Приложение МААМ

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

Анна Гаврилина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

Городской округ Серебряные Пруды

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Тополёк»

ОО «Познавательное развитие»

Конспект ООД «Ознакомление с окружающим».

Тема: «Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе исследовательской деятельности и экспериментирования»

«Удивительное рядом»

РМО воспитателей детей старшего дошкольного возраста

Разработал: воспитатель Гаврилина А. В.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах

Место проведения: МДОУ «ЦРР – детский сад «Тополёк»

Дата проведения: 19 мая 2017 года

Программное содержание:

- Развивать познавательный интерес детей в опытно-экспериментальной деятельности.

- Расширять знания детей о свойствах воды и магнита. Вода: не имеет формы, вкуса, цвета, запаха, растворяет некоторые вещества; магнит – притягивает железные предметы. Продолжать учить устанавливать связи при определении их свойств.

- Формировать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

- Продолжать учить высказывать предположения, делать простейшие выводы и умозаключения, излагать свои мысли понятно для окружающих.

- Соблюдать установленные правила. Вызвать чувство радости от экспериментов, открывая новое в знакомом.

Словарная работа: лаборатория, лаборант, газообразное состояние, экологическая катастрофа.

Материалы и оборудование: подносы, стаканчики с водой, пипетки с духами и маслом, ложки, сахар, магниты, металлические шайбы, винты, гайки, костюмы фиксиков, салфетки бумажные, лампочка, батарейки, блок питания, белые халаты для детей.

Предшествующая работа: просмотр презентаций о работе учёных в лаборатории; чтение детских энциклопедий с рассматриванием иллюстраций; познавательно-исследовательская деятельность с детьми; работа с детской лабораторией, взаимодействие с семьей.

- Ребята, сегодня мы получили приглашение в научную лабораторию.

(дети заходят в музыкальный зал)

Воспитатель: - Ребята вот мы и пришли по назначению. Мы с вами находимся в лаборатории.

(на экране вывожу лабораторию)

Воспитатель: - Что такое лаборатория и кто в ней работает?

Дети: - Лаборатория - это место где проводят опыты, эксперименты, исследования. В ней работают ученые, лаборанты, специалисты.

Воспитатель: - Посмотрите сюжет, как работают настоящие ученые.

(показ видео)

Воспитатель: - Здесь много разного оборудования: микроскопы, пробирки, колбочки, различные препараты и реактивы.

Прежде чем мы приступим, к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети: - Нельзя трогать оборудование без разрешения старшего. Нельзя брать вещества в рот – это может быть опасно.

(В зал входят фиксики и спорят между собой, у них в руках коробка с шайбами разного размера и из разного материала)

Симка: - Я же тебе говорила, нужно все раскладывать по своим местам.

Нолик: - Но это очень долго.

Воспитатель: - Здравствуйте, фиксики.

Фиксики: здравствуйте ребята.

Дети: - Здравствуйте.

Воспитатель: - О чем вы спорите?

Симка: - Мы задумали сделать электромобиль. Для сборки нам нужны металлические шайбы, а Нолик смешал все шайбы из разного материала и теперь мы потратим много времени, чтобы отобрать нужные детали. Может, вы нам поможете ребята?

Дети: - Конечно, поможем. Высыпаем все шайбы на стол и отбираем металлические. ( Варианты ответов: по цвету разберем, по материалу)

Нолик: - Это же очень долго и скучно.

Воспитатель: - Ребята, как можно быстро отделить металлические шайбы от всех остальных?

Дети: - Взять магниты и отделить металлические шайбы.

Фиксики: - А что такое магнит?

Дети: - Магнит это кусок железной руды, который может притягивать к себе металлические предметы.

Воспитатель: - Я положу каждому на лист бумаги шайбы, и вы поможете фиксикам их разобрать.

(дети подходят к столам, отделяют металлические шайбы и складывают в коробку)

Фиксики: - Молодцы ребята как быстро вы отобрали детали, теперь мы сможем сделать свою машину.

Воспитатель: - Для чего вам машина?

Фиксики: - Машина нам нужна для перевозки воды.

Воспитатель: - В каких емкостях вы будете перевозить воду?

Фиксики: - Об этом мы еще не думали.

Воспитатель: - Сегодня в лаборатории мы будем изучать свойства воды. Прежде чем приступить к работе, наденьте специальную одежду. Проходите к столам.

- Ребята, так что же такое вода?

Дети: - Вода – это жидкость.

Воспитатель: Для чего нам нужна вода?

( Ответы детей: воду мы используем для полива растений, для питья)

Воспитатель: - Да, вода – это жидкость. Её можно лить, переливать. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. Посмотрите на воду в своих стаканах.

- Она приняла форму стакана. Обратите внимание на экран, форму каких сосудов приняла вода. (слайд с емкостями для воды).

-Что вы знаете о свойствах воды?

( Ответы детей: вода не имеет вкуса, цвета, запаха, растворяет разные вещества)

Воспитатель подводит итог высказываниям детей: - Правильно. Вода может растворять некоторые вещества.

Воспитатель: - Какие?

Дети: - Соль, сахар….

1-й опыт: «Вода растворитель».

Воспитатель: - У вас на столах есть все необходимое для проведения опыта.

Возьмите сахар, растворите его в воде, хорошо размешайте. Все выполнили? Куда делся сахар?

( ответы детей: растворился)

Воспитатель: - Попробуйте ложечкой воду на вкус, какая вода?

( Ответы детей: вода стала сладкой; у воды сладкий вкус).

Воспитатель: - Почему вода стала сладкой?

( Ответы детей: вода растворила сахар и стала сладкой).

Воспитатель: - Какой можно сделать вывод?

Дети: - Вода растворяет некоторые вещества.

Воспитатель: - Правильно, молодцы! А еще мы говорили, что вода не имеет запаха.

2-й опыт «Вода без запаха».

Воспитатель: - понюхайте воду в стакане. Вода имеет запах?

( Ответы детей: вода не имеет запах; у воды нет запаха).

Воспитатель: - Возьмите зеленую пипетку, откройте её и капните капельку содержимого в стакан с водой, понюхайте воду. Чем пахнет вода?

( Ответы детей: вода приобрела запах духов).

Воспитатель: - Какой вывод сделаем в результате этого опыта?

Дети: - Вода приобретает запах того вещества, которое в ней растворили.

Воспитатель: - Правильно, молодцы!

Воспитатель: - Как вы думаете, все ли вещества может растворить вода?

(ответы детей)

Воспитатель: - Давайте это проверим.

3-й опыт «Что не растворяет вода».

Воспитатель: - Возьмите зеленую пипетку с черной полоской. В ней находится масло, откройте её, капните каплю в воду. Что получилось?

Дети: - Масло плавает сверху, а вода внизу осталась.

Воспитатель: - Какой вывод сделаем?

Дети: - Вода не растворяет масло.

Воспитатель: - Правильно, молодцы!

Воспитатель: А если вдруг такие вещества попадут в реки, моря, то посмотрите, что будет.

(на экране экологическая катастрофа)

( пояснение: по рекам и морям перевозят нефть (маслянистое вещество) в специальных танкерах. Случается авария, танкер может получить пробоину, затонуть и тогда нефть выливается в воду. Вот к чему это приводит: гибнет рыба и птицы, вода загрязняется. Это называется экологическая катастрофа).

- Вот сколько мы узнали о свойствах воды. Больше эти стаканчики нам не нужны, поставьте мне их в тазик. А теперь немножко отдохнем.

(видео физкультминутки)

Фиксики: Это же наши друзья, отдохнём вместе с ними.

Физкультминутка.

Воспитатель: Проходите за столы, продолжим нашу работу.

4-й опыт «Уровень воды».

Воспитатель: - У вас на столах стоит стаканчик. Обратите внимание, черной отметкой обозначен уровень воды. Этот опыт проведите самостоятельно по схеме, которая лежит у вас на столе.

(Дети проводят опыт)

Воспитатель: - Каким стал уровень воды?

( Ответы детей: стал выше черной отметки, воды стало больше)

Воспитатель: Какой вывод сделаем?

Вывод детей: при погружении тяжелые предметы вытесняют воду, уровень воды поднимается. Воды становиться больше.

Воспитатель: - Правильно, молодцы! Ребята, вы видите, что лежит у вас в стакане? Почему?

Дети: - Потому что вода прозрачная (не имеет цвета).

Воспитатель: - Правильно, мы с вами установили ещё одно свойство воды – не имеет цвета.

- Как можно достать предмет не намочив руки?

( ответы детей: ложкой, вылить воду, магнитом….)

Воспитатель: Если предмет находится на дне реки или моря. Как можно его достать?

( Ответы детей: с помощью кран, магнита)

Воспитатель: - Попробуйте, доставайте.

(опыт)

Воспитатель: - Получилось? Какой вывод сделаем?

Вывод детей: - Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на металлические предметы, даже если они разделены с ними водой.

Воспитатель: - Мы знаем, что вода в природе находится в разных состояниях. В каких?

( ответы детей: в жидком, в виде пара, твёрдом)

Воспитатель: Где мы можем увидеть воду в газообразном состоянии?

( ответы детей: в чайнике, ….)

Воспитатель: - Как вы думаете, в какое время года можно увидеть воду в твердом состоянии?

( Ответы детей: зимой, это лёд)

Воспитатель: - Правильно. На нашей планете много водоёмов. Какие вы знаете?

Дети: - Реки, озера, моря, ручьи, океаны.

Воспитатель: - Но вода находится не только на поверхности земли, вода есть и под землей.

Игра «Где спряталась вода?»

( на экране картинки: дерево-стол, лед-песок, сосулька-кирпич, снег-санки, огурец-хлеб, облако-солнце, снеговик-лопата)

Воспитатель: - А ещё она помогает вырабатывать электроэнергию. Посмотрите на экран: это гидроэлектростанция, так она работает.

(фрагмент работы гидроэлектростанции).

-Так же как без воды, так и без электричества не может жить человек.

- Ученые придумали множество приборов, которые могут вырабатывать электроэнергию. (Показываю разные батарейки).

- Один из способов я вам сейчас покажу.

Воспитатель: - Как вы думаете, что произойдет, если проводами я соединю батарейки и лампочку.

Дети: - Лампочка загорится.

(соединяю батарейку и лампочку, лампочка горит)

Воспитатель: - Почему загорелась лампочка? Это о чем говорит?

Дети: - Лампочка загорелась, потому что мы соединили ее с элементом питания.

Симка: - С помощью таких батареек и будет ездить наш электромобиль!

Спасибо, ребята, за подсказку.

Нолик: - Теперь мы сможем доделать свой электромобиль. А узнав о свойствах воды, научимся её перевозить.

Воспитатель: - Работа в нашей лаборатории подошла к завершению. Вечером мы с вами отобразим в журнале наблюдений все свойства воды.

- Мне интересно сегодня с вами было проводить опыты. А вам? На столе лежат разноцветные карточки: красный цвет – вам было интересно, зелёный – не всё понятно, а коричневый – не интересно, ничего не понял. Выберите ту карточку, которая соответствует вашим впечатлениям.

- Лаборатория закрывается, через некоторое время придут лаборанты наведут порядок.

Литература

1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 3-е изд. 2014. — 368 с.

2. Е. А. Дмитриева, О. Ю. Зайцева, С. А. Калиниченко. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. (Библиотека воспитателя). (9).

3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 128 с.

Публикации по теме:

«Деревянный брусочек». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №2 р. п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области имени Героя Советского.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима» (подготовительная группа) Окружающий мир. Подготовительная группа. Тема. Зима. Цель. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в космос» (средняя группа) Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром на тему: «Путешествие в космос». средняя группа Подготовила воспитатель МБДОУ№24 г. Майкопа.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Бытовая техника». Пр. содержание: Обобщить знания детей о бытовой технике, её использовании. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Бытовые приборы».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «О воде» Цель: Расширять представления детей об объектах неживой природы в интересной для них деятельности. Формировать у детей познавательную.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли» Цель: воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» Программное содержание: • Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах; • Формировать экологическую культуру у детей; • Развивать.

Конспект НОД в младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Грибники» Конспект НОД в младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Грибники» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно.

Конспект НОД по аппликации и ознакомлению с окружающим миром «Зима» Тема: «Зима» Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Задачи: закреплять.

«В огороде». Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром окружающий мир «В огороде» Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие». Цель: расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Опубликовано: 6 июля 2017 в 20:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем Анна Гаврилина (УИ 234952) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД