Лариса Балюева
Конкурсное испытание «Моя педагогическая находка»
▼ Скачать + Заказать документы
Третий этап (очный)
Цель конкурсного испытания «Моя педагогическая находка»: демонстрация конкурсантом наиболее значимого в его деятельности способа, метода или приема обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Формат конкурсного испытания: выступление конкурсанта, демонстрирующее элемент профессиональной деятельности, который он позиционирует как педагогическую находку.
Регламент испытания – до 15 минут (выступление - 10 минут, ответы на вопросы жюри – до 5 минут).
Открытие районного конкурса
Публикация «Конкурсное испытание „Моя педагогическая находка“» размещена в разделах
Текст выступления:
Работать воспитателем – это мое призвание. Хотя пришла я к нему довольно поздно. Воспитатель – по моему мнению, это творчество, которому присущи интуиция, вдохновение, находчивость, свобода мысли. Деятельность воспитателя не может осуществляться по шаблону, поскольку неотъемлемыми ее компонентами являются оригинальность, неожиданность, умение действовать интуитивно и согласно обстоятельствам. Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска и саморазвития. Мой путь в педагогике – это постоянный поиск, это счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом с другими. Поэтому большое внимание уделяю изучению инновационных технологий, нетрадиционных форм работы и современных методов обучения и воспитания: в моей педагогической копилке есть лэпбуки по всем образовательным областям, создание интерактивных игр и пособий на различных образовательных платформах, комплект русских народных шумовых инструментов, использрвание народного фольклора бабушки Забавушки, «Фиолетовый лес» Вячеслава Вадимовича Воскобовича, сделанный своими руками и создание к этому коврографу фетрового театра перчаточного и пальчикового, всё и не перечислишь.
Все свои знания, умения и навыки, весь своё мастерство я отдаю своим воспитанникам, и вместе с ними частичка меня остается в каждом малыше. Главной своей задачей в работе считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации дошкольников, которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка, создать для него ситуацию успеха. Считаю, что в работе с детьми дошкольного возраста наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход обучения, использование которого позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс. В своей работе приоритет отдаю игровым формам, как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. В процессе обучения использую следующие методы и приемы:
- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы (вопросы педагога, определяющие успех в познании, совместная деятельность;
- метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности (схематическое моделирование опыта, упрощенные рисунки);
- проблемные и игровые обучающие ситуации (метод, стимулирующий детей к коммуникации);
- проблемно-поисковый метод (экспериментальные игры);
- развивающие игры и упражнения;
- задания творческого типа, наблюдения;
- методы стимулирования и мотивации.
Сейчас мне хочется поделиться с вами, мои коллеги и друзья, своей педагогической находкой.
Моя педагогическая находка на сегодня – это экспериментально-исследовательская деятельность.
Современный образовательный процесс направлен на поиск новых, наиболее эффективных технологий. призванных содействовать развитию познавательных способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментально-исследовательская деятельность.
К. Е. Тимирязев говорил: «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года, мой любимый ранний возраст – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в предметно-манипулятивную деятельность, т. е. манипулирование предметами. Дети раннего возраста – маленькие исследователи с радостью и удивлением, открывающие для себя окружающий мир.
Актуальность:
Развитие познавательной активности у детей раннего возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».
Цель: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по использованию экспериментально – исследовательской деятельности в формировании естественно – научных знаний и представлений.
Задачи:
- формировать у детей элементарные естественно-научные представления;
- развивать умения сравнивать, устанавливать причинно-следственную связи, умения делать выводы;
- способствовать своевременному интеллектуальному развитию детей в процессе повышения их познавательной активности.
Новизна:
- Исследование и экспериментирование - новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
- Обеспечение личностно - ориентированного взаимодействия.
- Использование дифференциации и индивидуализации развития дошкольников.
- Интеграция программ дополнительного и основного образования.
- Применение современных образовательных технологий.
Основная идея работы: включить каждого ребёнка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации.
Направления работы:
1. Живая природа: наблюдения за растениями, насекомыми, животными.
2. Неживая природа: изучение свойств предметов из дерева, пластмассы, резины, ткани, металла.
3. Проведение опытов и экспериментов.
Принципы моей работы:
• Обеспечение эмоционального благополучия.
• Формирование самостоятельности, инициативности и ответственности.
• Равенство и сотрудничество.
• Уважать мнение каждого ребенка.
• Не поучать, а научить.
Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности
1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
2. Уточнение плана исследования.
3. Выбор оборудования, его размещение детьми в зоне исследования.
4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
5. Организация исследования.
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Особенности организации детского экспериментирования в ДОУ
• Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
• Речевое сопровождение.
• Важно учитывать индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость, возрастные особенности.
• Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки.
• Совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей.
• Эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
Формы работы по поисково–экспериментальной деятельности
- занятия;
- беседы познавательного характера;
- прослушивание аудиозаписей;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- эксперименты и опыты;
- рассматривание картин;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
- работа в уголке природы;
- акции добрых дел;
- тематические недели;
- конкурсы;
- развлечения;
- диагностика развития детей.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
• Художественно–эстетическое развитие.
• Физическое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие:
- трудовая деятельность.
• Речевое развитие:
- чтение художественной литературы.
• Познавательное развитие:
- ФЭМП.
Формы взаимодействия с родителями
• Оформление информационно-просветительского материала в мессенжерах Viber, Инстаграм, до того, как его объявили экстремистской организацией, в личном блоге на образовательных порталах МААМ, NS-портал.
• Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
• Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта.
• Подбор материалов и помощь в оформлении центра воды и песка.
Что дает экспериментально–исследовательская деятельность для развития личности ребенка?
• Умение видеть и выделять проблему.
• Умение видеть и выделять проблему.
• Умение планировать деятельность.
• Умение анализировать и делать выводы, умозаключения.
• Повышение познавательной активности, любознательность.
• Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение).
• Инициативность, самостоятельность, саморегуляция деятельности.
• Развитие речи: связность, логичность, доказательность.
Экспериментирование в раннем возрасте - пока это просто интерес, любопытство и стремление познать что-то новое и неизведанное. Но может быть, у кого–то из моих детей появится желание стать, например, ученым. А начнется всё именно с капельки воды, первых радостных впечатлений о самостоятельных открытиях, желания творить и познавать мир.
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя, их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей. Только через действие дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.