Лучший педагог года

Конкурсная работа «Природа просит доброты» (Продолжение 5)

Елена Юдина
Конкурсная работа «Природа просит доброты» (Продолжение 5)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проблемы формирования экологического сознания человека связана с нависшей угрозой исчезновения на земле многих видов растительного и животного мира.

Поиски путей и средств решения данной проблемы объединяют сегодня представителей различных областей фундаментальных наук. Одним из путей решения экологического кризиса является формирование экологического сознания.

Публикация «Конкурсная работа „Природа просит доброты“ (Продолжение 5)» размещена в разделах

Проблема формирования экологического сознания заключается в том, что возникают трудности при переходе от антропоцентрического сознания к альтернативному экоцентрическому сознанию. Дело в том, что сознание формируется с раннего детства и чем старше становится человек, тем сложнее изменить его отношение к явлениям окружающего мира отражённым в его сознании. Поэтому формировать экологическое сознание необходимо с раннего детства.

Прежде чем перейти к формированию экологического сознания, следует определить, что мы будем понимать под экологическим сознанием.

Сущность экологического сознания заключается в понимании того, что объекты и явления природы взаимосвязаны и человек, при этом, является частью природы.

Далее, следует определить, компоненты экологического сознания.

Мы выделяем следующие компоненты: знание об объектах и явлениях природы; экологическое отношение к объектам и явлениям природы; и экологически правильное поведение человека в природе. Все компоненты взаимосвязаны: через когнитивный компонент формируется знание о природе, через эмоционально-чувственный компонент - отношение к ней, через поведенческий - умения и навыки поведения в природе. Все три компонента взаимосвязаны, но их степень влияния в формировании экологического сознания дошкольников не одинаково: ведущим является познавательный компонент, а эмоциональность насыщает, или дополняет познавательную активность. Сформированность данных компонентов определяет осознанность приобретения умений и навыков поведения человека в природе.

Данные особенности экологического сознания дошкольников нужно учитывать при выборе формирующих средств.

Нами выбраны и рассмотрены следующие средства:

• игра как средство формирования экологического сознания дошкольников;

• развивающая экологическая среда как средство формирования экологического сознания дошкольников;

продуктивная деятельность с экологической тематикой как средство формирования экологического сознания дошкольников;

• труд в природе как средство формирования экологического сознания дошкольников.

Выбор данных средств, прежде всего, обоснован психолого-педагогическими особенностями процесса воспитания и обучения дошкольников, а так же хорошо развитой базой, направленной на осуществление педагогического процесса в ДОУ. Нашей задачей является -показать экологический подход к пониманию традиционных средств воспитания и обучения детей.

Мы считаем, что данные средства будут являться формирующими экологическое сознание дошкольников, если они будут экологического содержания, и использоваться комплексно в различных формах организации педагогического процесса современного ДОУ.

Мы использовали несколько средств одновременно, и применяли их в таких формах организации как нетрадиционные мероприятия и комплексные занятия. В каждое проведённое мероприятие мы включали средства развивающей экологической среды.

Результаты работы показали, что выбранные нами средства действительно формируют экологическое сознание детей. Особенно хорошо формируется познавательная активность детей, и эмоциональное отношение к поведению сверстников в природе. Однако, труднее поддаётся формированию собственное поведение детей. Дети затрудняются переносить накопленный познавательный и эмоциональный опыт в реальные события. Мы объясняем данное явление психическими особенностями детей дошкольного возраста.

Таким образом, мы рекомендуем в процессе формирования экологического сознания детей дошкольного возраста использовать средства экологического содержания:

• игру как средство формирования экологического сознания;

• развивающую экологическую среду, как средство формирования экологического сознания;

продуктивную деятельность, как средство формирования экологического сознания;

• труд в природе как средство формирования экологического сознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону, 1996. -С. 212-217, 190-202.

2. Иванова А. И. Живая Экология: Программа экологического образования дошкольников. - Новокузнецк, 1999.

3. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. //Дошкольн. воспитание. - 2001. №8-С. 34.

4. Короткова Н. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. //Дошкольн. воспитание. - 2001. №11 -С. 30-31.

5. Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самосознания у дошкольников. -Кишинё в: Штиница, 1983.

6. Лихачёв Б. Т. Курс лекций. -М. : Педагогика, 1998. - С

7. Маврина И. Художественная литература о природе. // Дошкольн. воспитание. -2001. №10 - С. 70-71.

8. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Пособие для воспитателей. - Минск, 1999.

9. Игра дошкольника / Под. ред. С. Л. Новосёловой. - М: Просвещение. 1989.

10. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной

группы детского сада. - М. : Новая школа, 1995. - 160 с.

11. Николаева С. Н. Методика экол. восп. дошкольников: Учеб пособие для студ. сред и высш. пед. уч. - М: Академия, 1999 - 184с.

12. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник. -М. :, 1996.

13. Подласый И. П. Педагогика: учебник для студ. пел. вузов: 2кн. - М:

Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2000. - С. 470.

14. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет.

Поп. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия

развития, 1998, стр. 158.

15. Педагогика / Под. ред. П. И. Пидкасистого. - М, 1995. - С.

16. Рыжова Н. Аквариум в детском саду. // Дошкольн. воспитание. - 2001.

№7.-С. 12-14.

17. Рыжова Н. О проекте «стратегии экологического образования Российской

Федерации». //Дошкольн. воспитание. - 2001. №6 - С. 19.

18. Рыжова Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой

парадигмы. //Дошкольн. воспитание. - 2001. №7- С 61.

19. Методика ознакомления детей с природой в детском саду - М. : Учеб.

пособие для пед. Училищ. Под. Ред. П. Г. Саморуковой. - М. :Просвещение, 1991.

20. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии.

- М. : Академия, 2000.

21. Цыбуля Н. Всем нужен сад. // Обруч. - 2001. №3 - С. 34.

22. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М. : Наука, 1977.

Публикации по теме:

Конспект занятия в День доброты «Сердечко доброты и дружбы»Конспект занятия в День доброты «Сердечко доброты и дружбы» «Сердечко доброты и дружы».Цель: Создание и организация игровых ситуаций для воспитания умения уместного применения детьми вежливых слов.

Фотоотчет «Конкурсная работа «Пасхальная палитра»Фотоотчет «Конкурсная работа «Пасхальная палитра» Цель: формировать у детей первоначальные представления о православном празднике "Пасха", развивать творческие способности; интерес к нетрадиционной.

Исследовательская работа опытно-экспериментального вида по направлению «неживая природа» «Соль. Живительная сила» " Соль - живительная сила" Цель работы: Ознакомление с полезным ископаемым: соль. Выявление свойств соли и её значение для окружающей среды.

Исследовательская работа опытно-экспериментального вида по направлению «неживая природа» «Удивительный магнит» Удивительный магнит» Цель работы: Ознакомление с явлением неживой природы: магнит. Выявление свойств магнита и его значение для окружающей.

Конкурсная работа по патриотическому воспитанию Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственно-патриотического развития детей дошкольного возраста имеет знакомство.

Конкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусства. Пасхальное деревоКонкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусства. Пасхальное дерево Представляю вам наши конкурсные работы,выполненные совместно родителями и воспитанниками, также педагогами ДОУ для городского конкурса.

Конспект НОД по природному миру «Что такое природа? Живая и неживая природа» Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы- от объектов неживой природы.

Проект «Природа просит о помощи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Радуга» г. Куса» План проекта в подготовительной.

Работа с родителями. Викторина «Природа Прибайкалья» Цель: создать условия для повышения педагогических знаний и умений родителей. Задачи: - закреплять и расширять знания детей о животном и.

Конспект занятия «Золотая рыбка просит о помощи»Конспект занятия «Золотая рыбка просит о помощи» Цели: - познакомить со способом очистки воды- фильтрованием; - познакомить с принципом работы фильтра; - закрепить знания о правилах безопасного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конкурсная работа «Природа просит доброты» (Продолжение 5)
Опубликовано: 10 мая 2017 в 18:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД