строили там, куда упадет кусочек хлеба и как упадет - если корочкой вверх, то хорошее место, если корочкой вниз, то корочку кидали снова.

Подвижная игра Саасхан «Построй юрту».

(разделиться лентами по цвету на две команды).

Дети по пять человек двигаются по кругу под музыку друг за другом.

Как только музыка остановится – четверо игроков быстро поднимают платок за уголки, а пятый должен забежать в центр и руками поднять середину платка - это будет дымоход. Побеждает та команда, кто построит юрту быстрее всех.

Ымай: Чахсы (в переводе – хорошо, молодцы, (дети присаживаются на стулья).

Смотрите, ребята, у меня корочка упала на это место, где стоит наша юрта.

Игра «Что вы знаете о Хакасии»

-Что такое Юрта?

-В какой республике вы живете?

-Столица Хакасии?

-Какие города еще есть в нашей республике?

-Как называют национальность людей, живущих в Хакасии?

-Как называется самая высокая гора, которая находится в г. Абазе?

-Как называется река в нашем городе? и др.

Ымай: А может кто – то из вас, ребята, знает стихотворения о Хакасии?

Ымай: проводит экскурсию в Иб (в переводе -юрта).

Хакасская юрта–это микрокосмос. Купол составляли стропила, соединявшиеся в круг дымохода, который располагался строго над очагом. Днем в нем виднелось синее небо, а ночью звезды. Ну а в юрте хозяйничала женщина. Она должна была создавать уют и учить девочек всему, что умела сама: шить, вышивать, делать украшения, готовить пищу, даже музыкой заниматься.

Как говорится в пословице: «Чему научатся в гнезде, то и делают в полете».

Ымай: Ребята, я приглашаю вас на «Хакасский танец».

Ымай: Чахсы (в переводе - хорошо)

А вот душа юрты – это огонь, гласит хакасская пословица. Утром, пока в огонь не бросят несколько кусочков пищи, из дома никто не выходил. На очаг нельзя было наступать и сметать туда мусор.

Ымай: Можно покормить огонь (каждый кладет не большой кусочек в очаг).

Ымай: А теперь мы можем приготовить печенье (Талкан).

Ымай: Достает из тулупа ленточки.

Затем детям и гостям предлагают принять участие в «Хай пазын» - подвязывание цветных лент (чалома) на священную березу.

Ымай: А почему ленты таких цветов? (ответы детей и взрослых)

- Белая- лента символизирует чистоту дел и помыслов,

- Красная -символ солнца, тепла, жизни и достатка,

- Синий - чистое небо,

- Зелёные ленты - символ здоровья и связи с природой.

Дети вместе с ведущей обходят 3 раза берёзу по ходу солнца, обращаясь берёзе, говорят:

Золотая берёза с золотыми листьями

Месяцем опоясана стоишь.

Серебряная берёза с серебристыми листьями,

Солнцем опоясана стоишь.

На белую грудь – белую чалому,

Небу голубому – синюю чалому.

Просим дать нашим детям

Здоровья и счастья.

Конспект занятия «Загляни в историю хакасского народа»

Дети и гости загадывают желания и завязывают ленты на березу.

ЫМай – Иджи:1,2,3,4,5, повернись, и в детском саду окажись.

Рефлексия:

Фото «Загляни в историю хакасского народа»

-Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

-Что для вас было самым интересным?

-Какие слова на хакасском языке вы запомнили? А что они означают?

-Дети, я благодарю вас, вы молодцы (и говорит на хакасском языке Анымчох (в переводе- до свидания).

Публикации по теме:

Фотоотчёт «В рамках благотворительного марафона «Загляни в глаза ребенку»»Фотоотчёт «В рамках благотворительного марафона «Загляни в глаза ребенку»» Благотворительный марафон «Загляни в глаза ребёнка» в нашем районе проходит ежегодно. Организаторы этого марафона стремятся собрать добрых,.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Конспект ООД в старшей группе детей 6–7 лет «Путешествие в историю — счетные точки на монетах Петра I»Конспект ООД в старшей группе детей 6–7 лет «Путешествие в историю — счетные точки на монетах Петра I» Цель: познакомить детей с оригинальным способом обозначения номинала на монетах Петра I. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с тем, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Загляни в историю хакасского народа»
Опубликовано: 13 марта 2024 в 10:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД