Узких Татьяна Алексеевна
Конспект беседы «Друзья познаются в беде» по литературному произведению «Жихарка»
Открытое занятие для студентов педагогического колледжа
Тема: «Друзья познаются в беде»
Цель: на основе сказки «Жихарка» дать понятие о дружбе, уметь отличать дружбу от проявления заботы и внимания.
Познакомить с поговоркой «Друзья познаются в беде»
Задачи:
- Учить вести диалог,
-Уметь делать выводы и аргументировать свой ответ
-Развивать связную грамматически правильную речь
Ход занятия
На занятие приходит Хрюша, постоянный гость. Он озабочен.
-Воспитатель: что случилось, Хрюша?
Публикация «Конспект беседы „Друзья познаются в беде“ по литературному произведению „Жихарка“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели от А до Я
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
-Мы сегодня поссорились с моим младшим братиком. А мама сказала: «Ты должен заботиться о своем брате и дружить с ним!»
Вот мне непонятно, почему она так сказала: заботиться и дружить, а разве это не одно и то же?
-Воспитатель: давай, Хрюша, вместе с ребятами разберемся в твоем вопросе, тем более, что я хотела прочитать сегодня сказку «Жихарка».
-Воспитатель: как вы считаете, заботиться и дружить –это одно и то же. Вопрос предназначен и детям и взрослым - студентам
Мнения неоднозначны, кто-то вообще затрудняется ответить.
-Воспитатель:
* Вспомним классику. «Евгений Онегин» …Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог.
Ведь, наверное, Онегин приезжал к дяде с гостинцами, сидел с ним, вел беседы, чтобы развеселить его, справлялся о здоровье. И в тоже время думал: «Когда же черт возьмет тебя!»
- Дружил он с дядей? Конечно же нет, просто проявлял заботу: тогда я приведу примеры:
*Санитарка в больнице моет больного, кормит. Она дружит с ним или просто заботится? (заботиться)
*Мальчик в маршрутке уступил место незнакомой бабушке. Разве он дружит с ней? (просто позаботился о пожилом человеке)
Вывод: значит дружба и забота – это не одно и то же. Но вернемся к нашей сказке «Жихарка».
-Где жили Кот, Петух и Жихарка? – (в лесной избушке)
-Чем занимались? – (Кот и Петух ходили на охоту, а Жихарка домовничал : готовил еду, раскладывал ложки, ждал Кота и Петуха с охоты)
-Как жили герои сказки? – (дружно, значит были друзьями)
- А почему вы думаете, что дружно? - (не ссорились)
-Воспитатель: А теперь, давайте посмотрим, правда ли, что они были друзьями? Что сделали Кот и Петух, когда поняли, что Лиса похитила их маленького Жихарку?
-Правильно, ничего! Они сидели и плакали: Кот лапкой утирался, Петух слезки крылышком подбирал. И только причитали: «А и нет нашего Жихарки, и нет его ложки золоченой», и, наверное только и переживали о том, кто им будет готовить обед.
Так, как вы считаете, дети, так друзья поступают?
Дети: нет!
-Воспитатель: А как бы вы поступили?
-Дети: пошли бы выручать Жихарку
Тут вступает с вопросом Хрюша.
-Так я ничего не пойму, где забота, где дружба, кто друг, кто не друг.
Как отличить-то?
-Воспитатель: А отличить, Хрюша очень просто. Есть такая поговорка: «Друзья познаются в беде».
И наши дети знают из сказок примеры настоящей дружбы. Есть очень похожая сказка, но там герои бросились выручать своего товарища из беды. Помните ее название?
Дети отвечают
-Воспитатель: Правильно, «Кот, Петух и Лиса», а какие еще сказки вы можете назвать, где друзья познаются в беде? Взрослые, помогайте!
Дети вместе со студентами приводят примеры: «Петушок и бобовое зернышко», «Доктор Айболит», «Волшебник Изумрудного города»
-Воспитатель: Ребята, а ведь Хрюша к нам пришел за помощью, давайте мы у него спросим, помогли мы ему понять, почему мама сказала заботиться о братике и дружить с ним, и разобраться, чем отличаются дружба и забота? Давайте спросим его.
- Хрюша: да я понял, забота –это просто помощь, ну, например, я помог своему братику завязать шнурки на ботинках, а дружба – это, ну, я даже не знаю что придумать.
-Воспитатель: А давай спросим у наших взрослых- студентов
Ответ: не просто завязать, а научить завязывать шнурки самому.
-Воспитатель: верно, это очень хороший дружеский поступок. А еще какие примеры дружеских поступков можно посоветовать Хрюше, что придумают дети?
-Дети: защитить его от хулиганов, если его будут обижать на прогулке?
-Воспитатель: как защитить, и от каких хулиганов? Ведь братик- то еще маленький, наверно, еще в песочнице играет на прогулке, вряд - ли к нему пристанут взрослые хулиганы. Как можно поступить в случае ссоры с другими детьми, какой дружеский поступок совершить?
-Дети: помирить детей!
-Воспитатель: а взрослые как думают?
Ответы: не просто помирить, а подружить, организовать интересные игры.
Воспитатель: правильно, я тоже также думаю.
Обращается к Хрюше
-Ну, что, Хрюша, мне кажется мы помогли тебе разобраться с твоей проблемой. Иди к своему братику, мирись с ним и постарайся не только заботится о нем, но и подружиться.
Хрюша прощается и уходит.
-Воспитатель: Дети, какой вывод вы сделали из нашей сегодняшней беседы? Что вы поняли для себя? Это вопрос и к нашим взрослым гостям тоже.
Ответы:
-Надо делать добрые поступки.
-Чем больше будешь делать добрых дел, тем больше у нас будет друзей.
-Воспитатель: Всё правильно! Вы большие молодцы. Я хочу вам всем пожелать: делайте больше хороших добрых поступков!
Не копите врагов, копите друзей. Они вам в жизни пригодятся!