Елена Свиридова
Конспект интегрированного занятия (НОД) по познавательно-опытническому развитию детей «Где-то на белом свете»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Где - то на белом свете…»
Составила:
Воспитатель подготовительной группы ГБОУ №2573 г. Москвы Свиридова Е. М.
Сюжетно - ролевая игра «Телестудия» с экспериментами.
Образовательная область: «Познание».
Основная деятельность: Познавательно-исследовательская.
Форма работы с детьми: Решение проблемных задач.
Возраст: Подготовительная группа.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия (НОД) по познавательно-опытническому развитию детей „Где-то на белом свете“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
- систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера;
- совершенствовать умения изучать окружающий мир всеми органами чувств;
-формировать у детей представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
- развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать их проверку;
- активизировать психические процессы в при ознакомлении со свойствами воды;
- развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов;
- использовать опыт для нахождения истины;
- воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий.
Материалы и оборудование: объект исследования – лёд, пластмассовые ёмкости для воды, пластиковые бутылки с тёплой водой, соль, салфетки (по количеству детей, карты-схемы эксперимента; погодная карта Крайнего Севера; видеокамера (игрушка, иллюстрации белого медведя, шаблоны «Снежных очков», тонкие резинки, соответствующие объёму головы ребёнка по количеству детей; энциклопедии для дошкольников.
Предварительная работа: организация с/р игры «Школа телеведущих»; ежедневные наблюдения за изменениями погоды.
Ход НОД:
Сюжетно - ролевая игра «Телестудия».
Дети распределяют сюжетные роли ( ведущие рубрик: «Лаборатория синоптиков», младшие научные сотрудники из лаборатории «Любознайки», корреспондент рубрики «Ваш вопрос – наш ответ», оператор, зрители). Ведущие готовятся к выходу в эфир (причёсываются, примеряют украшения, приводят одежду в порядок, наводят макияж, готовят рабочее место, оператор проверяет исправность видеокамеры.
Воспитатель: Ребята, сколько времени осталось до начала передачи?
Дети: Пора выходить в эфир.
Воспитатель: Сегодня в эфире: «Лаборатория синоптиков», «Новости из лаборатории» и «Ваш вопрос – наш ответ».
Воспитатель: Ребята, телеведущих и оператора прошу занять свои места. А остальных – места в студии. До эфира осталось: 5,4,3,2,1…
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые телезрители и гости в студии. Добро пожаловать на передачу «Любознайки». Наша передача выходит зимой, поэтому посвящена самым бескрайним снежным просторам Северного Полюса и называется «Где – то на белом свете…» Этот загадочный материк полон тайн и загадок. С прогнозом погоды в этом снежном и морозном царстве вас познакомит наш корреспондент метеостанции Саша Киреева. Доброе утро, Саша.
Рассказ о состоянии погоды на Северном Полюсе, работа с погодной картой. (Характеристики погоды, атмосферные явления на январь 2013г. : Температура воздуха -29 -30 °C; Ощущается 37 °C; Малооблачно; Зимой в Арктике никогда не встаёт солнце, поэтому круглые сутки темно – это Полярная ночь; Полнолуние; Температура воды: +3°C; Ветер 7м/с; толщина снежного покрова зимой достигает почти 25 – 90 см, а толщина льда зимой - 5 м; Влажность воздуха 80%, Воздух настолько холодный и сухой, что можно услышать, как кто-то разговаривает даже за 5 км).
Воспитатель: А какая погода в Москве?
Рассказ ребёнка о состоянии погоды в столице.
Воспитатель: С вами была Саша Киреева. Оставайтесь с нами.
Воспитатель: Сейчас передаём репортаж из лаборатории «Любознайки». С последними научными открытиями нас познакомит Карпов Кирилл. Здравствуй, Кирилл.
Кирилл. Здравствуйте! В лаборатории «Любознайки» младшие научные сотрудники работают над изучением загадок хозяина Северного Полюса - белого медведя.
Воспитатель: Какие же тайны белого медведя открыты в вашей лаборатории?
Кирилл: Наша лаборатория выяснила, что белый медведь имеет белый окрас шерсти, потому что вокруг всё белым-бело.
Воспитатель: Что же ещё интересного выяснили учёные вашей лаборатории?
«Любознайки» : Оказывается, белые медведи – самые большие медведи в мире.
Кирилл: Их длина = 3,5 м, а вес = 1тонне кг.
Воспитатель: Это действительно интересно. Похоже, что сотрудники лаборатории «Любознайки» решили узнать все тайны белого медведя. Может быть, вы уже на пороге следующего открытия?
«Любознайки» : Да, это так. Вы не поверите, но белый медведь не впадает в спячку.
Воспитатель: Почему вы так решили?
«Любознайки» : Для медведя достаточно пищи круглый год.
Воспитатель: Чем же питается белый медведь?
«Любознайки» : Рыбой, моржами.
Воспитатель: Как же медведю удаётся поймать рыбу или моржа?
«Любознайки» : Он хорошо умеет плавать и нырять. Один удар медвежьей лапы полностью оглушает тюленя. Кстати, белый медведь может учуять тюленя по запаху даже за 64 км.
Воспитатель: Мне подсказывает режиссёр нашей программы, что у гостей телестудии возник вопрос: «Почему же белый медведь, вылезая из воды, не замерзает? Ведь на улице сильный мороз! Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе?»
«Любознайки» : Может, она замерзает?
Воспитатель: Так, что, медведь, выйдя из воды, покрывается льдом?
«Любознайки» : Наверное, нет.
Воспитатель: Почему же этого не происходит?
Предположения детей.
Воспитатель: Предлагаю проверить в вашей лаборатории.
Исследовательская деятельность.
В ёмкости с водой опустить руку и тут же вынуть её. Обратить внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Предложить тряхнуть рукой, вода осталась на руке. Затем руку протереть жиром (маслом) и снова опустить в воду и вынуть.
Воспитатель: Что вы заметили?
«Любознайки» : Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками.
Воспитатель: Почему так получилось?
«Любознайки» : Жир не пропускает воду.
Предложить тряхнуть рукой. Капельки легко отлетели.
Воспитатель: Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз?
«Любознайки» : Шерсть пропитана жиром. Толстый слой жира защищает белого медведя от арктического холода.
Воспитатель: По – моему, вы раскрыли главную тайну белого медведя. Жир позволяет шерсти слипаться и образовывает водонепроницаемый слой, который защищает белого медведя и от холода и от промокания.
Воспитатель: Вот и раскрыты тайны белого медведя. Спасибо лаборатории «Любознайки» за открытия. До новых встреч!
Воспитатель: В рубрике «Ваш вопрос - наш ответ» обзор писем проведёт Фёдор Манько.
Федя: Доброе утро! К нам на передачу пришло очень много писем. (Показывает письма). Но так как наша передача сегодня посвящена Северному Полюсу, то рассмотрим письмо с научно - исследовательской станции от полярников. Прочитайте, пожалуйста, Елена Михайловна.
Воспитатель: С удовольствием. Но сначала, Федя, расскажи нашим телезрителям и гостям студии, кто такие полярники.
Федя: На Северном Полюсе работают очень мужественные, отважные люди, которые хотят как можно больше узнать об этом суровом крае. Они с интересом изучают на научно - исследовательской станции климат, состояние льда, моря, жизнь животных, ведь таких нет ни в одной другой части мира.
Воспитатель (читает письмо) : «Привет от полярников. Слышали вы что-то об айсбергах? Айсберги – это огромные ледяные горы, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктиде и с течением их вынесло в море. Как вы думаете, как ведут себя айсберги под лучами солнца? Плавают они или тонут? Опасны ли айсберги? Для кого? Помогите разобраться. Ждём ответа».
Воспитатель: Фёдор, как нам поступить?
Предполагаемый ответ.
Воспитатель: Я думаю, что все предположения надо научно проверить. Среди наших гостей в студии найдутся настоящие исследователи, которые помогут нам разобраться с этой проблемой. Кто хочет принять участие в нашем исследовании айсбергов?
Дети изъявляют желание, проходят в студию.
Воспитатель: Итак, прямое включение из нашей научно - экспериментальной студии. Вот молодые исследователи, которые решились на трудный шаг. Представьтесь, пожалуйста.
Дети называют свои имена.
Воспитатель: Что вы сначала собираетесь выяснить?
Дети. Что происходит с кусками льда в воде. Плавают они или тонут?
Воспитатель: Давайте проверим. У каждого из вас есть карта – схема эксперимента. Приступайте к исследованию. (Дети наполняют пластмассовые ёмкости тёплой водой из пластиковых бутылок, размешивают в ней 2 столовых ложки соли, затем достают из контейнера лёд и опускают его в воду). Что происходит? Почему лёд не тонет? (Выталкивающая сила воды больше веса льда). Почему не тонут айсберги? (Лёд менее плотный, чем солёная вода, поэтому айсберг может плавать).
Воспитатель: Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части.
Воспитатель: Думаю, что мы убедили всех телезрителей, и ответили на первый вопрос полярников об айсберге. Но что мы ответим на второй вопрос? Кто может напомнить его?
Дети: «Опасны ли Айсберги? Для кого?» (Если дети затрудняются, зачитать отрывок из письма).
Воспитатель: Ваше мнение, Федя (Аня, Егор?
Предположения детей.
Воспитатель: Я тоже слышала, что айсберги опасны. Где мы можем найти точный ответ на этот вопрос?
Дети: Ответ можно найти в книгах.
Воспитатель: Обратимся в нашу «Библиотеку юных учёных». Найдём в энциклопедии информацию об айсбергах.
Воспитатель (читает энциклопедию) : Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Вы, наверное, о нём слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности. Интересный факт! Оказывается, киты, рыбы и тюлени обычно плавают вокруг айсбергов, а вот наши знакомые белые медведи предпочитают нырять с айсберга с высоты, достигающей иногда 15 м (это приблизительно высота 5 – этажного дома). Интересно, как же он забирается на скользкий айсберг? Похоже, что у белого медведя появилась новая тайна, разгадать которую предстоит учёным лаборатории «Любознайки». Предлагаю это открытие сделать в более естественных для белого медведя условиях. А именно, на улице. Согласны?
Воспитатель: Мы справились с заданием полярников и научно доказали, что наши ответы верны. Спасибо за интересные вопросы и в благодарность, я предлагаю сделать для этих отважных людей «снежные очки». Ведь солнечные блики на ярком белом снегу могут ослепить. А «снежные очки» помогут защититься. Согласны?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Приглашаю всех участников нашей программы пройти к столам. Возьмите шаблоны «Снежных очков» и приступайте к работе. (Дети проходят к столам и вырезают шаблоны, затем привязывают тонкую резинку к боковым отверстиям).
Воспитатель: Давайте проведём испытания «Снежных очков». Закрепите у себя на голове. Маленькие прорези помогают уменьшить яркость отражения от снега. Как вы думаете, помогут ли такие очки защитить полярникам глаза от слепящего солнца и снега?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Наша передача подошла к концу. Спасибо за внимание. Смотрите нас через неделю, в это же время. До свидания!
После занятия дети на участке детского сада проводят испытания «Снежных очков» и эксперимент (на ледяной дорожке или снежной горке).
Эксперимент «Как белый медведь забирается на айсберг».
1. Дети пробуют пройти по ледяной дорожке.
2. Дети пробуют забраться на снежную горку по её наклонной части снизу вверх.
Вывод: лёд не даёт возможности двигаться. Ноги на скользят.
3. Прикрепить к подошве обуви при помощи резинки наждачную бумагу. Повторить задания.
Вывод: Лапы белого медведя не скользят даже на льду, т. к. подошвы покрыты жёсткой щетиной, помогающей также надёжно захватить добычу лапами.
Фотоматериалы.
С прогнозом погоды в снежном и морозном царстве Северного Полюса и в столице знакомит корреспондент метеостанции Саша Киреева
Протираем руку жиром (маслом) и опускаем в воду.
Опускаем защищённую жиром руку в воду.
Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками.
Исследователи научно - экспериментальной студии выясняют, что происходит с кусками льда в солёной воде.
Оказывается, лёд не тонет.
Выталкивающая сила воды больше веса льда. Лёд менее плотный, чем солёная вода, поэтому айсберг может плавать.
«Лаборатория синоптиков» на выездной фотосессии.
«Сотрудники» метеостанции измеряют глубину снежного покрова на участке детского сада.
Получается, что глубина снега в г. Москве в январе 2013г. – 46 см.
После занятия дети на участке детского сада проводят эксперимент «Как белый медведь забирается на айсберг» (на снежной горке).