Елена Юдина
Конкурсная работа «Природа просит доброты» (Продолжение 5)
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность проблемы формирования экологического сознания человека связана с нависшей угрозой исчезновения на земле многих видов растительного и животного мира.
Поиски путей и средств решения данной проблемы объединяют сегодня представителей различных областей фундаментальных наук. Одним из путей решения экологического кризиса является формирование экологического сознания.
Публикация «Конкурсная работа „Природа просит доброты“ (Продолжение 5)» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема формирования экологического сознания заключается в том, что возникают трудности при переходе от антропоцентрического сознания к альтернативному экоцентрическому сознанию. Дело в том, что сознание формируется с раннего детства и чем старше становится человек, тем сложнее изменить его отношение к явлениям окружающего мира отражённым в его сознании. Поэтому формировать экологическое сознание необходимо с раннего детства.
Прежде чем перейти к формированию экологического сознания, следует определить, что мы будем понимать под экологическим сознанием.
Сущность экологического сознания заключается в понимании того, что объекты и явления природы взаимосвязаны и человек, при этом, является частью природы.
Далее, следует определить, компоненты экологического сознания.
Мы выделяем следующие компоненты: знание об объектах и явлениях природы; экологическое отношение к объектам и явлениям природы; и экологически правильное поведение человека в природе. Все компоненты взаимосвязаны: через когнитивный компонент формируется знание о природе, через эмоционально-чувственный компонент - отношение к ней, через поведенческий - умения и навыки поведения в природе. Все три компонента взаимосвязаны, но их степень влияния в формировании экологического сознания дошкольников не одинаково: ведущим является познавательный компонент, а эмоциональность насыщает, или дополняет познавательную активность. Сформированность данных компонентов определяет осознанность приобретения умений и навыков поведения человека в природе.
Данные особенности экологического сознания дошкольников нужно учитывать при выборе формирующих средств.
Нами выбраны и рассмотрены следующие средства:
• игра как средство формирования экологического сознания дошкольников;
• развивающая экологическая среда как средство формирования экологического сознания дошкольников;
• продуктивная деятельность с экологической тематикой как средство формирования экологического сознания дошкольников;
• труд в природе как средство формирования экологического сознания дошкольников.
Выбор данных средств, прежде всего, обоснован психолого-педагогическими особенностями процесса воспитания и обучения дошкольников, а так же хорошо развитой базой, направленной на осуществление педагогического процесса в ДОУ. Нашей задачей является -показать экологический подход к пониманию традиционных средств воспитания и обучения детей.
Мы считаем, что данные средства будут являться формирующими экологическое сознание дошкольников, если они будут экологического содержания, и использоваться комплексно в различных формах организации педагогического процесса современного ДОУ.
Мы использовали несколько средств одновременно, и применяли их в таких формах организации как нетрадиционные мероприятия и комплексные занятия. В каждое проведённое мероприятие мы включали средства развивающей экологической среды.
Результаты работы показали, что выбранные нами средства действительно формируют экологическое сознание детей. Особенно хорошо формируется познавательная активность детей, и эмоциональное отношение к поведению сверстников в природе. Однако, труднее поддаётся формированию собственное поведение детей. Дети затрудняются переносить накопленный познавательный и эмоциональный опыт в реальные события. Мы объясняем данное явление психическими особенностями детей дошкольного возраста.
Таким образом, мы рекомендуем в процессе формирования экологического сознания детей дошкольного возраста использовать средства экологического содержания:
• игру как средство формирования экологического сознания;
• развивающую экологическую среду, как средство формирования экологического сознания;
• продуктивную деятельность, как средство формирования экологического сознания;
• труд в природе как средство формирования экологического сознания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону, 1996. -С. 212-217, 190-202.
2. Иванова А. И. Живая Экология: Программа экологического образования дошкольников. - Новокузнецк, 1999.
3. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. //Дошкольн. воспитание. - 2001. №8-С. 34.
4. Короткова Н. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. //Дошкольн. воспитание. - 2001. №11 -С. 30-31.
5. Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самосознания у дошкольников. -Кишинё в: Штиница, 1983.
6. Лихачёв Б. Т. Курс лекций. -М. : Педагогика, 1998. - С
7. Маврина И. Художественная литература о природе. // Дошкольн. воспитание. -2001. №10 - С. 70-71.
8. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Пособие для воспитателей. - Минск, 1999.
9. Игра дошкольника / Под. ред. С. Л. Новосёловой. - М: Просвещение. 1989.
10. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной
группы детского сада. - М. : Новая школа, 1995. - 160 с.
11. Николаева С. Н. Методика экол. восп. дошкольников: Учеб пособие для студ. сред и высш. пед. уч. - М: Академия, 1999 - 184с.
12. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник. -М. :, 1996.
13. Подласый И. П. Педагогика: учебник для студ. пел. вузов: 2кн. - М:
Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2000. - С. 470.
14. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет.
Поп. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия
развития, 1998, стр. 158.
15. Педагогика / Под. ред. П. И. Пидкасистого. - М, 1995. - С.
16. Рыжова Н. Аквариум в детском саду. // Дошкольн. воспитание. - 2001.
№7.-С. 12-14.
17. Рыжова Н. О проекте «стратегии экологического образования Российской
Федерации». //Дошкольн. воспитание. - 2001. №6 - С. 19.
18. Рыжова Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой
парадигмы. //Дошкольн. воспитание. - 2001. №7- С 61.
19. Методика ознакомления детей с природой в детском саду - М. : Учеб.
пособие для пед. Училищ. Под. Ред. П. Г. Саморуковой. - М. :Просвещение, 1991.
20. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии.
- М. : Академия, 2000.
21. Цыбуля Н. Всем нужен сад. // Обруч. - 2001. №3 - С. 34.
22. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М. : Наука, 1977.