Папки-передвижки

Открытое занятие в средней группе «Шахматные чудеса» (1 фото)

Анастасия Балякина
Открытое занятие в средней группе «Шахматные чудеса»

Шахматные чудеса

Открытое занятие в средней группе «Шахматные чудеса»

ель: вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур.

Задачи:

- учить детей ориентироваться на плоскости, закреплять названия шахматных фигур;

- развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, мелкую моторику рук;

Публикация «Открытое занятие в средней группе „Шахматные чудеса“» размещена в разделах

- воспитывать желание помочь другим, самостоятельность в выполнении задания.

Оборудование и материалы: шахматная доска и шахматные фигуры; магнитная шахматная доска и фигуры; колокольчик; шахматная шкатулка; загадки и вопросы о шахматах; «Волшебный мешочек» с шахматными фигурами; «шапочки» для детей с изображением шахматных фигур; разрезные картинки с шахматными фигурами для игры «Шахматный пазл», карандаши и квадрат с клетками, карточки с шахматными фигурами, медальки.

Предварительная работа: занятия по шахматам, беседы, дидактические упражнения по шахматам, индивидуальная работа, чтение художественной литературы: сказки, стихи, загадки и викторины о шахматах.

Ход занятия:

Звучит музыка, заходят дети.

Воспитатель: Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель:Ребята, сегодня на мой смартфон пришло сообщение от Волшебника шахматного королевства! Давайте прочитаем о чем он пишет.

Сообщение: «Здравствуйте, дети! Очень приятно было слышать, что вы все очень любите игру «Шахматы», много знаете об этой игре и хотите еще больше узнать о шахматах. Мне стало очень любопытно, как много вы узнали о игре «Шахматы» и, поэтому, захотелось испытать вас. Отправляю вам игру-соревнование «Шахматные чудеса». Если вы все с честью пройдете это соревнование, то в конце вас ждет сюрприз! Высылаю вам волшебный золотой колокольчик, чтобы его звоном объявить начало нашего соревнования. Желаю всем удачи! Волшебник шахматного королевства».

Воспитатель:Ну, что дети, принимаем этот вызов? Проведем это соревнование? Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель:Очень хорошо, тогда начинаем. Первое задание Волшебника - это вопросы из шахматной шкатулки. Нужно отгадать загадки и ответить на хитрые вопросы. Слушайте внимательно.

Викторина «Шахматный эрудит».

1. Какую страну считают родиной шахмат? (Индия)

2. Из каких досок не строят теремок? (шахматных)

3. В каких клетках не держат зверей? (шахматных)

4. Какой формы шахматная доска? (квадратная)

5. Какой король не умеет говорить? (шахматный)

6. Не живет в зверинце, не берет гостинцы. По косой он ходит, хоботом не водит (Слон)

7. Стою на самом краю, путь откроют – пойду. Только прямо хожу, как зовут не скажу (Ладья)

8. Узнать его легко: он с гривой, с осанкой важной, горделивой. Красавца этого не тронь! Узнал, кто это? (Конь)

9. Два брата через грядку смотрят, а подойти не могут (Короли)

10. Каких шахматных фигур больше всего на шахматной доске? (Пешек)

11. Самый главный помощник Короля? (Ферзь)

12. Какая шахматная фигура самая высокая, самая низкая? (Король, Пешка)

13. Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «лепешка», «заслонка», «коньки».

Воспитатель:Молодцы! С первым заданием справились, а теперь немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперед и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладони скользят

Ходит только прямо! по столу вперед)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони

Им начинать этот сказочный бой! перед собой на столе).

Воспитатель:Теперь второе задание «Черно-белые поля».Двое садятся за столы. Кто быстро, аккуратно и правильно раскрасит шахматную доску? Пока наши участники делают задание, мы с вами поиграем в игру «Шахматная доска» (игра по образцам линий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» и «центр»). Дети, отвечая на вопросы, выходят к доске и с помощью образцов линий показывают, где проходят эти линии.

1. На шахматной доске какие линии есть? («горизонталь», «вертикаль», «диагональ»).

2. Сколько горизонтальных линий и где проходят? (8, проходят от каждого партнера слева-направо и справа-налево).

3. Сколько вертикальных линий и где проходят? (8, проходят от каждого партнера снизу-вверх или сверху-вниз).

4. Сколько диагональных линий? (13 белых и 13 черных диагоналей, в диагоналях от 2 до 8 полей, в диагоналях поля касаются друг друга углами)

5. В одной горизонтали сколько белых и черных полей? (по 4)

6. Две одинаковые по цвету поля рядышком могут стоять? (нет)

7. Центр шахматной доски? (это 4 поля в центре шахматной доски : 2 белых и 2 черных поля).

8.

Воспитатель:Молодцы! Наши дети все правильно раскрасили. А теперь физминутка. Сейчас мы с вами превратимся в пешек (все дети надевают шапочки «пешек») :

Ну-ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3,4, приседаем,

Наши ножки разомнем. (приседания)

1,2,3 – на месте шагом марш,

Встали пешки дружно в ряд. (на месте шагом марш)

Мы размялись от души,

На стульчики вновь мы спешим. (садятся на стульчики).

Воспитатель:Третье задание нас ждет. Игра называется «Кто быстрее соберет». Выходят двое и быстро собирают из кусочков бумаги шахматную фигуру и называют ее. Пока двое собирают остальные играют в игру «Волшебный мешочек». Детина ощупь должны правильноназвать название шахматных фигур. Молодцы, все правильно угадали. Ну, а теперь проверим как наши дети справились со своим заданием.

Воспитатель:Молодцы! Теперь четвертое задание – шахматная эстафета «Начальное положение».Соревнование по расстановке шахматных фигур в «начальное положение». Разделяемся на две команды. По команде берем по одной шахматной фигуре, бежим к столу и правильно ставим фигуру на шахматную доску. Одна команда расставляет белые фигуры, а другая – черные. Итак, начинаем…

Воспитатель:Молодцы! Обе команды справились. Впереди ждет еще испытание – пятое задание, которая называется «Реши задачки» : «Кратчайший путь», «Лабиринт» (выходят по одному ребенку и решают задачки).Молодцы дети, давайте похлопаем (дети хлопают).

1.«Кратчайший путь» : доберись слоном до ракеты за наименьшее число ходов (не перепрыгивая через заминированные поля).

2.«Лабиринт» : проберись ладьей к ракете (не перепрыгивая через заминированные поля).

1. 2.

Воспитатель: Молодцы! И, последнее, шестое задание – это игра «Шахматная репка». Дети показывают инсценировку сказки «Шахматная репка». (См. приложение 1).

Воспитатель:Молодцы, дети! Все задания выполнили с честью. (Звучит сигнал сообщения на смартфоне) Пришло сообщение от Волшебника шахматного королевства. Давайте прочитаем.

Сообщение: «Молодцы мои милые, будущие чемпионы-шахматисты! Вы все с шахматными заданиями справились очень хорошо. И я всем вручаю по медальке! Буду ждать всех на шахматном турнире. До свидания, дети. Волшебник шахматного королевства». Всем детям вручаются медальки.

Заключение: Дети, сегодня вы были внимательными, активными, смелыми, дружными. Вам понравилось сегодняшнее занятие?Какие задания понравились? Что интересного вы узнали для себя? Какие задания вам показались сложными?Молодцы, дети. До свидания.

Приложение 1

Инсценировка сказки «Шахматная репка».

В некотором шахматном царстве, в некотором шахматном государстве жил был Король. Однажды Король посадил на своем поле репку. Много ли, мало ли времени прошло, но репка выросла большая, пребольшая. Король обошел репку и призадумался…

Король:Да, репка моя выросла такая огромная, что прокормит всю мою армию!

Пробовал тянуть, да не потянул и позвал своего главного помощника на помощь.

Король:Главный мой советник – Ферзь иди сюда на подмогу!

Ферзь прибежал и стали тянуть репку: Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Ферзь стал звать на подмогу Слона.

Ферзь:Сильный,могучий наш Слон, иди к нам на подмогу – сила твоя нужна!

Слон прибежал и стали тянуть репку: Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Слон стал звать на подмогу Коня.

Слон:Храбрый, отважный наш Конь, спеши к нам на помощь!

Конь прискакал и стали тянуть репку: Конь за Слона, Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Конь стал звать на помощь Ладью.

Конь: Верный, стойкий, наш Ладья, ждем тебя на подмогу!

Ладья подоспел и стали тянуть репку: Ладья за Коня, Конь за Слона, Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Ладья стал звать на помощь Пешку.

Ладья:Смелая наша Пешка, беги к нам на помощь!

Прибежала Пешка и стали тянуть репку: Пешка за Ладью, Ладья за Коня, Конь за Слона, Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули и вытянули!

Все: Вот и сказке конец, а кто видел и слушал – Молодец!

Публикации по теме:

Открытое занятие «Путешествие в мир книг» в средней группе Открытое занятие в средней группе «Путешествие в мир книги» Кочкарова Земфира Аубекировна Открытое занятие в средней группе «Путешествие.

Открытое занятие по физической культуре в средней группеОткрытое занятие по физической культуре в средней группе План-конспект проведения физкультурного занятия в средней группе Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами, в равновесии; повторить.

Открытое занятие по математике в средней группе «Число 3» Конспект открытого занятия по математике в средней группе Программное содержание: Познакомить детей с образованием числа 3, на основе сравнения.

Открытое занятие по ПДД в средней группе «Школа светофора» Программные задачи: закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах; систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;.

Открытое занятие «Что растёт в лесу?» в средней группе Конспект открытого занятия в средней группе "Что растёт в лесу? Подготовила воспитатель 1 кв. к. : Веретенова О. В. г. о. г. Выкса 2019.

Открытое занятие в средней группе «Доброе дело» Цель: Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления важности и необходимости оказывать.

Открытое занятие «Насекомые» в средней группе Цели: порадовать детей, познакомить с названиями насекомых, их особенностями; отгадать загадки, упражнять в употреблении существительных.

Открытое занятие по пластилинографии «Подснежник» в средней группеОткрытое занятие по пластилинографии «Подснежник» в средней группе Культурная практика: продуктивная деятельность. Культурно – смысловой контекст: для выставки. Источник: интернет – ресурс. Автор: Кагерманова.

Открытое занятие в средней группе «Животные Севера» Открытое занятие в средней группе «Животные Севера»Цель: Обобщать знание детей о животных и птицах Севера. • Развивать познавательный интерес.

Открытое занятие «Весна» в средней группе Программное содержание: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие в средней группе «Шахматные чудеса»
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 08:52
+165Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД