Лариса Лесянская
Конспект индивидуально-подгрупповой НОД с использованием ЭОР «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и фразовой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуально-подгрупповой непосредственной образовательной деятельности с использованием электронного образовательного ресурса (ЭОР).
Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах
и фразовой речи».
(По мотивам музыкального фильма-сказки «Приключения Буратино»,снятого режиссером Л. Нечаевым по сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»,на киностудии Беларусфильм в 1975 году.)
Публикация «Конспект индивидуально-подгрупповой НОД с использованием ЭОР „Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и фразовой речи“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепление правильного произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
- Уточнение артикуляции звука [Р];
- Формирование навыков анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
- Закрепление зрительного образа буквы [Р];
- Расширение словарного запаса;
- Продолжать корректировать лексико-грамматический строй речи;
- Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением;
Коррекционно-развивающие:
- Развитие мимической и артикуляционной мускулатуры ребенка;
- Развитие зрительного и фонематического восприятия;
- Развитие памяти, мышления;
- Развитие тонкой, общей и артикуляционной моторики, координации речи с движением;
- Развитие диалогической речи, речевого дыхания;
Коррекционно-воспитательные:
- Формирование положительной установки на участие в занятии;
- Воспитывать желание помочь игровым персонажам, умение действовать сообща;
- Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
Оборудование:
- Зеркало;
- Доска;
- Картинка для выполнения артикуляционной гимнастики “приключения язычка»;
- Картинка с большой буквой Р;
- Предметные картинки овощей и фруктов со звуком «Р»
- Су-Джок тренажёр;
- Персональный компьютер;
- Аудио магнитофон с диском из пособия «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищевой, Л. Б. Гавришевой;
- Мультимедийный экран;
- Презентация по фильму-сказке «Приключения Буратино»
Предварительная работа: разучивание физкультурной минутки, логопедической распевки, просмотр музыкального фильма - сказки «Приключения Буратино»
Ход занятия.
I Мотивационный этап.
1. Организационный момент.
Логопед приглашает детей пройти в кабинет и сесть за столы:
- Здравствуйте, ребята!
- Здрав-ствуй-те!
- Как ваше настроенье?
- Очень хорошо!
- Пора нам заниматься.
- Да-да-да!
- Мы будем все стараться
- Так же как всегда.
- Будем мы играть
На вопросы отвечать.
- Посмотри, какая красивая картинка у нас на экране. (слайд №1)
Наверное, кто-то за ней спрятался. Давайте отгадаем загадку и узнаем кто же это?
Это что за очень странный
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? (Буратино)
На экране появляется изображение Буратино из фильма - сказки «Приключения Буратино». (слайд №2)
Звучит музыка из кинофильма.
- Вот наш гость - Буратино.
Ребята, а кто знает, как называется художественный фильм, в котором живет наш герой? («Приключения Буратино»).
- Правильно, это старый добрый фильм-сказка о приключениях деревянного мальчика Буратино, который любили в детстве смотреть ещё ваши мамы и папы. А теперь они выросли и смотрят этот фильм вместе с вами.
-Буратино веселый мальчик, но почему-то сейчас он расстроен. (слайд №3)
Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук «р».
- Мы сможем помочь нашему гостю? Ведь вы уже научился правильно выговаривать этот звук. Это было сложно, но вы старались и долго тренировались.
- Давайте поможем Буратино выполнить все задания и упражнения.
- А у Буратино есть язычок (Да, как и у всех детей, у него есть язычок).
Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.
II. Деятельностный этап.
1. Артикуляционная гимнастика
Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко (высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”, посмотрел по сторонам (“часики”, почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”, подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).
- Буратино понравилось с нами заниматься. Смотрите, он опять улыбается.
(слайд №4)
2. Уточнение правильной артикуляции при произнесении звука [Р].
- Послушайте внимательно и скажите, какой звук я выделила
в слове : Бур-р-р-р-р-ратино? («р».)
- Выбери карточки-символы, которые показывают, как правильно произносить звук «р»
Ребёнок выбирает карточки и кладёт их перед собой.
- Каким должен быть язычок при правильном произношении звука «р»?
(Широким).
- Что должен делать ротик?
(Улыбаться).
- Какой должна быть воздушная струя?
(Сильной, холодной).
3. Характеристика звука «р».
- Давайте расскажем, какой звук «Р».
Дети выбирают карточки, кладут их перед собой и комментируют свои действия:
"Звук «р»-согласный, бывает твёрдый и мягкий, всегда звонкий.
4. Изолированное произнесение звука с помощью Су-Джок тренажёра.
- Возьмите в руки массажные шарики и катая их по каждому пальчику, произнесем красиво и правильно звук «р».
(Громко, тихо, кратко, длительно).
- Какой это звук? (Твердый согласный, звонкий.)
- Будем стараться произносить этот звук и помнить, что выдыхаемая воздушная струя - сильная, кончик языка - дрожит.
5. Автоматизация звука «р» в словах.
- А кто помнит, имена других героев этого фильма-сказки, в названиях которых есть звук «р»? (Папа Карло, Арлекин, Карабас-Барабас, Пьеро, Артемон, Черепаха Тортилла, Дурремар)
- Давайте посмотрим на наш экран и еще раз назовем героев.
(Слайд №5, Слайд №6, Слайд №7, Слайд №8, Слайд №9, Слайд№10)
6. Физкультминутка.
- Посмотрите, Буратино немного повеселел.
Но еще одна беда - он потерял свой золотой ключик.
«Буратино»
(Дети выполняет соответствующие движения).
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Слайд№ 11: Буратино держит золотой ключик)
7. Автоматизация звука «р» во фразовой речи.
- Ребята, а хотите оказаться в сказке, в гостях у Буратино и его друзей?
(Да)
- Тогда, в путь!
А что бы нам было веселее, будем петь песни.
ра-ра- во дворе у нас гора
ру-ру – собирайте детвору
ры-ры- покатаемся с горы
ра-ра- очень рада детвора
- Вот мы и оказались в гостях у Буратино и Мальвины.
(слайд № 12: Мальвина угощает гостей чаем и пирогами)
Игра «С чем пирожки?»
- Давай посмотрим, чем нас угощает Мальвина? (чаем и пирожками).
- А какая начинка у пирожков? С чем пирожки?
(Раздаются предметные картинки овощей и фруктов. Дети отвечают.
Например: пирог с картошкой, черникой, морковкой, брусникой и т. д.)
- Вы все правильно отвечали.
За это Мальвина приготовила вам игру:
поправьте меня, если я перепутаю слова в конце предложений.
Игра «Путаница»
* Расцвели на клумбе козы,
В огород забрались розы.
* Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.
* На конверт наклею маску,
На лицо надену марку.
* Я возьму от сыра кошку,
Угощу я нашу корку.
Игра «Исправь предложение»
- А теперь нам пора возвращаться домой и нам предстоит самое ответственное задание. И если мы с ним справимся, Буратино непременно научится красиво и правильно говорить звук «р».
Исправь предложения:
Мяч играет в Буратино (Буратино играет в мяч)
Карабаса-Барабаса носит борода (Бороду носит Карабас-Барабас
Пруд плавает в Черепахе Тортиле (Черепаха Тортила плавает в пруду)
Пьеро рычит на Артемона (Артемон рычит на Пьеро).
III Рефлексивный этап.
Вот и закончилось наше путешествие. В гостях хорошо, а дома лучше. Предлагаю попрощаться с героями нашей сказки и вспомнить, о каком звуке мы сегодня говорили. Какой звук научился говорить Буратино?
Выполняется упражнение из «Логопедических распевок» на автоматизацию звука «р».
Логопед дает качественную оценку работы каждого ребенка.
Ссылки на авторов (источники) :
1. Нищева Н. В., Гавришева Л. Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры CD : Учебно методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012. – 48 с.
2. Физкультурная минутка - https://nsportal.ru/detskii-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/fizminutki-dlya-doshkolnikov