Приложение МААМ

Консалтинг «Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды»

Ольга Новокрещенных
Консалтинг «Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды»
▼ Скачать + Заказать документы

Доказано, что на развитие ребёнка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Нерегламентированная рамками (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет до 5/6 всего времени пребывания детей в саду. В ходе этой деятельности воспитателями организуется индивидуальные и подгрупповые коррекционно – ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно – развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально – практического взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.

Публикация «Консалтинг „Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды“» размещена в разделах

В состав предметно – развивающей среды входит коррекционный уголок («уголок здоровья»). Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр по одиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала нужно учитывать:

-наполняемость уголка

-разнообразие материала

-соответствие возрасту

-доступность

-системность

-эстетика оформления

-ведущая игрушка( «хозяйка» коррекционного уголка)

Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого – педагогическими особенностями формирования речи и психических процессов.

При случайном, формальном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и обучаемость резко снижается. Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребёнка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет. Побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор.

Весь материал, подобранный специалистами группы, должен соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создаёт условия для неформального общения ребёнка со сверстниками и взрослыми, представляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи интеллектуальное развитие в целом.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребёнка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. Обстановка, созданная в групповом помещении, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребёнка, способствовать ёго эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность – одно из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребёнок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразиё и богатство впечатлений способствуёт эмоциональному и интеллектуальному развитию. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Особое место в предметном мире ребёнка занимает игрушка. Она является другом, партнёром в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции поэтому предлагаем ключевым персонажем, хозяйкой уголка сделать именно игрушку. Ведущей в коррекционном уголке может быть мягкая игрушка, игрушка – трансформер, кукла.

Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевлённый персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребёнка, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки. неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Её одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, молнии и. т. д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.

В группах раннего возраста нужно иметь:

- набор игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики.

-дыхательные тренажёры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, «Мыльные пузыри», перышки, листочки)

В младших и средних группах особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики. Которое напрямую связано с развитием речи, поэтому необходимо приобрести достаточное количество мозаик, пазлов, игрушек с застёжками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. Желательно включать природные материалы: ракушки и камешки для перебирания, крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания. У детей проявляется активный интерес к речи, языку. для этого нужно иметь картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно – печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам.

В старшей и подготовительной к школе группе нужно иметь :

- сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;

- материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (фишки, семафорчики, флажки); игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза («Слоговое лото», «Подбери схему»).

- игры для совершенствования грамматического строя речи,

- альбомы наборы открыток с видами родного города (рисунки и рассказы детей огороде, Москвы.

- глобус, детские атласы.

Таким образом, одним из главных условий качества коррекционно – речевого воздействия является искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребёнку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов по выявлению уровня эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста Цель: выявить уровень эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста, а так же знаний педагогов о влиянии среды на эмоциональное.

Наша предметно-развивающая среда группыНаша предметно-развивающая среда группы Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консалтинг «Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды»
Опубликовано: 24 мая 2014 в 17:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консалтинг «Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Новокрещенных (УИ 172839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД