Ольга Глаголева
Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию «Печка-Матушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по духовно – нравственному воспитанию «Печка – Матушка».
Цель: приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций.
Задачи:
-Вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа.
-Расширять словарный запас детей, по средствам использования в речи старинных слов.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию „Печка-Матушка“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская печь, печка
- Темочки
-Развивать художественно – образное мышление и двигательную активность детей.
-Прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.
-Воспитывать интерес и любовь к малым фольклорным формам.
-Формировать положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, в которых упоминается печь. Рассматривание иллюстраций. Поход в мини – музей в детском саду.
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Используемое оборудование: имитация избы с домашней утварью, компьютер, мультимедийный проектор, клубок, пирожки, соленое тесто, скалки для раскатывания теста.
Организационный момент:
ВОСПИТАТЕЛЬ : Здравствуйте, дети. В нашем детском саду сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. Для этого возьмемся за руки и сделаем большой круг.
Все ребята стали в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
ВОСПИТАТЕЛЬ : Я сегодня шла к вам и у порога увидела вот что (показывает клубок ниток). Для чего он нужен? (ответы детей).
Воспитатель крутит – вертит клубок и достает из середины записку, читает:
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
ВОСПИТАТЕЛЬ : Как вы думаете, про что это стихотворение? (ответы детей). Давайте с вами вспомним, как раньше жили наши прабабушки и прадедушки?
СЛАЙД № 1
Просмотр мультимедийного устройства (быт предков).
СЛАЙД № 2
Стоит жилище, деревянные бочища.
Внутри печь и дрова
Это русская (изба).
Давным давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Называли их избами.
СЛАЙД № 3.
Как вы думаете, что это? (ответы детей). Правильно, это колодец.
СЛАЙД № 4
А вот и печка барыня, главная в избе.
СЛАЙД № 5.
Самовар наш батюшка на столе стоит.
Сладким чаем с бубликом гостей напоит.
СЛАЙД № 6.
А это что такое, кто знает? Правильно, прялка.
Клубок лежит рядом, воспитатель прислушивается : клубок нам говорит, что может помочь попасть в русскую избу и показать, как жили люди в старину.
Отправляемся в путешествие.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ПУТЕШЕСТВИЕ».
Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом).
И цветов букеты соберем (наклоны вперед).
Где – то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдет (ходьба вперед).
Если встретятся овраги, мы овраги обойдем (ходьба назад,
Если встретятся коряги, под корягой проползем (Ходьба гусиным шагом).
Шаг за шагом, потихоньку,
Дружно в избу попадем (Ходьба на месте).
Попадают в часть группы, которая оформлена под русскую народную избу.
ВОСПИТАТЕЛЬ : Вот мы и пришли. Проходите в избу, осмотритесь кругом. Как здесь необычно. А вот и те предметы, которые мы с вами уже видели. А теперь садитесь на лавку и отдохните с дороги.
ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, отгадайте загадку.
Наша барыня – сударыня толста и бела
Щей да каши наварила, пирогов напекла.
Молодцы, правильно, печка. В старину печка была самая главная в доме. Она грела и кормила людей, с ней была связана вся жизнь русского народа. Недаром печку называли ласково и уважительно.
Ой, ты, печка – сударыня, помоги нам, боярыня.
Ты свари, напеки, обогрей, освети,
Помоги и спаси, в дом богатство неси.
Давно, в старину люди готовили еду вот в таких чугунах. Их ставили в печь на огонь. Сейчас и я сварю кашу в чугуне. Насыпаю крупу, наливаю молока, посолю, прикрою крышкой и в печь. Но как же мне поставить чугун далеко на огонь? А для этого у меня есть вот такое приспособление, и называется оно ухват.
Ухват, ухват, кочергою богат.
Чугунок подхватил и в печь посадил.
(все сопровождается показом).
ВОСПИТАТЕЛЬ : В чем у меня будет вариться каша? А чем я поставила чугун в печь? (ответы детей).
Молодцы, запомнили. А сейчас я подкину в печку дров, пусть каша варится.
А я тесто на пироги замесила, но не успела их сделать. Вы мне поможете? Тогда надевайте фартуки и за работу (дети из соленого теста делают пирожки).
Воспитатель берет лопату, ставит в печь пироги (из соленого теста).
ВОСПИТАТЕЛЬ : Пока пекутся наши пироги, мы поиграем на музыкальных инструментах, а для этого нам понадобятся деревянные ложки (игра на деревянных ложках под р. н. мелодию).
ВОСПИТАТЕЛЬ : Ну, вот, ребята, пока мы с вами играли, наши пироги испеклись. До чего румяные получились! Вынимаем их из печи (пироги во время занятия незаметно меняют на настоящие).
Наша печка – сударыня толста и бела, пирогов нам напекла.
ВОСПИТАТЕЛЬ : нам пора возвращаться. Положим пирожки в корзинку в путь. А дорогу обратно нам поможет найти наш волшебный клубок.
Ты катись, катись клубок
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь дорожку укажи.
Вот мы и вернулись. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).
А теперь давайте пить чай с пирогами.