Елена Николаевна Сергеева
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Словоизменение и словообразование»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Словоизменение и словообразование» (лексическая тема фрукты)
Цель: формирование навыков словоизменения и словообразования
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
Расширять и обогащать словарь сематического поля «фрукты».
Образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных.
Коррекционно-развивающие.
Развивать слуховое и зрительное внимание.
Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку.
Развивать мелкую моторику рук и речевое дыхание.
Коррекционно-воспитательные.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР „Словоизменение и словообразование“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитывать культуру речевого общения.
Воспитывать навыки контроля и самоконтроля.
Воспитывать навык самостоятельной деятельности.
Воспитывать умение выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей.
Оборудование и материалы: предметные картинки, картинка «Фруктовый сад» - большой, маленький «Фруктовый сад» фрукты: груша, слива, яблоко, абрикос, лимон. Игрушка или изображение гнома, смайлики.
Ход занятия
Этап занятия Деятельность учителя-логопеда Деятельность детей
1. Организационный момент
Цель: организовать, настроить ребёнка на занятие 1. Эмоциональный настрой к занятию
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.
У всех хорошее настроение, но сядет на своё волшебное место тот, кто ласково по имени назовёт рядом стоящего друга
2. Правила поведения на занятии.
На занятии будь старательным,
Будь спокойным и внимательным,
Делай всё, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать. Слушают логопеда
Отвечают на вопросы логопеда
2. Работа над темой
Цель: создание условий для расширения и активизации словаря по теме
3. Сюрпризный момент.
Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие!
- Ребята, а вы любите путешествовать? (Да)
А отправимся мы с вами в сад, где растут фрукты?
- Кто скажет, как правильно назвать такое место, где растут фрукты?
Мы с вами очутились на новом месте.
4. Беседа по картине «Фруктовый сад»
-Что это за место?
- А как, вы догадались, что это фруктовый сад?
- Скажите, а какие фрукты растут в этом саду?
- О чём сегодня на занятии мы будем говорить?
Дети отвечают «Фруктовый сад»
Ответы детей
Дети по очереди называют фрукты
Принимают поставленную задачу
3. Сообщение темы Тема нашего занятия «Фрукты»
- Чтобы правильно красиво говорить, мы с вами сделаем дыхательную гимнастику.
4. Дыхательная гимнастика.
Цель: учить детей бесшумно производить вдох и плавно расходовать воздух на выдохе «Душистые фрукты»
-Душистые фрукты выросли в саду. Давайте понюхаем их аромат.
Вдох носом, не поднимая плеч. Выдох: «А-а-ах!», А-а- ах, как пахнет!
-Чтобы правильно и красиво говорить, мы сделаем гимнастику для язычка Дети выполняют за педагогом дыхательную гимнастику
5. Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата «Окошко», «Заборчик»-«Трубочка»- «Улыбка» Дети выполняют за педагогом артикуляционную гимнастику
6. Основной этап
Цель: формирование навыков словоизменения и словообразования Ребята, фрукты – это плоды, которые мы все очень любим. А почему мы их любим?
Да, ребята, вы правы, мы любим фрукты за то, что они сладкие, сочные, ароматные. А еще за то, что в них много витаминов, поэтому они еще и полезные.
Чтобы путешествовать по «Фруктовому саду» мы должны с вами поиграть в игру «Найди пару».
Правила игры: у каждого из вас есть свой фрукт. По команде «Раз, два, три- пару найди!» вы находите своего товарища с такой же картинкой, встаёте в пару и называете фрукты во множественном числе.
Пример: Банан- бананы.
(После игры дети садятся на свои места)
В фруктовом саду, каждое дерево имеет своё название
Упражнение «Фруктовые деревья»
Я буду показывать вам фрукт, а вы должны назвать названия дерево, на котором растёт данный фрукт.
Например: я показываю картинку банан – банановое дерево, груша- грушевое дерево, Яблоко- яблоневое дерево, слива- сливовое дерево, лимон- лимоновое дерево, абрикос- абрикосовое дерево.
Ответы детей
Дети встают в круг. У каждого картинка с изображением фрукта: яблоко, груша, лимон и т. д.
Называют фрукты во множественном числе.
Ответ детей (на ладонь)
Ответ детей
7. Физ. минутка
Цель: развивать координацию движений Веточки на яблоне поникли от печали, (Дети разводят руки в стороны. Поднимают руки. Слегка опускают вниз)
Яблочки на веточках висели и скучали. (Руки вверх, пальцы сжаты в кулачки, покачивание кулачками)
Девочки и мальчики ветки раскачали, (Руки вверх, энергичные наклоны в стороны на каждое слово)
Яблоки о землю звонко застучали (Хлопки ладонями по коленям на каждое слово) Выполняют указанные действия
Наш сад охраняет веселый?
Загадка
Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в саду ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь:
— Это …. - А почему это гном?
Работа с картинкой «Сад гномика»
Если посмотреть на гномика, то мы увидим, что по росту какой?
У гномика тоже есть свой сад. Если посмотреть на его сад и на наш, то мы увидим, что там тоже растут деревья. На деревьях растут фрукты.
-Но только они какие?
-Давайте попробуем сравнить наш сад, с садом гномика.
Упражнение «Садик гнома»
-У нас сад, а у гнома …садик
- У нас в саду растут яблоки, у гнома в садике растут… яблочки.
- У нас растут сливы, а у гномика… сливки.
- У нас растут груши, а у гнома в саду… грушки.
У нас растут абрикосы, а у гнома в саду… абрикосики.
У нас в саду растут лимоны, а у гномика растут лимончики.
Мы побывали в «Фруктовом саду» у гномика. Узнали какие фрукты у него растут. Сравнили его фрукты
- Гномику понравилось, как вы умеете сравнивать предметы. Чтобы благополучно выйти из «Фруктового сада», мы должны с вами выполнить ещё одно задание.
Ответ детей (гном)
Ответ детей
Ответ детей (маленькие)
8. Закрепление
Цель: умение образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных
Задание называется «Подумай и скажи»
-На ветке растёт лимон, а на ветках растут. (лимоны)
-На веточке растёт лимончик, а на веточках растут (лимончики).
-На ветке растёт яблоко, а на ветках растут (яблоки)
-На веточке растёт яблочко, а на ветках растут яблочки
-На ветке растёт абрикос, а на ветках растут. (абрикосы)
-На веточке растёт абрикосик, а на веточках растут (абрикосики).
-На ветке растёт слива, а на ветках растут. (сливы)
-На веточке растёт сливка, а на веточках растут (сливочки).
-На ветке растёт груша, а на ветках растут. (груши)
-На веточке растёт грушка, а на веточках растут (грушки).
Мы выполнили задания гномика все хорошо отвечали на поставленные вопросы нам успешно выйти из «Фруктового сада»
Итог занятия Рефлексия
Цель: формирование познавательного интереса - Скажите, где вы сегодня путешествовали на занятии?
(Мы сегодня на занятии путешествовали в Фруктовом саду)
- Кто охраняет наш фруктовый сад? (фруктовый сад охраняет гномик)
- Какие фрукты росли у нас в фруктовом саду?
- А какие фрукты росли в «Фруктовом саду» у гномика? Покажите свой смайлик «Настроения».
Ответ детей на вопросы