Марина Козина
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель - воспитывать интерес к искусству народных мастеров и желание создавать свой рисунок по гжельским мотивам, совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей средствами русского фольклора.
Задачи:
1. Использовать ранее полученные знания и навыки самостоятельно составлять узоры на предложенных шаблонах. Совершенствовать навыки работы гуашью: рисовать всей кистью и концом.
2. Ввести в активный словарь детей : петельные, дугообразные линии, капелька, мазок, народный промысел и т. п.
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста „Волшебная гжель“» размещена в разделах
3. Расширять представления детей о различных формах русского фольклора: потешки, загадки, попевки.
4. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, хороводы, танцы. Развивать чувство ритма.
5. Развивать эстетическое восприятие народных промыслов.
6. Воспитывать любовь к Родине, народным промыслам.
Оформление зала:
- на центральной стене и окнах расположить изображения элемента гжельской росписи - гжельскую розу;
- украсить зал шарами голубыми и белыми в форме цветов;
- на столиках расположить образцы посуды, украшенные гжельской росписью.
Атрибуты:
- ложки деревянные;
- белые ажурные платочки для танца;
- стулья по количеству детей;
- 4 стола;
- краски, кисточки, емкости для воды, шаблоны для раскрашивания, салфетки, палитра;
- корзинки;
- пластмассовые шарики 3 цветов.
ХОД.
Под русскую народную мелодию дети, пританцовывая, заходят в зал и становятся полукругом лицом к зрителям.
Воспитатель: Здравствуйте, мои вы дорогие! Здравствуйте, гостьюшки родные!
Дети: Здравствуйте, гостьюшки родные!
Воспитатель: Отвечайте хором все, вы зачем пришли ко мне?
Дети: Мы пришли себя показать, много нового узнать, загадки и пословицы послушать, песни спеть да сплясать!
Реб. 1: Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки -
Мастера там на все руки:
Шить, варить и рисовать,
Песни петь и танцевать!
Реб. 2: Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
Об искусниках-умельцах
На весь мир молва идет!
Воспитатель: Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
Наше Отечество, наша Родина - матушка-Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней испокон веку отцы и деды наши жили. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней нам родное.
Реб. 3: Песня русская в березах,
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах!
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов!
Сколько песен у России,
Столько во поле цветов!
Песня "Моя Россия" (Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой)
Воспитатель: Крепко любят свою Родину русские люди. О матушке России немало песен и пословиц сложено. Поведайте гостям, какие пословицы вы знаете.
Дети: Родина любимая - что мать родимая.
Человек без Родины- что соловей без песни.
На чужой стороне и весна не красна.
Воспитатель: Верно, верно говорите.
Вижу - грамотный народ!
А играть-то вы хотите?
Так вставайте в хоровод!
Хоровод "Как за нашим за двором"(Русская народная песня)
Воспитатель: Да, с песней в жизни веселей,
С ней забота - не забота,
С песней спорится работа,
Отдых ярче и светлей!
Ложкари играть начнут -
Ноги сами в пляс идут!
От зари и до зари
Веселятся ложкари!
Индивидуальная песня "Расписная ложка"(Музыка и слова Н. И. Суховой, муз. обработка Ю. Забутова)
Реб. 4: Мы гордимся стариною, стала нам она родною.
Вечно радует кого-то наших прадедов работа!
Воспитатель: Очень много ремесел есть на русской земле, всех сейчас не перечесть. Мы знакомились с традиционными русскими художественными промыслами. Попробуйте отгадать, о каком виде росписи загадка:
Темно-красный пожар стелется по золоту,
Здесь и люди, и дома - нас встречает.
Дети: Хохлома!
Воспитатель: Есть местечко небольшое, Дымково зовут.
Красота и творчество в Дымково живут.
Под руками мастера оживает глина:
Вот конек-горбунок, тут - индюк-болтунок,
Там - куколка Галина!
Дети: Это дымковская игрушка.
Воспитатель: В Подмосковье речка Гжелочка бежит,
Вдоль этой речки деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки растут,
Русские умельцы в деревеньке живут.
Посуду расписную они мастерят,
Синим по белому чудо творят!
Дети: Это гжель!
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали верно. А сейчас подойдите к столу, посмотрите на изделия и попробуйте определить, из какого материала они сделаны.
Дети определяют виды росписи и материал - глину.
Воспитатель: А как называют мастера, который делает изделия из глины?
Дети: Гончар.
Воспитатель: Правильно. У кого тут хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра!
Русская народная игра "Гончары"
Дети потешкой "Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда? Из каких краёв пришла и цветами расцвела?" выбирают покупателя. Затем делятся на пары. Стоящий впереди ребенок присаживается на корточки и изображает горшок, стоящий сзади - продавец. Покупатель ходит внутри круга, выбирая посуду. Выбрав, интересуется :" Почем горшок?"
Хозяин отвечает: "По денежке!"
Покупатель:"А крепкий?"
Хозяин: "Попробуй!"
Покупатель: "Крепкий. Давай сговор!"
Хозяин: "Давай!"
Хозяин и Покупатель берутся за руки, а все дети поют: "Чичары, чичары, собирайтесь, гончары. По насту, по кусту, по лебедю горазды!" Хозяин и Покупатель бегут в разные стороны. Побеждает тот из них, кто первым прибежит и встанет около горшка.
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание на мой наряд и на наряды девочек? А какой вид росписи напоминает вам убранство нашего зала?
Дети: Гжель.
Воспитатель: Да. И сегодня мы подробнее поговорим об этом промысле. Вспомните, почему этот вид промысла называется гжелью?
Дети: Потому что изделия делают в подмосковной деревне Гжель.
Воспитатель: Почему гжельские мастера выбрали для своих изделий сине-белый цвет?
Дети: Потому что считают, что у них в деревне самое синее небо и самые белые облака.
Воспитатель: Какие изделия делают мастера?
Дети: Гжельские мастера делают посуду, сувениры, подсвечники, часы, фигурки людей и животных.
Воспитатель: Что любят изображать на своих изделиях мастера?
Дети: Цветы, гжельскую розу, птиц, бордюры, животных, сценки из жизни людей.
Воспитатель: Какие элементы гжельской росписи вы знаете?
Дети: Мазок, капелька, сеточка, прямые линии, волнистые, дугообразные.
Воспитатель: Подойдите, пожалуйста к столу, где находятся изделия гжельских мастеров. Что сделали мастера?
Дети: Чайники, блюдца, вазу, часики, подсвечник и т. д.
Воспитатель: Что изобразили мастера на своих изделиях?
Дети: Веточки, листики, бордюры, птицу и т. д.
Воспитатель: Посмотрите еще раз на эту красоту и попробуйте прибавить к слову гжель ласковое слово. Гжель какая?
Дети: Гжель сказочная, волшебная, хрупкая, необыкновенная, нарядная, прекрасная, голубая и т. п.
Воспитатель: Молодцы! О гжели много стихов и песен сложено.
Гжель приятна и нежна! Гжель красива и хрупка!
То в печи она калилась, то в глазури притомилась,
А сегодня гжель моя щедро радует меня!
Реб. 5: Над полями, над лугами льется песня в синеву.
Про озера голубые я, друзья, вам расскажу.
О русской о сторонушке и о певце соловушке,
О гжели я поведаю и ласково спою!
Воспитатель: Присядьте, ребята и посмотрите на танец-песню, которую приготовили наши девочки.
Танец-песня "Гжель" (Музыка и слова З. А. Роот)
Воспитатель: Спасибо за замечательный танец и нежную песню! Мы с вами полюбовались на замечательные изделия гжельских мастеров. Вот бы и нам устроить такую выставку в детском саду! Если бы вы были мастерами, то как украсили бы свои изделия? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы так много знаете о гжели, что из вас получились бы настоящие мастера.
Волшебство одно я знаю, дивным чудом обладаю:
Стоит только захотеть, стоит лишь мне посмотреть,
Вам глаза на миг закрыть и волшебный вспомнить вмиг
Гжели сказочный изгиб, то вы сейчас не детвора,
А волшебной гжели мастера!
А это - ваша мастерская. Что вам понадобится для работы? (Воспитатель раскидывает разноцветные шары голубого, белого и синего цвета) :
Входит сказка, у ворот с нами водит хоровод.
Подарила для игры разноцветные шары.
Раз, два. три! Шары собери!
А теперь ищи столы, где такие же шары.
Шар волшебный, дай ответ,
Ты раскрой нам свой секрет!
Загадки:
1. На голове пуговка, в ноге решето. Одна рука на спине. Что это? (Чайник)
2. Круглое, как солнышко. Плоское, имеет тоненькое донышко. В нем суп и каша всего краше? (Блюдо)
3. Рвали мы цветики ранней весной и с братцем несли их скорее домой. Сперва положили их в маленький тазик. Нет, некрасиво! Поставим их в. (Вазу)
Воспитатель предлагает детям разукрасить приготовленные шаблоны чайника, блюда и вазы.
Мои дети мастера, заводная детвора!
Любят рисовать, лепить, чтоб искусству угодить!
Воспитатель вспоминает с детьми приемы работы над гжельской росписью, затем дети приступают к работе под тихое звучание русских народных мелодий.
По окончании работы воспитатель говорит:
И сегодня увидели внуки то, что дедам не снилось вчера:
Золотые российские руки, в каждом доме живут мастера!
Ребята, покажите рисунки нашим гостям!
(Демонстрация рисунков)
Воспитатель: Отдохнули? Теперь можно поплясать, свою удаль показать!
(Танец "Кадриль")
Воспитатель: Играми и плясками сыт не будешь. Славится русский народ гостеприимством да угощением! Мы вас к чаю приглашаем, наш чай с сюрпризом.
Чай горячий - наша сила, украшение стола.
С чаю лихо не бывает, так в народе говорят.
Чай - здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!
Дорогие ребята, дорогие гости, приглашаем вас за столы дубовые отведать праздничное угощение!
(Чаепитие)