Ирина Вотинцева
Индивидуальное занятие учителя-логопеда «Космическое путешествие». Постановка и автоматизация звука [л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия учителя-логопеда. Космическое путешествие. Постановка и автоматизация звука [л].
Цели:
Учить ребенка правильно выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л];
Развивать мелкую моторику рук;
Формировать правильный артикуляционный уклад [л];
Развивать фонематический слух, упражнять в выделении звука на фоне других звуков, слогов, слов;
Закреплять поставленный звук[л] в слогах и начале слов;
Развитие логического мышления;
Публикация «Индивидуальное занятие учителя-логопеда „Космическое путешествие“, Постановка и автоматизация звука [л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Сценарии космических развлечений
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Оборудование: зеркало, предметные картинки.
Словарная работа: Луна, луноход, Лунтик, лунка, лунный, лупа, лук, лунатик
Ход занятия:
- Здравствуй! У нас сегодня будет необычное занятие. Я предлагаю отправиться в космическое путешествие.
1 часть: Артикуляционная гимнастика.
- В космос летят только самые умные, ловкие и умелые! А еще, нужно уметь красиво и четко говорить! Мы будем передавать друг другу команды и если их произносить нечетко, то нас никто не сможет понять и наш космический корабль может потерпеть крушение.
Итак, приступаем к нашей гимнастике для язычка, чтобы научиться красиво говорить!
• Упражнение «Иллюминатор космического корабля»
Нужно широко улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживаем такое положение под счет до 10.
• Упражнение «Иллюминатор открывается и закрывается»
Давай широко улыбнёмся, покажем зубы, затем удерживая такое положение, будем на счёт раз- разжимать зубы, а на два- закрывать. Выполним 10 повторений.
• Упражнение «Протрём иллюминатор»
Рот широко откроем, кончиком языка проведём по верхним зубам сверху вниз. Медленно, не закрывая рот выполним 10 повторений.
• Упражнение «Красим потолок»
- В нашем корабле нужно покрасить потолок. Давай сначала выберем цвет. Каким цветом будете его красить? (ответ ребенка). Приступаем.
Рот широко откроем, широким кончиком языка гладим небо, приближаясь к верхним зубам. Выполним не спеша 10 раз.
• Упражнение «Крепкий потолок»
- Ой, мне кажется у нас небольшая проблема. Наш потолок вот вот может упасть, давай ты будешь его удерживать, а я постараюсь его закрепить. Начали!
Рот широко откроем, кончик языка упрём в бугорки за верхними зубами. Рот не закрываем. Удерживаем в таком положении до 10 секунд.
- Молодец! Ну вот мы с тобой подготовили наш корабль к отправке! Протерли иллюминаторы, покрасили и укрепили потолок. Теперь можно отправляться в наше космическое путешествие!
2 часть: Постановка звука Л
- Итак, заводим свои луноходы. После того, как луноходы завелись, они начинают гудеть.
Упражнение «Космический корабль гудит»
Наши губы в улыбке, кончик языка зажат между зубов. Длительно и протяжно произносим гласный звук [ы]. Проверяем куда выходит воздушная струя. (В щеки)
- Замечательно! Наши корабли завелись, загудели и полетели! Сейчас мы будем делать остановки на маленьких планетах, о которых даже никто не знает!
3 часть: Автоматизация звука Л в слогах
(Логопед даёт «маршрутный лист», ребёнок ведут пальцем от картинки с космическим кораблём до гласной буквы изображенной на планете) .
- Итак, по очереди начинаем перемещение по планетам. Главное, продолжать гудеть, губы держим в улыбке, язычок между зубками. Как только приближаемся к нашей планете (букве, разжимаем зубки и получается название планеты, оказавшейся по нашему курсу!
Ребенок произносит: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
А О
У Ы
Э
4 часть: Развитие фонематического слуха
- Смотрит, мы почти подлетели к какой- то планете, и жители передают нам короткие «сообщения». Как только ты услышишь в сообщении звук Л, хлопни в ладоши.
Логопед произносит слоги: МА, ПА, РА, ЛА, КО, ШО, ЛО, ЛА, МУ, СУ, ЛУ и т. д.
- А теперь я буду произносить разные слова, а ты должен слушать внимательно, и когда услышишь слово «Луна», подними руки вверх.
Произношу слова: МУНА, РУНА, ХУНА, ЛУНА, ШУНА, ФУНА, ЛУНА.
Здорово! Ты поймал все сообщения «лунатиков». Только вот почему-то прочитать и понять их нельзя, наверное, они зашифрованы!
5 часть: Автоматизация звука Л в начале слов
- Посмотри на картинки, назови их, какой первый слог одинаковый во всех словах? Картинки с изображением: ЛАСТОЧКА, ЛАНДЫШ, ЛАМПА, ЛАСТЫ, ЛАПЫ, ЛАМА, ЛАПТИ
(Правильно слог ЛА). Затем посмотри на второй ряд картинок и назови, какой общий слог в этих словах.
Картинки с изображением: ЛУНА, ЛУК, ЛУЖА, ЛУНКА, ЛУНТИК
(Правильно слог ЛУ). И в третьем ряду первый слог
Картинки с изображением: ЛОПАТА, ЛОШАДЬ, ЛОСЬ, ЛОДКА, ЛОБ
(ЛО). Молодец!
- Подумай, как называется планета, с которой мы получили сообщение? (Совершенно верно, эта планета называется Луна). Вот мы и на Луне. Давай повторим «шифр», чтобы сообщить «лунатикам», так называются жители этой планеты о нашем прибытии:
ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛО ЛА-ЛО-ЛУ
ЛО-ЛО-ЛО ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛУ-ЛА
ЛУ-ЛУ-ЛУ ЛО-ЛА ЛО-ЛУ-ЛА
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ЛЫ-ЛО ЛУ-ЛО-ЛЫ
- Молодец! Ты правильно произнес все шифры и лунатики выслали нам луноход.
6. Пальчиковая гимнастика «Луноход»
Посмотрите, луноход
По луне он сам идет.
Он шагает очень важно
В нем сидит Олег отважный!
(Ребенок ставит на стол подушечки пальцев обеих рук и надавливая ими по очереди шагает, то правой, то левой рукой. Слова повторяем несколько раз) .
7. Отгадывание загадок
- Лунатики очень любят загадывать загадки, ты должен правильно дать ответы, не забывай про звук [л] :
• Чем люди копают землю? (Лопатой)
• У какой птицы хвост раздвоенный? (Ласточка)
• Назови овощ, от которого можно заплакать если его начнешь чистить? (Лук)
• Что на земле появляется после дождя? (Лужи)
• В лесу живёт рогатый. (Лось)
• Без чего не съешь суп (Ложка)
• Круглолица и бледна, среди звезд она одна (Луна)
Молодец! Ты отгадал все загадки, правильно произнёс отгадки и за это лунатики дарят тебе наклейку (Наклейка с изображением Луны). Пора возвращаться домой!
Итог занятия.
- Какой звук нам помогал в нашем путешествии?
- Как надо правильно произносить звук [л]?
- Что тебе запомнилось?