Ольга Болтенкова
Конспект бинарного занятия по проекту «Оренбургское казачество» на тему «Традиции казаков» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Традиции Оренбургских казаков»
Цель: Развитие представлений о социокультурных ценностях русского народа
Задачи:
Воспитательные:
Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа.
Воспитывать чувства дружбы, товарищества.
Совершенствовать освоение правила взаимодействия и общения.
Воспитывать интерес к музыкальному фольклору.
Развивающие:
Продолжать развивать умение детей поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
Публикация «Конспект бинарного занятия по проекту „Оренбургское казачество“ на тему „Традиции казаков“ в старшей группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Старшая группа
- Темочки
Развивать сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.
Упражнять детей в умении идентифицировать звучание различных музыкальных инструментов.
Формировать интерес к классическому и народному искусству.
Образовательные:
Познакомить детей с историческим прошлым своего народа, с лучшими традициями в воспитании уважения и любви к предкам и родному краю.
Дать детям возможность узнать при помощи взрослого о традиции воспитания детей в казачьих семьях, о труде, играх, песнях, плясках.
Активизация и обогащение словаря: шашка, нагайка,
Приемы руководства деятельностью детей на занятии :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: рассматривание мини музея о казаках. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия : беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
2. Приемы организации практической деятельности детей: показ книг, альбомов предметов одежды и атрибутов казаков, комментирование.
3. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, подвижная народная игра, музыкальное сопровождение, демонстрация результата создания презентации, чередование видов детской деятельности, мотивация на дальнейшую игровую деятельность.
4. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения занятия : Мини-музей «Оренбургские казаки» -коллекция шашка, нагайка, ножны, фотоальбомы, книги, мультимедийная презентация «Воспитание казаков», народные костюмы, ноутбук, музыкальные народные инструменты, обручи, знак запрещающий перебивать товарища и взрослого.
Виды детской деятельности на занятии :
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Музыкально-художественная.
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников интереса к истории русской культуры, к миру предметов и вещей;
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качеств;
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии
1. Ребенок задает вопрос.
2. Проявляет самостоятельность.
3. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
4. Сопереживает.
5. Эмоционально реагирует.
6. Соподчиняет мотивы.
7. Проявляет волевое усилие.
8. Аргументирует самооценку.
План занятия
1. Вводная часть:
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Вводная беседа
Дид. игра «Угадай звук»
Танец «Оренбургски казаки»
2. Основная часть:
Беседа
Рассказ ребенка (домашнее задание)
Подвижная народная игра «Дружные казачата», «Ручеёк»
Песня «Если хочешь быть военным»
3. Заключительная часть:
Оценка деятельности
Мотивация на последующую игровую деятельность
Длительность занятия 5 мин
22 мин
3 мин.
25 мин.
Ход занятия:
Части занятия Содержание
1. Водная часть.
Слайд№1,2
Слайд №3
Слайд№4 Дети входят в зал под музыкальное сопровождение. Останавливаются перед гостями. Кланяются.
Дети: Мир вам гости дорогие!
-Ребята, а как вы думаете почему вы сегодня так одеты? (ответы детей) Красивые, нарядные, но чего-то явно не хватает? (папахи, фуражки) Дети надевают головные уборы.
Воспитатель обращает внимание детей на музей казаков.
-А вы хотели бы быть похожими на казаков? А хотели бы вы узнать больше об истории Оренбургских казаков? Что может нам в этом помочь? Рассматривание экспонатов. Вот это нагайка, зачем она казаку? Она помогала казаку защитится о врагов и была необходимым атрибутом при управлении конём.
- Посмотрите тут лежит книга, большая, с картинками, о чем она? (дети высказывают предположения) Как узнать, о чем она? (посмотреть, открыть)
Проходите, садитесь на стульчики, размещайтесь удобно. (Дети проходят на стулья)
-Кто такие казаки? Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. Это вольные, храбрые воины, которые издавна селились на берегах рек в казачьих слободах (городках) и защищали границы РОССИИ от набегов. За доблестную службу казаки были отмечены наградами. Главное оружие казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие. Казаки охраняли наши границы от врагов и были очень смелыми, гордыми и находчивыми воинами. Жизнь возле границы была тревожной и казакам приходилось быть очень внимательными и слышать все шорохи и звуки.
–А вы внимательные, сможете различить звуки, сидя в засаде.
Проводится дидактическая игра «Угадай звук».
Римма Хаитовна будет извлекать звук из различных муз. инструментов, а вы попробуете угадать какой инструмент звучит. В процессе игры муз работник уточняет правильность ответов детей.
– Скажите мне, пожалуйста, кто самый верный друг и помощник у казака? Правильно, конь.
Казаки издавна любили лошадей.
Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. – Казаки всегда были превосходными наездниками, т. к. с раннего детства приучались к верховой езде. Это умение отражалось в быту - в песнях и танцах Оренбургских казаков.
Ребята приготовили для нас сюрприз, они исполнят танец «Оренбургских казаков». -Ну что, понравился вам сюрприз?
-А вы казачата, получили удовольствие от своего исполнения?
2. Основная часть.
Слайд№5
Слайд№6,7
Слайд№8
Ребята, как вы думаете есть ли различие между воспитанием девочек и мальчиков в казачьих семьях. Может кто слышал или знает об этом?
Рассказ Данияра о воспитании мальчиков в казачьей семье.
У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым, давая знать, что родился воин, защитник границ Отечества. В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. С 3 лет его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот, ходили на рыбалку. Казачат с детских лет учили быть ловкими, быстрыми, смелыми, приходить на помощь товарищу.
-Интересно, а вы ребята можете прийти на помощь своим товарищам? (ответы детей) Докажите. Предлагаю вам поиграть в игру «Дружные казачата»
Рассказ Есении.
Мой дедушка рассказывал, что рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика. При известии о ее рождении не грохотали выстрелы, это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами. Крестная, няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли девочку. Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось». Девочки начинали работать рано. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать. Была и особенная работа – нянчить младших. Потому что семьи у казаков были большими. Детей было много. Уважение старших- самый главный обычай казаков. В присутствии старших нельзя сидеть, вступать в разговор без разрешения старших.
Ну и конечно одна из важнейших традиций казаков-отмечать православные праздники.
Какие православные праздники отмечаются в вашей семье? (Рождество, пасха, троица, масленица) Казаки надевали свои лучшие наряды и всей семьей и стар и млад выходили на улицу, пели песни.
А вы знаете казачьи песни? Ну что,споем!
Песня «Если хочешь быть военным». Ребята, а кто знает какой праздник проходит на этой неделе? (Масленица)
играли в народные игры. Молодые казаки выбирали себе пару, казачку которая им была люба и делали они это весело играя в «Ручеёк».
Интересно, а жители нашего города хранят память о воинах-казаках?
3. Заключительная часть.
Слайд№9 Ребята, а вы знаете что жители нашего города и сейчас хранят память о славных воинах –казаках. На улице Чкалова открыт памятник Оренбургскому казачеству скульптура Алексея Николаева, названа Остановка, в нашем поселке есть улица Казачья.
Занятие наше подошло к концу.
-Что запомнилось вам больше всего?
-Важно ли то что вы сегодня узнали?
-О чем вы хотите рассказать своим друзьям и родным?
А по случаю масленицы угощу- ка я вас… блинами!
Длительность: 25 минут.