Лучший педагог года

Конспект занятия по математике «Сравнение групп предметов. Знаки «равно» и «не равно»

Лилия Акчулпанова
Конспект занятия по математике «Сравнение групп предметов. Знаки «равно» и «не равно»

«Игралочка-ступенька к школе», часть 3

Тема: Сравнение групп предметов. Знаки = и.

Цель: 1) сформировать представление о равных и неравных группах предметов, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков = и ;

2) сформировать опят самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

Публикация «Конспект занятия по математике „Сравнение групп предметов, Знаки „равно“ и „не равно“» размещена в разделах

3) тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по высоте, закрепить счёт в пределах 10;

4) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, самостоятельность, инициативность, мелкую моторику рук, творческие способности.

Материалы к занятию

Демонстрационный:

1) Географическая карта с изображением Африки к заданию 2.1.

2) Схемы к заданию 4.1

Раздаточный:

1) Парные карточки к заданию 2.1.

2) На каждую пару детей столбики разного цвета и высоты и 2 круга-подноса (к заданию 2.2.

3) Лист к заданию 3.1.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель предлагает детям отправится в путешествие в Африку.

- Хотите?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Посадка в самолёт».

Дидактические задачи:

1) Актуализировать знания детей об окружающем мире, их умение устанавливать равенство групп предметов с помощью составления идентичных пар;

2) Тренировать мыслительные операции- анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки.

- На чём мы поедем в путешествие? (на пароходе)

- Чтобы попасть на пароход, надо приобрести билеты.

Воспитатель рассказывает, что в каждой каюте будут плыть 2 человека, поэтому нужно внимательно рассмотреть свою карточку (билет) и найти человека, у которого пирамидка составлена из точно такого же набора деталей. Воспитатель выставляет схему № 1.

Задание проверяется индивидуально у каждой пары детей. При этом воспитатель задает детям вопросы:

- Почему вы считаете, что ваши картинки одинаковые? (Потому что на одной картинке, например, большое жёлтое кольцо – и на другой картинке такое же большое жёлтое кольцо и т. д., то есть между всеми деталями картинок можно составить пары одинаковых деталей.)

2.2. Игра «Сок на завтрак».

Дидактические задачи:

1) Актуализировать умение составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила, закрепить сравнение предметов по высоте;

2) Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, коммуникативные навыки.

Дети парами подходят к столам, на которых находятся столбики разной высоты и цвета, стоящие вперемешку,- это стаканы с соком (столбики можно сложить из кубиков ЛЕГО). Кроме этого на столах имеются два одинаковых круга – подносы (Р-2)

Воспитатель рассказывает, что на корабле готовятся к завтраку.

- Кто готовит на корабле? (Кок)

Воспитатель рассказывает, что на корабле кок налил в стакан сок.

- Как вы думаете, какой сок налит в стакан?

Кок просит детей помочь ему поставить стаканы с соком на два подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком.

- Как вы будете это делать?

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

- Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же стакан- на другой поднос.

- Чем отличаются стаканы? (Цветом и высотой.)

- Какие стаканы можно назвать одинаковыми? (Стаканы у которых одинаковый цвет и одинаковая высота.)

- Как вы будете сравнивать стаканы по высоте? (Мы поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край. Если верхние края двух стаканов совпадают, то они равны по высоте.)

Далее детям предоставляется самостоятельность. В результате на каждом подносе должны оказаться одинаковые стаканы:

- Сколько стаканов вы поставили на каждый поднос? (4 стакана)

- Сколько стаканов вы на подносе не поставили? (4 стакана)

- Почему вы эти стаканы не поставили на подносы? (Потому что у этих стаканов не было пары- точно такого же стакана.)

-Получились ли у вас одинаковые, равные наборы стаканов?

- Почему вы считаете, что наборы равные?

Дети с помощью воспитателя проговаривают: потому что у каждого стакана есть пара.

2. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Сравни грузы».

Дидактические задачи:

1) Актуализировать запись равенства с помощью знака = и создать мотивационную ситуацию для введения знака ;

2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.

Каждому ребенку выдается лист к заданию 3.1.

«Сравни группы предметов в мешках и поставь между ними нужный знак».

Воспитатель рассказывает, что капитан корабля везет различный груз, положенный в мешки. Он просит детей сравнить группы предметов в мешках и поставить между ними нужный знак.

- Как вы будете выполнять задание?

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм, пользуясь схемой №1. Сначала дети работают с первой парой мешков.

-Какой знак вы поставили между первой парой мешков? (Знак равенства)ю

Затем дети работают со второй парой мешков.

-Какой знак вы поставили между второй парой мешков?

Со второй парой возникло затруднение, так как дети не знают обозначения неравных групп предметов.

- Почему вы не можете выполнить задание? (Потому что известный нам знак не подходит, а другого знака мы не знаем.)

- Что нужно сделать для того, чтобы выполнить новое задание? (Нужно узнать новый знак.)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) Познакомить со знаком неравенства ;

2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что – то не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;

3) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

- Как это можно сделать? (Можно попытаться придумать самим, а потом проверить себя по учебнику).

Воспитатель побуждает детей предлагать варианты такого знака.

Выслушиваются все варианты детей. Если дети не догадываются перечеркнуть знак равенства, воспитатель задает вопрос:

- Как с помощью символа вы записывали, например, не красный? Нужный символ зачёркивали.

Воспитатель соглашается с детьми и говорит, что в их тетрадях записан такой знак- воспитатель пишет такой знак на доске.

- О чём говорит этот знак? (О том, что группы предметов не равны.)

- В каком случае можно сказать, что группы предметов не равны? (В том случае, если нельзя составить пары одинаковых предметов.)

Воспитатель предлагает детям для того, чтобы не забыть, в каком случае ставится знак неравенства, нарисовать картинку. На доску вывешивается схема № 2 ,и дети еще раз проговаривают правило.

5. Введение нового знания в систему знаний.

5.1. Работа в учебнике-тетради («Игралочка-ступенька к школе», ч. 3).

Дидактические задачи:

1) Закрепить умение самостоятельно составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила;

2) Тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, самостоятельность.

Дети садятся за столы.

Воспитатель говорит детям, что они приплыли и первые кто их встретил, были братья –козлики. Воспитатель предлагает открыть учебники-тетради по закладке и рассмотреть картинку № 1,с. 19.

«Накорми козликов ужином так, чтобы каждый получил равный ужин».

Дети должны провести линии от каждого плода к обоим козликам так, чтобы разбить все плоды на две равные группы.

Детям предоставляется самостоятельность.

После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос:

-Что получил на ужин каждый козлик? (1 яблоко,2 груши и 1 банан.)

- Почему вы считаете, что ужины равны? (Потому что каждый козлик получил одно и то же)ю

5.2.. Работа в учебнике-тетради («Игралочка-ступенька к школе», ч. 3).

1) Закрепить умение самостоятельно устанавливать равенство и неравенство групп предметов и обозначать его с помощью знаков = и ;

2) Тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, самостоятельность.

Пора возвращаться домой. Воспитатель рассказывает, что по пути из Африки домой на корабль погрузили много коробок и все их надо сравнить с помощью знаков равенства и неравенства.

№2, с. 19

«Сравни с помощью знаков = и».

Дети выполняют задание самостоятельно. После выполнения задания воспитатель задает вопрос:

- Какой знак вы поставили между зелеными (синими, красными) мешками?

- Почему вы поставили именно этот знак?

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где вы сегодня побывали?

- Кому смогли помочь?

Какие новые знания дали вам возможность угостить пассажиров корабля соком так, чтобы никто не был обижен, накормить козликов, разобраться с грузом?

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе «Сравнение двух неравных групп предметов способом наложения» Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе «Сравнение двух неравных групп предметов способом наложения»Воспитатель: Михалева И. А. Цель: Упражнять.

Конспект по математике в подготовительной группе «Сравнение предметов по высоте» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Сравнение предметов по высоте» Цель: совершенствование умения детей группировать предметы.

Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «Сравнение двух неравных групп предметов способом наложения и приложения» Цель: формирование представлений о сравнении количества предметов (равное или неравное) в двух группах. Задачи: - учить сравнивать две группы.

Конспект занятия по математике в средней группе «Повторение. Закрепление. Сравнение предметов по ширине, длине, высоте» ЦЕЛЬ: Учить детей сравнивать предметы по ширине, длине и высоте. ЗАДАЧИ: Определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять.

Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Сравнение двух предметов по длине» Цель: формирование понятий «длинный – короткий» Задачи: обучающие 1. способствовать обучению в сравнении предметов по длине; 2. продолжать.

Конспект занятия для детей средней группы. Сравнение двух групп предметов способом наложения «Поиграем со щенком» Конспект занятия Средняя группа «Сравнение двух групп предметов способом наложения» Тема : «Поиграем со щенком» Задачи: Обучающая: Формировать.

Конспект игровой ОД по ФЭМП во второй младшей группе «Сравнение двух неравных групп предметов способом наложения»Конспект игровой ОД по ФЭМП во второй младшей группе «Сравнение двух неравных групп предметов способом наложения» Конспект ИОД по ФЭМП во второй младшей группе: «Сравнение двух неравных групп предметов способом наложения» Программное содержание. - Упражнять.

План-конспект занятия по математике для детей 3–4 лет «Сравнение предметов, счет в пределах пяти» План-конспект живая математика для детей 3-4 лет на тему :Сравнение предметов, счет в приделах пяти. Воспитатель: Копылова Анастасия Игоревна.

Самоанализ к НОД по математике в подготовительной группе «Сравнение предметов по высоте» Самоанализ воспитателя детского сада открытой НОД «Познание: ФЭМП» для детей 6-7лет Самоанализ открытой непосредственно-образовательной.

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе «Сравнение двух групп предметов»Занятие по ФЭМП во второй младшей группе «Сравнение двух групп предметов» Конспект открытого занятия по ФЭМП во второй младшей группе Воспитатель: Жакова Н. Х. Тема: Сравнение двух групп предметов Цели занятия:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по математике «Сравнение групп предметов. Знаки «равно» и «не равно»
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 15:21
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД