Нина Погорелая
Конспект фронтального занятия в старшей группе с ФФНР по теме «Звук [С’]. Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-образовательные:
—познакомить детей со звуком [С'] и его акустико-артикуляционными признаками, закреплять навык составления характеристики звука по плану;
—обогащать словарь детей по теме «Зимующие птицы», активизировать словарь признаков предмета, учить подбирать родственные слова.
Коррекционно-развивающие:
—развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;
Публикация «Конспект фронтального занятия в старшей группе с ФФНР по теме „Звук [С’], Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
— закреплять понятия: согласный мягкий звук, слог, слово, предложение;
—развивать умение выделять звук [С'] из ряда других звуков, в слогах, словах, предложениях, тексте;
—развивать фонематический слух, учить определять на слух позицию заданного звука в слове.
Коррекционно-воспитателъные:
—воспитывать умение аккуратно обращаться с раздаточным материалом;
—воспитывать любовь к природе.
Оборудование: зеркала по количеству детей, план-схема для характеристики звука, цветные фишки для обозначения звуков и со-ставления схем, коробочки с палочками, цветные карандаши, листочки с изображением синичек для раскрашивания, презентация «Путешествие в зимний лес», аудиозаписи: «Танец снежинок» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», «Зима» Вивальди.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Психогимнастика.
- Какое сейчас время года? (Зима)
Покажите, что вы замерзли, съежились, как воробушки. Отогрелись, расслабились на солнышке. Еще раз.
2. Сообщение темы.
- Отгадайте загадку: Как будто белой скатертью
Он крышу застелил,
В серебряные платьица
Деревья нарядил. (Снег)
- Назовите родственные слова к слову «снег».
- Какой первый звук в слове-отгадке?
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний сказочный лес, где встретим много слов со звуком [С'], который будем учиться красиво и правильно произносить.
3. Артикуляционная гимнастика.
Но сначала по порядку сделаем для язычка зарядку.
Язычок с утра проснулся («Лопаточка»,
Сладко-сладко потянулся («Качели», «Часики»,
Причесался («Расческа»,
Улыбнулся («Улыбка»,
А потом почистил зубки («Чистим нижние зубки язычком»,
За заборчиком сидит («Забор»)
И тихонечко свистит: сь…
4. Анализ артикуляции и характеристика звука.
Проводится с опорой на схему и зеркала.
- В каком положении губы, когда мы произносим этот звук? Зубы? Язык? Какая воздушная струя? Есть ли голос?
Правильно. При произнесении звука [С'] губы в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос не работает.
Логопед: Дайте характеристику звуку [С']?
(Звук [С'] –согласный, мягкий, глухой звук)
5. Развитие фонематического слуха.
(слайд 1)
— Ребята, прислушайтесь, что это за звуки?
На экране появляется изображение оленя из сказки «Серебряное копытце».
- Кто знает из какой сказки этот гость? Какой первый звук в названии сказки? Вот кто отвезет нас в Сказочный лес. Но сначала олененок просит нас поиграть с ним в «Ловушки». Если услышите звук [С'], то должны его поймать в ладошки.
М, сь, к, п, сь, ш, л, у, сь, т, ф, сь, и, сь
- А вот и сани (слайд 2, только, чтоб на них забраться, надо лесенку нам сделать постараться. На ваших столах лежат коробочки, слушайте внимательно, когда я произнесу слог со звуком [С'], выкладывайте палочки на стол.
ась уп эсь он ок се до му сю си во
синий, белый, серебристый, желтый, голубой, серый.
А теперь смастерите из этих палочек лесенку для саночек.
6. Физминутка. Дети встают в круг на ковре. Звучит аудиозапись «Танец снежинок» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Выпал беленький снежок,
Волнистые линии руками сверху вниз.
Соберемся мы в кружок.
Берутся за руки, идут по кругу.
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Мы на саночки садимся
Берутся за плечи, идут по кругу.
И под гору быстро мчимся.
Легкий бег. Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех.
7. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
(слайд 3) Ребята, где мы оказались? Какой это лес? (Зимний, сказочный) Что лежит на деревьях? Снег какой? ( Дети по очереди подбирают слова-признаки: белый, пушистый, сверкающий, холодный, хрустящий, рассыпчатый, переливающийся, красивый, искристый, серебристый)
А кто это там на ветках чирикает, присмотритесь.
Загадки.
1. Маленький мальчишка
В сером пальтишке.
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей) (слайд 4)
Какого цвета грудка у воробья? (серого) В этом слове есть звук [С']? Где он: в начале, середине или конце слова?
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Синенькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица) (слайд 5)
Давайте поймаем синичку, поделим это слово на слоги. (Дети отхлопывают слоги). В каком слоге спрятался звук [С']? (В первом) Назовите его («Си»). Сколько это звуков? Какой первый звук? (Выкладывается схема слога) Второй звук?
3. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Кто она?. (Ворона) (слайд 6)
Ворона – это всеядная птица. Как вы понимаете это выражение?
4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь) (слайд 7)
Деление слова на слоги, определение места звука [С'] в слове. Выкладывание
звуковой схемы слова «снег».
5. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Стрекотунья белобока,
А зовут её. (Cорока) (слайд 8)
Почему сороку прозвали «непоседой»? В этом слове есть звук «Сь»? Где он?
6. Как пришла пора метелей,
На рябину налетели, (Свиристели) (слайд 9)
Заскрипели,
Засвистели-
Всё до ягодки поели.
Деление слова на слоги, определение места звука [С'] в слове.
8. Пальчиковая гимнастика.
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимать, разжимать пальцы.
Прилетело? Мы расскажем. Махать перекрестно сложенными ладонями.
Две синицы, воробей, Загибать по одному пальчику на обеих руках.
Семь щеглов и снегирей,
Дятел в пестрых перышках. Постукивать щепотью правой руки об левую
Всем хватило зернышек. ладонь.
Н. Нищева
9. Развитие связной речи.
Составление предложений по картинкам. (слайд 10)
Синица сидит на руке. Синица ест зернышки. Семь синиц прилетело к кормушке. Синички сидят на осине. Синички хотят есть.
Ребята, как птичкам живется зимой? Почему? Что мы можем сделать, чтоб помочь птицам выжить зимой?
Хоровое проговаривание стихотворения (заранее разученного с воспитателем) :
Снегирь, свиристель, сорока, синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же сами.
10. Раскрашивание синички.
Под тихую музыку Вивальди «Зима». (слайд 11)
11. Итог занятия. Оценка детей.
- О чем мы сегодня говорили на занятии? Какой звук учились правильно произносить? Вам понравилось наше путешествие в лес? Кому трудно приходится зимой? Как мы можем им помочь? Вы – молодцы!