Анна Гаврилина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Городской округ Серебряные Пруды
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Тополёк»
ОО «Познавательное развитие»
Конспект ООД «Ознакомление с окружающим».
Тема: «Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе исследовательской деятельности и экспериментирования»
«Удивительное рядом»
РМО воспитателей детей старшего дошкольного возраста
Разработал: воспитатель Гаврилина А. В.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
Место проведения: МДОУ «ЦРР – детский сад «Тополёк»
Дата проведения: 19 мая 2017 года
Программное содержание:
- Развивать познавательный интерес детей в опытно-экспериментальной деятельности.
- Расширять знания детей о свойствах воды и магнита. Вода: не имеет формы, вкуса, цвета, запаха, растворяет некоторые вещества; магнит – притягивает железные предметы. Продолжать учить устанавливать связи при определении их свойств.
- Формировать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
- Продолжать учить высказывать предположения, делать простейшие выводы и умозаключения, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Соблюдать установленные правила. Вызвать чувство радости от экспериментов, открывая новое в знакомом.
Словарная работа: лаборатория, лаборант, газообразное состояние, экологическая катастрофа.
Материалы и оборудование: подносы, стаканчики с водой, пипетки с духами и маслом, ложки, сахар, магниты, металлические шайбы, винты, гайки, костюмы фиксиков, салфетки бумажные, лампочка, батарейки, блок питания, белые халаты для детей.
Предшествующая работа: просмотр презентаций о работе учёных в лаборатории; чтение детских энциклопедий с рассматриванием иллюстраций; познавательно-исследовательская деятельность с детьми; работа с детской лабораторией, взаимодействие с семьей.
- Ребята, сегодня мы получили приглашение в научную лабораторию.
(дети заходят в музыкальный зал)
Воспитатель: - Ребята вот мы и пришли по назначению. Мы с вами находимся в лаборатории.
(на экране вывожу лабораторию)
Воспитатель: - Что такое лаборатория и кто в ней работает?
Дети: - Лаборатория - это место где проводят опыты, эксперименты, исследования. В ней работают ученые, лаборанты, специалисты.
Воспитатель: - Посмотрите сюжет, как работают настоящие ученые.
(показ видео)
Воспитатель: - Здесь много разного оборудования: микроскопы, пробирки, колбочки, различные препараты и реактивы.
Прежде чем мы приступим, к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: - Нельзя трогать оборудование без разрешения старшего. Нельзя брать вещества в рот – это может быть опасно.
(В зал входят фиксики и спорят между собой, у них в руках коробка с шайбами разного размера и из разного материала)
Симка: - Я же тебе говорила, нужно все раскладывать по своим местам.
Нолик: - Но это очень долго.
Воспитатель: - Здравствуйте, фиксики.
Фиксики: здравствуйте ребята.
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель: - О чем вы спорите?
Симка: - Мы задумали сделать электромобиль. Для сборки нам нужны металлические шайбы, а Нолик смешал все шайбы из разного материала и теперь мы потратим много времени, чтобы отобрать нужные детали. Может, вы нам поможете ребята?
Дети: - Конечно, поможем. Высыпаем все шайбы на стол и отбираем металлические. ( Варианты ответов: по цвету разберем, по материалу)
Нолик: - Это же очень долго и скучно.
Воспитатель: - Ребята, как можно быстро отделить металлические шайбы от всех остальных?
Дети: - Взять магниты и отделить металлические шайбы.
Фиксики: - А что такое магнит?
Дети: - Магнит это кусок железной руды, который может притягивать к себе металлические предметы.
Воспитатель: - Я положу каждому на лист бумаги шайбы, и вы поможете фиксикам их разобрать.
(дети подходят к столам, отделяют металлические шайбы и складывают в коробку)
Фиксики: - Молодцы ребята как быстро вы отобрали детали, теперь мы сможем сделать свою машину.
Воспитатель: - Для чего вам машина?
Фиксики: - Машина нам нужна для перевозки воды.
Воспитатель: - В каких емкостях вы будете перевозить воду?
Фиксики: - Об этом мы еще не думали.
Воспитатель: - Сегодня в лаборатории мы будем изучать свойства воды. Прежде чем приступить к работе, наденьте специальную одежду. Проходите к столам.
- Ребята, так что же такое вода?
Дети: - Вода – это жидкость.
Воспитатель: Для чего нам нужна вода?
( Ответы детей: воду мы используем для полива растений, для питья)
Воспитатель: - Да, вода – это жидкость. Её можно лить, переливать. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. Посмотрите на воду в своих стаканах.
- Она приняла форму стакана. Обратите внимание на экран, форму каких сосудов приняла вода. (слайд с емкостями для воды).
-Что вы знаете о свойствах воды?
( Ответы детей: вода не имеет вкуса, цвета, запаха, растворяет разные вещества)
Воспитатель подводит итог высказываниям детей: - Правильно. Вода может растворять некоторые вещества.
Воспитатель: - Какие?
Дети: - Соль, сахар….
1-й опыт: «Вода растворитель».
Воспитатель: - У вас на столах есть все необходимое для проведения опыта.
Возьмите сахар, растворите его в воде, хорошо размешайте. Все выполнили? Куда делся сахар?
( ответы детей: растворился)
Воспитатель: - Попробуйте ложечкой воду на вкус, какая вода?
( Ответы детей: вода стала сладкой; у воды сладкий вкус).
Воспитатель: - Почему вода стала сладкой?
( Ответы детей: вода растворила сахар и стала сладкой).
Воспитатель: - Какой можно сделать вывод?
Дети: - Вода растворяет некоторые вещества.
Воспитатель: - Правильно, молодцы! А еще мы говорили, что вода не имеет запаха.
2-й опыт «Вода без запаха».
Воспитатель: - понюхайте воду в стакане. Вода имеет запах?
( Ответы детей: вода не имеет запах; у воды нет запаха).
Воспитатель: - Возьмите зеленую пипетку, откройте её и капните капельку содержимого в стакан с водой, понюхайте воду. Чем пахнет вода?
( Ответы детей: вода приобрела запах духов).
Воспитатель: - Какой вывод сделаем в результате этого опыта?
Дети: - Вода приобретает запах того вещества, которое в ней растворили.
Воспитатель: - Правильно, молодцы!
Воспитатель: - Как вы думаете, все ли вещества может растворить вода?
(ответы детей)
Воспитатель: - Давайте это проверим.
3-й опыт «Что не растворяет вода».
Воспитатель: - Возьмите зеленую пипетку с черной полоской. В ней находится масло, откройте её, капните каплю в воду. Что получилось?
Дети: - Масло плавает сверху, а вода внизу осталась.
Воспитатель: - Какой вывод сделаем?
Дети: - Вода не растворяет масло.
Воспитатель: - Правильно, молодцы!
Воспитатель: А если вдруг такие вещества попадут в реки, моря, то посмотрите, что будет.
(на экране экологическая катастрофа)
( пояснение: по рекам и морям перевозят нефть (маслянистое вещество) в специальных танкерах. Случается авария, танкер может получить пробоину, затонуть и тогда нефть выливается в воду. Вот к чему это приводит: гибнет рыба и птицы, вода загрязняется. Это называется экологическая катастрофа).
- Вот сколько мы узнали о свойствах воды. Больше эти стаканчики нам не нужны, поставьте мне их в тазик. А теперь немножко отдохнем.
(видео физкультминутки)
Фиксики: Это же наши друзья, отдохнём вместе с ними.
Физкультминутка.
Воспитатель: Проходите за столы, продолжим нашу работу.
4-й опыт «Уровень воды».
Воспитатель: - У вас на столах стоит стаканчик. Обратите внимание, черной отметкой обозначен уровень воды. Этот опыт проведите самостоятельно по схеме, которая лежит у вас на столе.
(Дети проводят опыт)
Воспитатель: - Каким стал уровень воды?
( Ответы детей: стал выше черной отметки, воды стало больше)
Воспитатель: Какой вывод сделаем?
Вывод детей: при погружении тяжелые предметы вытесняют воду, уровень воды поднимается. Воды становиться больше.
Воспитатель: - Правильно, молодцы! Ребята, вы видите, что лежит у вас в стакане? Почему?
Дети: - Потому что вода прозрачная (не имеет цвета).
Воспитатель: - Правильно, мы с вами установили ещё одно свойство воды – не имеет цвета.
- Как можно достать предмет не намочив руки?
( ответы детей: ложкой, вылить воду, магнитом….)
Воспитатель: Если предмет находится на дне реки или моря. Как можно его достать?
( Ответы детей: с помощью кран, магнита)
Воспитатель: - Попробуйте, доставайте.
(опыт)
Воспитатель: - Получилось? Какой вывод сделаем?
Вывод детей: - Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на металлические предметы, даже если они разделены с ними водой.
Воспитатель: - Мы знаем, что вода в природе находится в разных состояниях. В каких?
( ответы детей: в жидком, в виде пара, твёрдом)
Воспитатель: Где мы можем увидеть воду в газообразном состоянии?
( ответы детей: в чайнике, ….)
Воспитатель: - Как вы думаете, в какое время года можно увидеть воду в твердом состоянии?
( Ответы детей: зимой, это лёд)
Воспитатель: - Правильно. На нашей планете много водоёмов. Какие вы знаете?
Дети: - Реки, озера, моря, ручьи, океаны.
Воспитатель: - Но вода находится не только на поверхности земли, вода есть и под землей.
Игра «Где спряталась вода?»
( на экране картинки: дерево-стол, лед-песок, сосулька-кирпич, снег-санки, огурец-хлеб, облако-солнце, снеговик-лопата)
Воспитатель: - А ещё она помогает вырабатывать электроэнергию. Посмотрите на экран: это гидроэлектростанция, так она работает.
(фрагмент работы гидроэлектростанции).
-Так же как без воды, так и без электричества не может жить человек.
- Ученые придумали множество приборов, которые могут вырабатывать электроэнергию. (Показываю разные батарейки).
- Один из способов я вам сейчас покажу.
Воспитатель: - Как вы думаете, что произойдет, если проводами я соединю батарейки и лампочку.
Дети: - Лампочка загорится.
(соединяю батарейку и лампочку, лампочка горит)
Воспитатель: - Почему загорелась лампочка? Это о чем говорит?
Дети: - Лампочка загорелась, потому что мы соединили ее с элементом питания.
Симка: - С помощью таких батареек и будет ездить наш электромобиль!
Спасибо, ребята, за подсказку.
Нолик: - Теперь мы сможем доделать свой электромобиль. А узнав о свойствах воды, научимся её перевозить.
Воспитатель: - Работа в нашей лаборатории подошла к завершению. Вечером мы с вами отобразим в журнале наблюдений все свойства воды.
- Мне интересно сегодня с вами было проводить опыты. А вам? На столе лежат разноцветные карточки: красный цвет – вам было интересно, зелёный – не всё понятно, а коричневый – не интересно, ничего не понял. Выберите ту карточку, которая соответствует вашим впечатлениям.
- Лаборатория закрывается, через некоторое время придут лаборанты наведут порядок.
Литература
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 3-е изд. 2014. — 368 с.
2. Е. А. Дмитриева, О. Ю. Зайцева, С. А. Калиниченко. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. (Библиотека воспитателя). (9).
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 128 с.