Получи документы

Конкурсная работа «Природа просит доброты» (Продолжение 5)

Елена Юдина
Конкурсная работа «Природа просит доброты» (Продолжение 5)
▼ Скачать + Заказать документы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проблемы формирования экологического сознания человека связана с нависшей угрозой исчезновения на земле многих видов растительного и животного мира.

Поиски путей и средств решения данной проблемы объединяют сегодня представителей различных областей фундаментальных наук. Одним из путей решения экологического кризиса является формирование экологического сознания.

Публикация «Конкурсная работа „Природа просит доброты“ (Продолжение 5)» размещена в разделах

Проблема формирования экологического сознания заключается в том, что возникают трудности при переходе от антропоцентрического сознания к альтернативному экоцентрическому сознанию. Дело в том, что сознание формируется с раннего детства и чем старше становится человек, тем сложнее изменить его отношение к явлениям окружающего мира отражённым в его сознании. Поэтому формировать экологическое сознание необходимо с раннего детства.

Прежде чем перейти к формированию экологического сознания, следует определить, что мы будем понимать под экологическим сознанием.

Сущность экологического сознания заключается в понимании того, что объекты и явления природы взаимосвязаны и человек, при этом, является частью природы.

Далее, следует определить, компоненты экологического сознания.

Мы выделяем следующие компоненты: знание об объектах и явлениях природы; экологическое отношение к объектам и явлениям природы; и экологически правильное поведение человека в природе. Все компоненты взаимосвязаны: через когнитивный компонент формируется знание о природе, через эмоционально-чувственный компонент - отношение к ней, через поведенческий - умения и навыки поведения в природе. Все три компонента взаимосвязаны, но их степень влияния в формировании экологического сознания дошкольников не одинаково: ведущим является познавательный компонент, а эмоциональность насыщает, или дополняет познавательную активность. Сформированность данных компонентов определяет осознанность приобретения умений и навыков поведения человека в природе.

Данные особенности экологического сознания дошкольников нужно учитывать при выборе формирующих средств.

Нами выбраны и рассмотрены следующие средства:

• игра как средство формирования экологического сознания дошкольников;

• развивающая экологическая среда как средство формирования экологического сознания дошкольников;

продуктивная деятельность с экологической тематикой как средство формирования экологического сознания дошкольников;

• труд в природе как средство формирования экологического сознания дошкольников.

Выбор данных средств, прежде всего, обоснован психолого-педагогическими особенностями процесса воспитания и обучения дошкольников, а так же хорошо развитой базой, направленной на осуществление педагогического процесса в ДОУ. Нашей задачей является -показать экологический подход к пониманию традиционных средств воспитания и обучения детей.

Мы считаем, что данные средства будут являться формирующими экологическое сознание дошкольников, если они будут экологического содержания, и использоваться комплексно в различных формах организации педагогического процесса современного ДОУ.

Мы использовали несколько средств одновременно, и применяли их в таких формах организации как нетрадиционные мероприятия и комплексные занятия. В каждое проведённое мероприятие мы включали средства развивающей экологической среды.

Результаты работы показали, что выбранные нами средства действительно формируют экологическое сознание детей. Особенно хорошо формируется познавательная активность детей, и эмоциональное отношение к поведению сверстников в природе. Однако, труднее поддаётся формированию собственное поведение детей. Дети затрудняются переносить накопленный познавательный и эмоциональный опыт в реальные события. Мы объясняем данное явление психическими особенностями детей дошкольного возраста.

Таким образом, мы рекомендуем в процессе формирования экологического сознания детей дошкольного возраста использовать средства экологического содержания:

• игру как средство формирования экологического сознания;

• развивающую экологическую среду, как средство формирования экологического сознания;

продуктивную деятельность, как средство формирования экологического сознания;

• труд в природе как средство формирования экологического сознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону, 1996. -С. 212-217, 190-202.

2. Иванова А. И. Живая Экология: Программа экологического образования дошкольников. - Новокузнецк, 1999.

3. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. //Дошкольн. воспитание. - 2001. №8-С. 34.

4. Короткова Н. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. //Дошкольн. воспитание. - 2001. №11 -С. 30-31.

5. Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самосознания у дошкольников. -Кишинё в: Штиница, 1983.

6. Лихачёв Б. Т. Курс лекций. -М. : Педагогика, 1998. - С

7. Маврина И. Художественная литература о природе. // Дошкольн. воспитание. -2001. №10 - С. 70-71.

8. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Пособие для воспитателей. - Минск, 1999.

9. Игра дошкольника / Под. ред. С. Л. Новосёловой. - М: Просвещение. 1989.

10. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной

группы детского сада. - М. : Новая школа, 1995. - 160 с.

11. Николаева С. Н. Методика экол. восп. дошкольников: Учеб пособие для студ. сред и высш. пед. уч. - М: Академия, 1999 - 184с.

12. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник. -М. :, 1996.

13. Подласый И. П. Педагогика: учебник для студ. пел. вузов: 2кн. - М:

Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2000. - С. 470.

14. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет.

Поп. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия

развития, 1998, стр. 158.

15. Педагогика / Под. ред. П. И. Пидкасистого. - М, 1995. - С.

16. Рыжова Н. Аквариум в детском саду. // Дошкольн. воспитание. - 2001.

№7.-С. 12-14.

17. Рыжова Н. О проекте «стратегии экологического образования Российской

Федерации». //Дошкольн. воспитание. - 2001. №6 - С. 19.

18. Рыжова Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой

парадигмы. //Дошкольн. воспитание. - 2001. №7- С 61.

19. Методика ознакомления детей с природой в детском саду - М. : Учеб.

пособие для пед. Училищ. Под. Ред. П. Г. Саморуковой. - М. :Просвещение, 1991.

20. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии.

- М. : Академия, 2000.

21. Цыбуля Н. Всем нужен сад. // Обруч. - 2001. №3 - С. 34.

22. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М. : Наука, 1977.

Публикации по теме:

Конспект занятия в День доброты «Сердечко доброты и дружбы»Конспект занятия в День доброты «Сердечко доброты и дружбы» «Сердечко доброты и дружы».Цель: Создание и организация игровых ситуаций для воспитания умения уместного применения детьми вежливых слов.

Фотоотчет «Конкурсная работа «Пасхальная палитра»Фотоотчет «Конкурсная работа «Пасхальная палитра» Цель: формировать у детей первоначальные представления о православном празднике "Пасха", развивать творческие способности; интерес к нетрадиционной.

Исследовательская работа опытно-экспериментального вида по направлению «неживая природа» «Соль. Живительная сила» " Соль - живительная сила" Цель работы: Ознакомление с полезным ископаемым: соль. Выявление свойств соли и её значение для окружающей среды.

Исследовательская работа опытно-экспериментального вида по направлению «неживая природа» «Удивительный магнит» Удивительный магнит» Цель работы: Ознакомление с явлением неживой природы: магнит. Выявление свойств магнита и его значение для окружающей.

Конкурсная работа по патриотическому воспитанию Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственно-патриотического развития детей дошкольного возраста имеет знакомство.

Конкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусства. Пасхальное деревоКонкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусства. Пасхальное дерево Представляю вам наши конкурсные работы,выполненные совместно родителями и воспитанниками, также педагогами ДОУ для городского конкурса.

Конспект НОД по природному миру «Что такое природа? Живая и неживая природа» Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы- от объектов неживой природы.

Проект «Природа просит о помощи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Радуга» г. Куса» План проекта в подготовительной.

Работа с родителями. Викторина «Природа Прибайкалья» Цель: создать условия для повышения педагогических знаний и умений родителей. Задачи: - закреплять и расширять знания детей о животном и.

Конспект занятия «Золотая рыбка просит о помощи»Конспект занятия «Золотая рыбка просит о помощи» Цели: - познакомить со способом очистки воды- фильтрованием; - познакомить с принципом работы фильтра; - закрепить знания о правилах безопасного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конкурсная работа «Природа просит доброты» (Продолжение 5)
Опубликовано: 10 мая 2017 в 18:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конкурсная работа «Природа просит доброты» (Продолжение 5)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Юдина (УИ 1163102) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД