Елена Лобынцева
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г — Г, буква Г»
▼ Скачать + Заказать документы
в подготовительной логопедической группе по теме :
«Звуки Г – Г*, буква Г»
Цель:
Закрепить навыки четкого произношения звука и различения звуков «Г, Г*», познакомить с буквой «Г».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: „Звуки Г — Г, буква Г“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Учить согласованию прилагательных с существительными в прямом и косвенном падежах, упражнять в составлении предложений, используя предложенное словосочетание и заданный предлог, продолжить работу над закреплением навыка определения позиции заданного звука в слове, закреплять навык звукового анализа и синтеза слов,
Коррекционно-развивающие:
Закрепить навык произношения и различения звуков «Г, Г*» изолированно, в слогах, в словах, фразах, развивать слуховое внимание, фонематический слух
Воспитательные:
Воспитывать у детей навыки самостоятельности и взаимовыручки, воспитывать у детей интерес к занятиям;
Оборудование:
Схема для характеристики гласных и согласных звуков, палочки, карточки игры «Наложенные буквы», флажок, карточки в виде теннисных ракеток с квадратами синего и зеленого цвета, предметные картинки (виноград, сапоги, гитара, голубь, груша, попугай, георгин, герань, лягушка, снегирь, схемы для звукового анализа и синтеза, наборные полотна, предметные картинки (гуси, голуби, уши, синица, игрушки; предметные картинки (варежки, карандаши, майка, тетрадь, шарф, платок, блюдце, ведро; карточки со схематичным изображением предлогов.
Ход занятия:
Вводная часть.
«Игра «4-й лишний».
- Ребята, давайте поиграем в игру «4-й лишний».
- Послушайте 4 слова, назовите лишнее и объясните, почему вы так думаете.
ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ГУСЬ, ЗАЯЦ
ПОМИДОР, ГВОЗДИКА, СВЕКЛА, КАПУСТА
ГЕРАНЬ, МУХА, ОСА, ПАУК
САПОГИ, КОФТА, МАЙКА, БРЮКИ
Основная часть.
1. Знакомство с темой:
- Какой общий звук мы слышим в словах гусь, гвоздика?
В словах гусь, гвоздика общий звук [г].
Дайте его характеристику?
Это согласный, твердый, звонкий, звук.
Какой общий звук мы слышим в словах герань, сапоги?
В словах герань, сапоги общий звук [г`]
Охарактеризуйте этот звук?
Это согласный, мягкий, звонкий, звук.
2. Развитие фонематического восприятия:
А. Игра «Телефон».
- Я буду звонить кому-то из вас, а вы точно передайте другим ребятам, что услышите по телефону.
- Сначала я позвоню Роме.
Тихим голосом на ухо ребенку произносится цепочка слогов :
Га - га - гя, гя - гя - га
го - ге - го, гэ– гэ - ге
гю - гю - гу ги – гы – гы
Ребенок повторяет громко и четко услышанную цепочку.
Б. Игра «Слог назови, флажок другу подари».
Дети по цепочке передают друг другу флажок, произнося выпавший на них слог.
Слоговая цепочка оговаривается заранее:
Например, га – гя и гу - гу – гю.
га – гя – га - гя…
гу- гу - гю - гу - гу - гю…
В. Игра «Теннисисты».
У детей 2 карточки в виде теннисных ракеток. На первой наклеен синий квадрат, обозначающий согласный твердый звук [г], на второй - зеленый квадрат, обозначающий согласный мягкий звук [г`]. Воспитанникам предлагается послушать слово и определить на слух, согласный твердый звук или согласный мягкий звук в нем. А затем поднять соответствующую ракетку.
ГАРАЖ, ПИРОГИ, ГИМН, ГЕРКУЛЕС, ГРУЗОВИК, ГЕРОЙ, ГЕНИЙ, ГОРДОСТЬ, ДОРОГА, ОГОНЬ.
Г. Игра «Подари картинки Гене и Гале».
На наборном полотне предметные картинки. Дети отбирают картинку, в названии которых есть звук Г, определяют позицию данного звука в слове.
-Назовите картинку, в названии которой есть звук Г и определите место звука в слове.
Д. Выделение слов с заданными звуками из стихотворного текста.
- Слушайте стихотворение, найдите и запомните слова со звуками [г] - [г`].
«Голуби – гости города».
Голуби на газоне сидели, горделиво головами вертели.
Гена с Галей рогалик купили, но про птичек не забыли.
Гули деток окружили, крошек вкусных попросили.
Гена с Галей сдобу ели, но для птиц не пожалели:
-Вас спасем от голода! Вы же гости города!
(Е. Налетова)
3. Звуковой анализ – синтез обратных и прямых слогов.
Игра «Угадайка».
- Гена и Галя играли в кубики красного, синего и зеленого цветов. Они выкладывали из них узор. Если вы будете внимательно слушать, то сможете угадать, что у них получалось.
Дети сидят за столами. На доске выкладывается звуковая схема слога, но закрывается от детей. Им предлагается выложить схему услышанного слога, а затем сопоставить со слогом, который логопед впоследствии откроет. С детьми, у которых допущена ошибка, проводится работа:
- Сколько звуков ты услышал (а?
-Назови первый звук?
-Какой это звук?
-Назови второй звук.
-Какой это звук?
-Определи количество звуков в слоге?
Затем дети наоборот придумывают слог к заданной схеме.
- Придумайте сами слог к кубикам, с которыми играли Гена и Галя. В придуманных вами слогах гласные звуки любые, согласный твердый звук [г], согласный мягкий звук [г`].
АГ, УГ, ЭГ и т. д.
ГЕ, ГЮ, ГЯ и т. д.
ГО, ГУ, ГЫ и т. д.
ИГЬ, ЭГЬ, ОГЬ и т. д.
5. Звуковой анализ – синтез слов.
Игра «Отгадай картинку».
Хочу предложить вам поиграть в игру «Отгадай картинку»
-Отгадайте, что изображено на картинке. (На доске перевернута картинка «Гуси». Параллельно с озвучиванием картинок голубь, уши, синица, игрушки - сами картинки выставляются на наборное полотно.)
- Я вам помогу: В загаданном слове 2 слога, и чтобы угадать это слово, вам надо выделить первые звуки в словах голубь, уши, синица, игрушки и соединить их в 1 слово.
Дети называют варианты «угаданных» слов. Переворачивается картинка «Гуси».
-Давайте проверим, как же вы отгадали слово «гуси» и составим его схему. Дети по одному выходят к доске, отвечают на вопрос, характеризуют звук, выставляют нужную схему. Остальные работают за столами.
- Назови первый звук в слове голубь? (Первый звук в слове голубь - [г]).
- Какой он?
- Это согласный, твердый, звонкий звук.
- Какой квадрат положим?
- Положим синий квадрат.
- Назови первый звук в слове уши? (Первый звук в слове уши - [у]).
- Какой он?
- Это гласный звук.
- Какой квадрат положим?
- Положим красный квадрат.
- Назови первый звук в слове синица (Первый звук в слове синица - [с`]).
- Какой он?
- Это согласный, мягкий, глухой звук.
- Какой квадрат положим?
- Положим зеленый квадрат.
- Назови первый звук в слове игрушки? (Первый звук в слове иглы – [и]).
- Какой он?
- Это гласный звук.
- Какой квадрат положим?
- Положим красный квадрат.
Фронтальный опрос :
- Сколько всего звуков в слове «гуси»?
- Сколько согласных твердых звуков?
- Какой?
- Сколько согласных мягких звуков?
- Какой?
- Сколько гласных звуков?
- Какие?
- Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов!
- Сколько слогов в слове «гуси»? (В слове «гуси» 2 слога.).
6. Физкультминутка.
Грач качался в гамаке, наклоны в стороны
Гуси - в волнах на реке, покачивание на ногах вперёд-назад
Мимо голуби летели взмахи руками
И на веточку присели приседание
Веточка качается покачивание руками
Неплохо получается.
7. Согласование прилагательных с существительными.
- Посмотрите, пожалуйста, на картинки: варежки, карандаши, блюдце, ведро, майка, тетрадь, шарф, платок.
Выставляются на наборное полотно и озвучиваются логопедом.
- Все они голубого цвета. Про что можно сказать голубой? (Можно сказать голубой платок). Про что можно сказать голубая? (Можно сказать голубая тетрадь) и т. д.
8. Образование формы Р. п. прил. и сущ. в ед. и мн. числе.
Игра «Чего не стало?»
Картинки по одной убираются с наборного полотна. Учитель спрашивает у детей «Чего не стало?» (Не стало голубых варежек) и т. д.
9. Составление предложений с предложенным учителем словосочетанием и определенным предлогом.
К оставшейся на наборном полотне картинке «голубой шар» добавляется карточка со схематичным изображением предлога НАД (НА, ПОД, В, ИЗ).
- Составьте предложение, используя в нем словосочетание «голубой шар» и предлог НАД.
(Дети составляют 3 - 4 предложения и происходит замена карточки предлога).
10. Работа с буквой Г.
А. Выкладывание буквы Г из палочек.
- Ранее вы узнали, что звуки [г]-[г`] обозначаются буквой Г. Вы печатали ее в своих тетрадях. Теперь давайте выложим ее из палочек.
Б. Игра «Узнай букву»
- Вы знаете не только букву Г, но и много других. Назовите буквы, которые вы увидите.
Заключительная часть.
Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня учились не путать между собой?
- Мы учились различать звуки [г]–[г`] .
- Звук г – какой?
- Звук [г] – это согласный, твердый, звонкий звук.
- Звук г – какой?
- Звук [г] – это согласный, мягкий, звонкий звук.
- Какой буквой обозначаем звуки [г] – [г`]?
- Звуки [г] – [г`] обозначаем буквой Г.
За хорошую работу получаем солнышко.