Светлана Журавлева
Конспект факультативного занятия «Трудно ли быть непохожим на других?»
▼ Скачать + Заказать документы
С. В. Журавлева
Но когда над человеком
Все смеются невпопад, –
Это очень неприятно,
Даже рифмы к слову нет!
А. Боголюбова
Актуальность проведения занятия
Актуальность проведения занятия обусловлена двумя основными аспектами: нравственным и практическим. Говоря о нравственном аспекте, хочу подчеркнуть, что воспитание милосердия и сострадания – одна из важнейших составляющих всего воспитательного процесса. В конечном итоге, именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственно-здорового общества в целом.
Публикация «Конспект факультативного занятия „Трудно ли быть непохожим на других?“» размещена в разделах
Дети старшего дошкольного возраста перестают быть просто наблюдателями, видящими друг друга через игру. Они переходят в активное состояние участников социума, замечая все изменения, происходящие в окружающей действительности. В нашем детском саду есть группы для детей с ограниченными возможностями. Прогулочные участки расположены в непосредственной близости друг от друга. Встречаясь с этими детьми на прогулках, на утренниках, дети моей группы стали часто задавать вопросы: «Почему эти дети не такие, как они? Почему за ними рано приходят родители? Станут ли они когда-нибудь здоровыми?» Эти вопросы нельзя оставлять без ответа. Поэтому кроме бесед о том, что они отличаются только физически, кроме совместных утренников, поделок-подарков возникла необходимость в проведении такого занятия.
Практический аспект не менее важен. На современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Дети должны хорошо овладеть диалогической формой речи, для того, чтобы чувствовать себя самодостаточными и уверенным в школе.
Характеристика занятия
Занятие «Трудно ли быть непохожим на других?» разработано для детей старшего дошкольного возраста.
В группе 30 человек. Занятие проводилось по подгруппам.
Направления работы – речевое.
Занятие проводится в рамках факультативной программы «Разговорчики», разработанной для детей старшего дошкольного возраста.
Тип занятия – обобщение знаний, продуктивный диалог.
Особенность занятия
Особенность занятия состоит в том, что оно обобщает полученные ранее умения вести продуктивный диалог без готового текста, творчески самовыражаться. Занятие построено по принципам экспериментально-поисковой деятельности и проблемных ситуаций.
Целевые установки занятия
Цель: развивать умение вести диалог без готового текста.
Задачи:
поиски разрешения проблемной ситуации путем сопоставления событий, ситуаций, умения представить себя на месте другого.
развивать умение вести диалог без готовых текстов;
развивать творческие умения в коллективном сочинении сказки, на предложенную тему (фантазию, воображение, умение самовыражаться);
активизировать речь детей;
воспитывать милосердие, доброту, внимательное отношение к окружающим.
Методы и приемы
Словесные: побуждающие вопросы, пояснения действий, объяснение, поощрение, беседа, художественное слово.
Наглядные: использование демонстрационного материала.
Практические: сочинение сказки.
Словарная работа: знакомство с новыми словами (прокурор, адвокат, милосердие).
Оборудование и материалы
Демонстрационный материал: иллюстрации.
Раздаточный материал: предметные картинки по теме.
Предварительная работа
Образовательные области Совместная образовательная деятельность с детьми Взаимодействие с родителями
Познавательное развитие Экспериментально-поисковая деятельность на факультативе
Наблюдения в природе Беседы с родителями о важности развития диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста
Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие Стихотворные упражнения. Игры с «телефоном»
(Эти виды занятий предшествуют проведению занятий с продуктивным диалогом) В данном случае на предыдушем факультативном занятии проводилась игра «Как, Ворона, ты живешь?» (Звонок Вороне)
«Стихотворные упражнения» - рекомендации родителям
Художественно-эстетическое развитие Рассматривание иллюстраций. Работа в раскрасках.
Свободное рисование.
(Проводяться с целью подготовки детей к дальнейшей работе по данной теме, настраивают их на определенный лад, являются неотьемлемой частью по подготовке к творческому самовыражению (сочинению сказки)
Рекомендации родителям по чтению художественной литературы дома
Ход занятия
Этапы занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 этап – вводный – 2 минуты. Цель: организация детей на предстоящую деятельность.
1. Создание образовательной ситуации (На доске иллюстрации с изображениями серой и белой вороны, стаи ворон)
«Снег и ворона»
Хвастает вороне снег:
- У меня такой успех!
Дети все со мной играют,
Радостно снежки бросают.
А ворона:
- Кар-кар-кар!
Меткий у детей удар.
Пусть снежки они бросают,
Но в меня не попадают!
Возражает белый снег:
- Просто ты заметней всех!
На снегу заметен серый
Сделай оперенье белым.
Тут ворона возмутилась:
Белой стать тебе намилость!
Ну уж нет! Тому не быть!
Буду серой я ходить! Слушают
2. Мотивирование детей на предстоящую деятельность Сегодня мы с Вами поведем разговор о Белой Вороне: о птице, которая встречается в природе очень редко, и о людях, отличающихся от других людей. Слушают
II этап – основной – 25 минут. Цель: Закрепить умение вести диалог без текста
3. Анализ стихотворения
1. О чем спорили снег и ворона?
2. Что предложил вороне снег?
3. Почему ворона не согласилась? Отвечают. О том, что важнее: быть белой, как снег, чтобы тебя было не видно. Или верить в доброту детей (просто играют в снежки, а не кидают их в птицу).
Стать белой, как он.
Потому что она верит в человеческую доброту.
4. Беседа Как вы понимаете поговорку «Стать белой вороной», если это относится к человеку?
Как вы думаете трудно или просто быть непохожим на других? Отвечают. Стать непохожим на других.
Отвечают. И трудно, и просто.
5. Игра Давайте с Вами поиграем.
Разделимся на две команды: «Прокуроры» и «Адвокаты».
(Раздает «прокурорам» шапочки, «адвокатам» воротнички.) Прокуроры будут обвинять ворону за то, что она не хочет быть похожей на других
Адвокаты будут защищать ее право быть не похожей на других.
Вывод: Кем Вам больше понравилось быть? Почему? Делятся на команды
Прокуроры: над тобой все будут смеяться, тебя поймает лиса.
Адвокаты: ты красивая, умная, добрая. Оставайся такой, какая ты есть.
Рассуждают, делают вывод.
6. Динамическая
пауза
«Как тебя зовут ворона?
- Карповна!
-Что ты делаешь ворона?
- Каркаю?
- Что кричишь, как на пожар?
- Нравится!
Каррроша- я! Карроша!
- Карррасавица!» Выполняют упражнения. Руки вперед. Руки за голову, наклоны головы в сторону. Руки вперед, прогнуться за руками. «Взмах крыльями». Руки на пояс, повороты корпуса вправо-влево. Руки отвести в стороны. Руки на пояс, притоптывания.
7. Продуктивный диалог. Сочинение сказки. А теперь я предлагаю Вам всем вместе сочинить сказку про «Белую Ворону»
Я начну, а вы продолжаете…
«Надоело однажды Белой Вороне быть Вороной. Пошла она к Волшебнице Сове, и превратила она Белую Ворону в шестилетнего мальчика, который оказался на большом дворе большого города. Там играли дети. Мальчик несмело отправился к ним. …
Записывает текст.
Перечитывает сказку.
Мы с Вами ее оформим, и добавим в нашу Книгу сказок. Сочиняют сказку.
Слушают.
8. Беседа Дети, а среди нас, в нашем детском саду, есть дети, непохожие на Вас?
Как вы думаете? Им легко или трудно?
Над людьми нельзя смеяться.
Можно только улыбаться,
Еще лучше – в кулачок,
А потом, вообще, молчок.
Если это, скажем, цирк,
Там, где клоуны кувырк,
Смейтесь и визжите даже,
Слова вам никто не скажет.
Но когда над человеком
Все смеются невпопад, –
Это очень неприятно,
Даже рифмы к слову нет!
А. Боголюбова
Что мы должны делать, чтобы им было лучше?
А что такое «милосердие»? Милосердие -
готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается, не требуя ничего взамен. Это готовность сопереживать и сочувствовать. Отвечают. Есть.
Отвечают. Трудно.
Мы должны быть добрыми и милосердными.
III часть – заключительная – 3 минуты Цель: выход из деятельности
Говорят, на свете есть белые вороны
Сестры их не любят, странных и смешных,
Не горюй, ворона! Я теперь все понял,
В том твое несчастье, что ты лучше их!
Не горюй, ворона! Не тоскуй глубоко!
Не спеши окрасится, не беги в кусты.
Может быть когда-нибудь, в будущем далеком,
Все вороны будут белыми, как ты!
Литература
Технология Н. А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре».
Е. А. Алябьева «От слова к диалогу»
«Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет» Издательство «Учитель»
С. И. Карпова, В. В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет»
О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!»