Лучший педагог года

Занятие в средней группе «Чудеса из бересты»

Алла Дягилева
Занятие в средней группе «Чудеса из бересты»

Занятие в средней группе «Чудеса из бересты»

1. Цель: формирование у детей представлений о берестяном ремесле карелов

2. Задачи:

Образовательное направление «Познавательное развитие» :

познакомить детей с этапами заготовки бересты, способами ее применения

в быту

Образовательное направление «Речевое развитие» :

способствовать межличностной коммуникации, развивать речь на основе

знакомства с музейными предметами

Публикация «Занятие в средней группе „Чудеса из бересты“» размещена в разделах

обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками

Образовательное направление «Художественно-эстетическое развитие» :

развивать творческие способности через овладение навыками

материально-художественной и игровой деятельности

Образовательное направление «Социально-коммуникативное развитие» :

воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным

традициям

4. Вещный ряд: кошель, лапоть, туесок, корзина, погремушка-шаршунок, бусы из бересты

5. Опорные слова: лыко, кора, береста, нож-резак.

6. Необходимое оснащение:

костюм Хозяйки

презентация «Чудеса из бересты»

раздаточный материал: кора березы

по 2 кружка красного и зеленого цвета на каждого ребенка

игра «Что было, что стало» ( картинки: лапти – сапоги, кошель – рюкзак, печь – плита, лавка – кровать, сундук – шкаф, ведра с коромыслом – раковина с краном, корыто – стиральная машина)

7. Предварительная работа

– наблюдения за деревьями, сравнение внешнего вида

– знакомство с пословицами, поговорками, загадками о березе, бересте, берестяных изделиях

– рассматривание иллюстраций с предметами из бересты, крестьянской избы

Ход занятия

Дети заходят в избу, кланяются Хозяйке и здороваются.

Хозяйка:

- Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. У меня для каждого найдется местечко (дети рассаживаются на скамейки).

Хозяйка:

- Вот нашлось для всех местечко,

А за мной теперь словечко,

Поведу я свой рассказ,

Удивлю, быть может, вас.

Расскажу про лапоток,

Кошель, короб, туесок.

Мне рассказ свой начинать?

Вы хотите это знать? (ответы детей)

Я вам сейчас прочитаю небольшое стихотворение, и вы скажете, куда мы сегодня отправимся.

Карелия, Карелия!

Родная сторона.

Твои озёра синие.

Как в сказке небеса,

Твои леса зелёные –

Сплошное волшебство.

Люблю тебя, Карелия –

Отечество моё!

Хозяйка:

- Карельский край богат лесами. Недаром его называют «краем зеленого

золота».

- Какие деревья родного края вы знаете? (ответы детей)

- Как помогало дерево человеку? (ответы детей)

Хозяйка (подводит итог, дает новые знания) :

- В старину люди жили в полном согласие с природой. Вся жизнь карелов зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. С деревом, которое укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения.

Хозяйка:

- Сегодня расскажу вам об одном дереве, которое вы очень хорошо знаете.

Загадаю вам загадку, вы мне скажете отгадку.

Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши. (березки)

Хозяйка:

- Береза – одно из красивейших деревьев нашего края, в любое время года, и в любом наряде она прекрасна. Почему березу называют белоствольной? (высказывания детей)

Рассматривание берёзы.

Хозяйка:

- Как вы думаете, чем покрыт ствол берёзы? (высказывания детей)

- Ствол березы покрыт корой. В старину кору называли лыко.

- По-другому кору у березы можно назвать берестой.

(Рассматривание кусочков коры и отрывание бересты).

- Как, вы думаете, где карелы использовали бересту в своей жизни? (предположения детей)

Хозяйка:

- Из березовой коры делали обувь.

- Игрушки для маленьких детей.

- Посуду.

Хозяйка:

- Белая кора березы собирает и хранит тепло солнца. Это доступный материал и хорошо поддается обработке. С давних пор люди заметили это свойство, и стали применять бересту для изготовления различных предметов быта. Хотите знать каких? Я вам расскажу.

Рассказ Хозяйки сопровождается показом презентации «Чудеса из бересты»

Слайд № 2, 3 – заготовка бересты

- Инструментом для снятия бересты служит острый нож-резак. Снятие бересты пластом - самый простой и доступный способ заготовки материала для плетения. Для этого надо:

1. Сделать надрез вдоль ствола и поперек сверху вниз

2. Аккуратно снять бересту вокруг надреза

3. Очистить бересту от грязи.

Слайд № 5 – домашняя утварь

- Издавна в Карелии из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи – плели корзины и короба, туеса. В берестяных туесах хранили мед, ягоду. С берестяными корзинами и туесами ходили по грибы. В такой упаковке все долго оставалось свежим. А еще из бересты делали шкатулки.

Слайд № 8 –лапти

Хозяйка:

-А так же в Карелии из бересты делали обувь.

- Загадаю вам загадку, вы мне скажете отгадку.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди,

И плели из бересты,

А чтоб с ножки не спадали,

Их верёвкой привязали.

(Лапти) (Хозяйка показывает лапоть)

Хозяйка:

- Лапти – это старинная обувь. Давным-давно у карел не было другой обуви, кроме лаптей. Носили лапти и взрослые, и дети. Делали лапти в каждой семье.

Мужчины плели лапти из коры березы. Эта обувь быстро изнашивалась. Если люди собрались в дальнюю дорогу, то брали с собой несколько пар лаптей. До наших дней дошла старинная пословица: «В дорогу идти – пятеро лаптей плести». Обували лапти на портянки и завязывали веревочками.

Подвижная игра «Лиса по лесу ходила»

Дети повторяют слова и движения за хозяйкой:

Лиса по лесу ходила,

Громким голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Мужу двое, себе трое

И детишкам – по лаптишкам.

Слайд № 9 – игрушки

- Прочно вошла береста в «мир детства» в виде игрушек. У каждого младенца были берестяные погремушки. Дети росли и уже играли плетеными из бересты животными, куклами, посудой.

Игра «Верю – не верю»

Детям раздаются кружки красного и зеленого цвета.

-Я буду говорить какое-то утверждение. Если вы согласны с тем, что я сказала, поднимите зеленый кружок. Если не согласны, то красный.

- Из березовой коры делали обувь.

- Карелы бережно относились к деревьям.

- Из бересты делали кровати

- Из бересты делали игрушки

- Из бересты готовили еду

- Из бересты делали корзины

- Из бересты не делали шкатулки

Дидактическая игра «Что было, что стало»

Каждому ребенку дается картинка, где изображен предмет (старинный или современный). Задание: найти себе пару. Затем дети называют изображенное на картинках (в случае затруднений, хозяйка задает наводящие вопросы).

Например:

Раньше на ноги обували лапти, а сейчас (сапоги)

Раньше за спиной несли кошель, сейчас (рюкзак)

Хозяйка:

- Молодцы, ребятки, хорошо занимались и много узнали. Вы расскажете своим родителям, какие чудеса скрывает березка. Порадуете своими знаниями пап и мам.

Прикреплённые файлы:

beresta_1fc5t.pptx | 4982,21 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет новогоднего утренника в средней группе «Новогодние чудеса»Фотоотчет новогоднего утренника в средней группе «Новогодние чудеса» Вчера у нас прошел новогодний утренник. По волшебному лесу путешествовал мешочек. От Зимы он убежал и в волшебный лес попал. Торопился.

Фотоотчет. Утренник в средней группе «Чудеса у новогодней елки»Фотоотчет. Утренник в средней группе «Чудеса у новогодней елки» Новый год – это время волшебства, доброй сказки и ожидания чуда. Один из самых любимых всеми, долгожданных, радостных и душевных праздников.

Сценарий новогоднего праздника в средней группе «Чудеса у ёлочки» Новогодний праздник в средней группе 2019-2020 «Чудеса у ёлочки» Герои и персонажи: (взрослые) 1. Снегурочка – ведущая 2. Дед Мороз 3. Снеговик.

Открытое занятие в средней группе «Шахматные чудеса»Открытое занятие в средней группе «Шахматные чудеса» ель: вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур.

Циклограмма на вторую половину дня «Весенние чудеса» в рамках недели «Весна-красна» в средней группе Полный тематический план по теме недели «Весна-красна» в средней группе (циклограмма на один день). Вторая половина дняТема дня «Весенние.

Проектная деятельность в средней группе «Новый год к нам идёт, чудеса свои несёт» Тема: «Новый год к нам идёт, чудеса свои несёт» Продолжительность проекта: 25.12 – 29.12.2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта:.

Развлечение «Нам сказки дарят чудеса» в средней группе Цель: закрепить, уточнить и систематизировать в игровой форме знания детей о сказках. Задачи расширять словарный запас; формировать навыки.

Сценарий новогоднего утренника в средней группе «Чудеса под ёлкой»Сценарий новогоднего утренника в средней группе «Чудеса под ёлкой» Сценарий Новогоднего утренника в средней группе «Чудеса под ёлкой» Вход под музыку. Вед: За окном ложится снег, Снег пушистый, новогодний.

Сценарий утренника «Новогодние чудеса» в средней группе Сценарий новогоднего утренника в средней группе «Новогодние чудеса» (дети вбегают в зал под веселую новогоднюю песню и встают у стульчиков).

Звездочка из бересты или ленты для украшения подаркаЗвездочка из бересты или ленты для украшения подарка Мастер-класс "Плетение звездочки из бересты, полосок бумаги или ленты". Дорогие коллеги и друзья, предлагаю Вам немного поломать голову.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в средней группе «Чудеса из бересты»
Опубликовано: 20 апреля 2020 в 22:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД